Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

В период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) - эпоха средних веков, а в сфере образования и воспитания -это эпоха безраздельного господства церкви. В странах Востока шко­ла в содержании образования и в методах преподавания отражала господствующие там религиозные идеологию и мировоззрение (ин­дуизм, буддизм, ислам) и верно служила интересам церковных и светских феодалов. В Западной Европе монополия церкви на образо-

вание видна уже из простого перечисления типов школ: приходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), собор­ные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным дог­матам и пению псалмов и молитв.

Развитие ремесел и торговля в XIII-XIV вв. привели к появле­нию цеховых школ, в которых дети ремесленников получали началь­ное образование. Обучение же самому ремеслу осуществлялось либо в семьях ремесленников, либо в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов - гильдия­ми. В этих платных школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность. Интересы феода­лов в средние века обслуживала так называемая рыцарская система воспитания. Основу этой системы составляли «семь рыцарских доб­родетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах. Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам труда, включая да­же умственный, ценились только сила и ловкость, а также умение (скорее эффектно, чем эффективно) ими распорядиться.

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) развитие капиталистических от­ношений, прогресс науки и культуры вызвали возрождение интере­са к античному культурному наследию, что и дало название эпохе. В образовании это нашло свое выражение в процессе его гуманизации и отказе от суровой палочной дисциплины, столь характерной для средневековой школы.

Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям и стреми­лась создать такую атмосферу учения, которая превратила его в ра­достный и интересный процесс для детей. В этих целях стали широ­ко использоваться наглядность всех видов: игры, экскурсии, уроки среди живой природы; господствующей становится организация за­нятий, побуждающая школьников, учиться с увлечением.

Наиболее ярко и полно педагогические идеи Возрождения вы­разил Я. А. Коменский (1592-1670 гг.) - великий чешский педагог, те­оретик и практик образования. В главном труде своей жизни «Вели­кая дидактика» он призывал «учить всех - всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековой школе. Я. А. Коменский обос­новал принцип сообразности образования и воспитания природе во­обще (макромир) и природе ребенка (микромир) - в частности, а так­же сформулировал целую систему принципов дидактики. Образова­ние, писал Я. А. Коменский, только тогда имеет ценность, когда

благотворно действует на нравственность учеников, и что «ученость без добродетели - все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Я. А. Коменский - отец классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую революцию в организации учебной работы школы. Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый тип общего среднего образова­ния, который получил название «классический». Ведущим направ­лением и содержанием классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы, античного искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое среднее образование, становится гимназия.

В XVIII - начале XIX вв. в содержании классического образо­вания произошли большие изменения. В гимназиях, которые про­должали ориентироваться на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древ­них языков и расширились такие дисциплины, как родной язык, ис­тория, география, естествознание, наука. В России государственные гимназии были созданы по уставу 1804 г. С этого момента в нашей стране берет свое начало становление и развитие классического об­разования. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года гимназия в России - основной тип учебных заведений общего среднего образо­вания.

В XIX в. наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удов­летворять потребности растущего производства и торговли. В реаль­ном образовании доминируют предметы естественно-математичес­кого цикла. Первые реальные школы возникли в России и Германии уже в начале XVIII в. А самым первым в мире учебным заведением реального образования была открытая в Москве 14 января 1701 года по указу Петра I школа математических и навигационных наук. Пе­ред ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела. Часть выпускников этой школы назначались учите­лями математики. Реальное образование развивалось параллельно и в противоборстве с классическим.

В XX в. в развитых странах мира система образования приоб­рела некоторые общие черты при сохранении своеобразия, обуслов­ленного национальными традициями. Светское среднее образование развитых зарубежных стран представлено тремя типами школ:

1. Массовая общедоступная, во многих странах - обязательная средняя школа. Такая школа имеет три «вечные» проблемы. Боль­шая численность классов (25-40 чел.), невысокая, а иногда и очень низкая зарплата учителя и недостаточное финансирование, опреде­ляющее несоответствующую современным требованиям матери-

ально-техническую обеспеченность. Эта школа постоянно реформи­руется. Нет ни одной страны, где бы существующая система образо­вания считалась бы оптимальной по мнению общественности той же страны. Однако перманентное реформирование не решает, а лишь смягчает указанные выше проблемы, а потому потребность в рефор­мах не устраняется.

2.  Привилегированное положение детей из богатых семей обеспечивается наличием частных школ, право на посещение кото­рых дает высокая плата. Эти школы отличаются высоким уровнем материально-технического обеспечения. Высокая зарплата учите­лей позволяет на основе конкурсного отбора привлечь к работе в этих школах лучшие педагогические кадры.

3.  Государственные школы для одаренных детей. Эти школы финансируются государством, но по более высоким нормам, что по условиям приближает их к частным школам. Пропуском в эти школы служит талантливость, а ее критериями - победы на различных кон­курсах и олимпиадах. Количество таких школ очень ограничено.

Важной частью образования в зарубежных странах стали цер­ковные школы. Например, в США в 70-е годах в католических шко­лах (элементарных, средних) обучалось около 5 млн. учащихся.

Специфические особенности образования в развитых странах дальнего зарубежья рассмотрим на примере США. Обучение детей начинается с 6 лет и обязательно до 16 лет (по законам большинства штатов). Начальная школа - 6-8 лет, Средняя школа подразделяет­ся на младшую (7-9 классы) и старшую (10-12 классы). Старшая средняя школа имеет два профиля: академический с ориентацией на вуз и «практический» - с ориентацией на рабочие профессии. Кроме того, старшая средняя школа характеризуется высокой дифферен­циацией обучения. Обязательными являются небольшое число дис­циплин. На выбор же предлагается до сотни элективных предметов.

Основной тип высших учебных заведений - университеты с высокой платой за обучение. Наиболее высокий уровень обучения обеспечивают дорогостоящие частные университеты: Колумбий­ский, Гарвардский, Стенфордский, Принстонский. Кроме того, выс­шее образование можно получить в институтах и колледжах разно­го профиля.

В истории российского образования, как и в истории России вообще, XX век занимает особое место. После Октябрьской рево­люции 1917 г. вся система народного образования была кардиналь­но преобразована. Школа стала бесплатной, общедоступной неза­висимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Школа была провозглашена светской, т. е. независи­мой от церкви.

В 1936 году Советский Союз стал страной грамотности. Совер­шенство и размах образования в нашей стране - одна из важных при­чин победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Однако подлинным триумфом советской системы образова­ния были успехи в атомной и ракетно-космической областях. После запуска первого искусственного спутника земли в СССР конгресс США создал специальную комиссию с заданием выяснить «Кто ви­новен в национальном позоре США?» Так американцы определили для себя значение запуска первого спутника у нас. Назвав совет­скую среднюю и высшую школу «секретным оружием» большеви­ков, американцы приступили к значительному реформированию своей школы.

Вместе с тем школа и образование в СССР функционировали в условиях жесткого партийного диктата. В отдельные периоды этот диктат осуществлялся настолько ограниченными людьми, что це­лые науки и научные направления оказывались под запретом. Так, в свое время были объявлены лженауками генетика и кибернетика. Вот почему интеллигенция в массе своей всегда была оппозиционно настроена по отношению к режиму и искренне приветствовала кру­шение господства партократии.

Однако вместе с желанным плюрализмом в деле воспитания и образования в практику российской школы пришел принцип эли­тарного образования для богатых и превращение массовой школы в скудно обеспеченный отстойник для детей малообеспеченных роди­телей. Знаменитый Указ № 1, провозгласивший принцип приоритет­ности образования и установивший оплату труда учителей на уров­не средней зарплаты в промышленности, не выполняется ни по од­ной позиции и используется только в лексиконе российских острословов как синоним известного выражения «потемкинская де­ревня». И все-таки российская школа всех степеней жива. И она бу­дет жить, пока на ниве народного просвещения трудятся настоящие российские патриоты и подлинные энтузиасты своего дела.

Хочется верить, что именно школа станет инициатором, орга­низатором и центром прозрения нашего народа, и внесет тем самым свой неоценимый вклад в дело возрождения и процветания нашей великой Родины.

4. Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисцип­линой, не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической тео­рии выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое зна­чение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от воз­раста, в условиях обучения и воспитания. Тесные связи существуют между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и определяю­щей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социоло­гия, занимающаяся изучением общества как сложной целостной си­стемы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

Педагогика имеет тесные связи и со многими другими отрасля­ми научного знания - анатомией и физиологией человека, этногра­фией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о рабо­тоспособности учащихся), и т. п.

Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и образования) развивались и вычле­нялись в отдельную отрасль педагогических знаний методики пре­подавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школе.

Важнейшая задача методики - разработка содержания форм и ме­тодов изучения этих предметов, изучение и обобщение: популяриза­ция передового педагогического опыта работы лучших педагогов, по­вышение эффективности педагогического процесса и качества зна­ний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук (например, математических методов, понятия об обратной свя­зи, заимствованное из кибернетики). Следует заметить, что педаго­гика использует материалы и данные смежных наук не путем меха­нического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным ана­лизом условий и границ их применимости в педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №13 Тема: ЦЕЛИ И ИДЕАЛЫ ОБРАЗОАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. (2 часа)

План:

1.        Цели образования и воспитания.

2.        Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.Идеал человеческой личности.

3.        Дидактика: теория и практика обучения.

4.        Принципы дидактики и их реализация.

Темы рефератов.

1.        Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

2.        Дидактика: теория и практика обучения.

3.        Принципы дидактики и их реализация.

Литература.

1.        Живая педагогика: Открытость. Культура. Наука. Образование (Текст): Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций».- М.: Народное образование, 2004.- 272

2.        Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология (Текст): Учеб пособие для студентов всех спец. Пед. Вузов/ М.В. Гамезо.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 512с.

3.        Психология и педагогика (Текст)6 учб. Пособие для студентов технических вузов/ А.И. Волков и др.- М.: «Март» Ростов Н/Д, 2005.- 560с.

4.        Психология и педагогика/ В.М. Николаенко.- М, 2002

5.        Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М., 2003

 

1. Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправ­ленный характер. Он предполагает определенное направление вос­питательных усилий, осознание их конечных целей, а также вклю­чает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеа­лов. Эти идеалы были сформулированы в так называемом «Мораль­ном кодексе строителя коммунизма». Кардинальные изменения, ко­торые произошли в жизни российского общества в последние годы вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориен­тации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

Информация о работе Предмет и задачи психологии