Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой государственной идеологии. Но всякая идеология - это одно­сторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных клас­сов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идей­ных и ценностных ориентации. Создание и насаждение какой-либо государственной идеологии - это стремление сформировав какую-то новую единую идеологическую платформу, что в условиях много­партийной системы, сложившегося политического и идеологическо­го плюрализма просто невозможно, да и не нужно. В мировой педаго­гической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то. конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Вос­питание молодого поколения - это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценно­стях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практи­кой принципы гуманизма.

Разберемся, что же конкретно это означает. И для этого снача­ла уточним понятие «гуманизм». Термин гуманизм очень многозна­чен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) прежде всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система цен­ностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного мож­но дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсаль­ную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общест­венного идеала. Человек рассматривается как высшая цель обще­ственного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфе­ре жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личнос­ти. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических по­тенций. Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспи­тания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного про­цесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпо­сылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственно­сти и творчеству.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном слу­чае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности - это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а как то, что имеет значение для всего челове­чества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общно­стям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены,оди­наковым образом. Особенности их выражения зависят от особеннос­тей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к воспи­тательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей озна­чает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богат­ства, накопленного в истории человечества.

Во-вторых, общечеловеческие ценности - это предельные, ис­торически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (за­предельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общече­ловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как аб­солютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и т. д. Для неверующих людей, секулярного сознания за общечелове­ческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его по­тенций и устремлений. Они являются плодом «общественного дого­вора », всеобщего согласия и т. д.

При разных подходах к источнику и гаранту общечеловечес­ких ценностей верующие и неверующие осознают, что общечелове­ческие ценности не являются выдумкой каких-то конкретных лю­дей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носят постоянный, непреходящий ха­рактер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества эти ценности сформули­рованы в различных религиозно-нравственных системах в виде за­поведей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т. д. Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориентации во все века и у всех народов считалось непременным ус­ловием ее социализации. На эти нравственные установки ориенти­ровались не только верующие, но и неверующие люди. Упомянутый выше «Моральный кодекс строителя коммунизма» представлял со­бой ни что иное, как переложение на язык современного советского человека тех же самых гуманистических ценностей, к которым, од­нако, добавлялись еще определенными идеологическими установка­ми типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу коммунизма» и т. д.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловече­ские установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым обра­зом. Это выражение зависит от особенностей культурно-историчес­кого развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определен­ной народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание

человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предпола­гает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отече­ства. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Но гуманизм отвергает национа­лизм как идеологию, выдвигающую приоритет частных ценностей и противостоящую общечеловеческому началу.

И еще одна важная установка содержания воспитательного процесса, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как сле­дует из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Но в таком случае закономерно встает вопрос: не означает ли гуманизм поощрение индивидуализма. По всей видимости, нет. Напротив, гуманизм в силу того, что отдает при­оритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии инди­видуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, слу­жение им. Не случайно под термином «гуманизм» изначально пони­малось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а пред­полагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея соборности явля­ется одной из ведущих идей русского национального самосознания. Таким образом содержание воспитательного процесса должно, ори­ентируясь на общечеловеческие ценности, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а на­против всемерно актуализировать и развивать этот опыт.

В соответствии с этой установкой должны быть скорректиро­ваны цели учебно-воспитательного процесса. В нашей стране тради­ционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производст­ве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок для самореализа­ции личности. Иначе говоря, речь должна идти об определенной сме­не ценностных ориентации, которые предполагают не коренное из­менение учебно-воспитательного процесса, а перестановку акцен­тов. Первый тип ценностной ориентации носит технократический характер. Он ориентирован на экономическую эффективность, мак­симальное использование выпускника вуза в интересах государства. Второй - на интересы каждого конкретного студента как личности, удовлетворение его потребностей, создание предпосылок для реали­зации им своего разностороннего потенциала.

Это совсем не означает, что снимается задача подготовки его как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квали­фикации выпускник вуза не может реализовать себя как личность. Но гуманистическая ориентация предполагает отход от одномерной оценки студента как будущего функционера общественного произ­водства. Напротив, ориентация на узкоспециализированную подго­товку, противоречит интересам студента, поскольку рыночная эко­номика может поставить нашего выпускника в такие условия, что его узкоспециализированные знания не позволяют не только реализо­вать себя, а может быть даже просто заработать на жизнь. Значит на­до обеспечить такую систему обучения, которая бы позволяла выпу­скнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности. А это, как свидетельствует опыт, возможно за счет усиления обще­научной и гуманитарной подготовки. Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким обра­зом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в новых социальных и экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вуза, государства. И наконец, гуманистическая ориен­тация образования может быть реализована только в соответствую­щих формах учебно-воспитательного процесса. Речь идет о гуманис­тической педагогике. В самом общем плане эта педагогика предпола­гает высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативности обучаемого, применение в отношениях преподавателя и студента ос­новных принципов педагогики сотрудничества.

2. Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале челове­ческой личности.

Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрите на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Сказочный герой и смел, и честен, и храбр, и спра­ведлив. Сказочная героиня добра, отзывчива, трудолюбива, почти­тельна со старшими, она послушная дочь и верная жена. Если прочи­тать сказки народов Кавказа, то «настоящий джигит» вроде бы не похож на «доброго молодца» из русских сказок, но это только на пер­вый взгляд. Как подчеркивает исследователь народной педагогики Г. Н. Волков, идеалы личности у разных народов очень близки друг другу. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, кра­сота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих пе­дагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полно­стью исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались в пре­зрении к труду, который был уделом рабов. В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (а именно она монополизиро­вала все дело воспитания в этот период) считала, что физические ра­дости отвлекают человека от церковных догм и объявило их грехов­ными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической кра­соты считалась еретической и совершенно заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образо­ванных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Однако, все эти выходцы из привилегированных сословий. Впервые реабилитировали труд, показали его как добродетель, а не как проклятие, социалисты-утописты. Они видели идеал разносто­роннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором при­нимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего раз­вития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией, да и понимается она разными педагогическими и философскими школами, мягко говоря, неоднозначно.

Следует иметь в виду, что в любом обществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко реклами­руемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть ма­яком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно призем­ленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не про­пагандируется. Назовем его «реальным идеалом». Реальный идеал «-это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям.

Во время Великой Отечественной войны был идеал боевого офицера, защитника Родины. И после войны бравый офицер еще долго оставался кумиром молодежи, а военные училища могли сни­мать сливки с каждого выпуска средних школ. Затем постепенно ли­дерство захватили научные работники (особенно физики), талант­ливые инженеры, другие высококвалифицированные специалисты. В подтверждение этому достаточно вспомнить фантастические конкурсы в вузы 50-60-х годов. Начиная с 70-х годов большую притя­гательность получила карьера партийного функционера и государ­ственного чиновника, имеющего «выход» за рубеж. Выражения «ра­ботает в обкоме» или «работает за границей» считалось высшей атте­стацией, символом полного благополучия, вершиной жизненного успеха. Это был симптом серьезного неблагополучия государства, однако ни он, ни другие, еще более красноречивые (в частности эко­номические) сигналы не послужили должным предупреждением.

Но какие бы зигзаги не делала Российская история, идеал рус­ской народной педагогики был и остается неизменным: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал - человеческое предназначением професси­ональный долг российских педагогов.

3. В практике человеческого общения наблюдается порой неожидан­ная интеллектуальная метаморфоза: научный термин приобретает вдруг совершенно несвойственное ему значение. Так случилось с термином «дидактика». В своем точном значении - это отрасль педа­гогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования. Но в устах людей, далеких от преподавания, слово «дидактика» об­рело смысл стремления к поучениям, к нарочитому морализаторст­ву. В этом, к примеру, нередко упрекали критики авторов литера­турных произведений. Дидактика как наука к этому явлению отно­шения не имеет.

Информация о работе Предмет и задачи психологии