Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Помимо социальных ролей, мы играем роли «межличностные»- это то поведение, которое ожидается от нас другими людьми согласно установившимся между нами отношениям(для кого-то друг, для кого то враг, доброжилатель, объект страсти и тд.).

Вступая в общение мы должны исполнять си социальную роль и межличностную, причем на первом месте стоит роль «социальная».

Внутригрупповая роль – это поведение, которое ожидается от меня членамигруппы, в которую я вхожу, в соответствии с репутацией, приобретенной в группе.

При всем этом мы еще играем и какую то из индивидуальных ролей, следую определенному «Я - образу», хранящемуся в памяти

 

 

Коллектив – это разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Коллектив характеризуется:

1.       устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности его существования.

2.       отчетливо выраженной однородностью состава- наличием признаков, присущих коллективу.

3.       относительно высокой степенью сплоченности на основе взглядов и установок.

4.       структурированностью – распределением функций, прав, обязанностей, ответственности.

5.       организованностью - упорядоченность, подчинение определенному порядку.

6.       открытостью - готовностьюк принятию новых членов.

Эти черты соединяются с понятием социально-психологичесикй климат коллектива- отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности , стилем и уровнем управления и т.д.

Коллектив делится на рядовых членов и лидеров. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом, в частности, направлять их усилия на достижение каких либо целей. Различают неформальных и формальных лидеров.

Неформальный лидер – это член коллектива, добровольно принявщий на себя значительно больщую ответственность, чем требуют формальные предписания и нормы.

Формальный лидер – это носитель административной власти, задача которого в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей.

Журавлев различает 3 основных стиля руководства: 1) директивный (автоератический)

2) демократический (Консультативный)

3) либеральный (попустительский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ№12 Тема: ПЕДАГОГИКА, ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ(2 часа).

План:

1.        Предмет педагогики.Основные понятия: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс.

2.        Структура педагогики.

3.        История развития педагогики.

4.        Связь педагогики с другими науками.

Темы рефератов.

1.        Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

2.        Основные этапы развития педагогики и образования.

Литература.

1.        Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- М., 2000, 2003

2.        Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов.- №-е изд.- М.: школа-Пресс, 2000,2004

3.        Мудрин А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. Пед. Вузов/ под ред. В.А. Сластена 4-е изд. Доп.- М.: Издат центр «Академия», 2003.- 200с.

4.        Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- М, 2000, 2001, 2003

5.        Психология и педагогика (Текст)6 учб. Пособие для студентов технических вузов/ А.И. Волков и др.- М.: «Март» Ростов Н/Д, 2005.- 560с.

1. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-пер­вых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих,- передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Педагогика это наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавшщий его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» ~ ребенок, «гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожа-тый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с гречес­кого - детовождение. Основными категориями педагогики являют­ся: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляе­мых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целена­правленный процесс формирования интеллекта, физических и ду­ховных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систе­матическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руковод­ством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообра­зование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней дея­тельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Дея­тельность преподавателя при этом называется преподаванием, а де­ятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно опреде­лить и так: обучение г» это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспи­тании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, об­разования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, особая функция общества.

2. В результате развития науки, техники и культуры происходит диф­ференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, кото­рые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особен­ностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизио­логическими данными и т. д.

Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:

Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех воз­растных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обуче­ния и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организа­ции и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспита­ния детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы - исследует содер­жание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенно­стях развития и закономерностях обучения и воспитания аномаль­ных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания

глухих; тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей; олиго­френопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика, раз­рабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

 

 

 

Педагогика профессионально-технического и среднего спе­циального образования — изучает и разрабатывает вопросы обуче­ния и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных учебных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения
и воспитания студентов вузов.              .

Значительное место в системе педагогических знаний занима­ет история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.

3. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколени­ям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный про­цесс воспитание берет свое начало с периода разделения труда. Именно с этого времени воспитание становится содержанием специ­ально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. К этому же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий - профессии пе­дагога, воспитателя, учителя. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых на­выков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верова­ниями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племе­ни - охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Следует заметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных случаях.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее рас­пространение в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовыё% военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управле­ния. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержание об­разования в жреческих школах. Так, в школах жрецов Вавилонского государства, кроме письма, счета и чтения преподавались право, ас­трология, медицина и цикл религиозных дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь и дорогим. Оно не было доступ­ным для детей ремесленников и земледельцев. Обучать своих сыно­вей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и бо­гатые рабовладельцы. В школах царила палочная дисциплина, а за­нятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская. Образование в спартанском государстве было привиле­гией рабовладельцев. Главной была общественная система воспи­тания. Дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подго­товкой. В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музы­кальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную фи­зическую и военную подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные во­просы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль».

В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались ито­говым испытаниям, главным из которых было испытание на вынос­ливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав ис­пытание, они получали оружие, становились полноправными спар­танцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе.

Спартанская система воспитания применялась и для девушек, правда, в облегченном и в укороченном варианте. Кроме традиционных (домоводство, уход за детьми, музицирование), существовала специ­альная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позабо­титься об укреплении здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.

Некоторые принципы спартанского воспитания пережили ве­ка и с поправкой на современные нормы: выносливость, непритяза­тельность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях.

Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ог­раничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты, а не­сколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декла­мацией в школе кифариста. С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, мета­ние копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, ли­тературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши продол­жали изучение политических наук, изучали законы Афинского го­сударства и одновременно проходили курс профессиональной воен­ной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означа­ло, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому тру­ду, который был только уделом рабов. Риторская школа Квинтилиа-на одной из первых получила статус государственного учебного за­ведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической не­насильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания: подра­жание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем до­машнее (индивидуальное). Его главный научный труд «Наставление в ораторском искусстве» - это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это по сути педагогика современного Квинтили-ану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою исто­рию от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.

Информация о работе Предмет и задачи психологии