Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Кора головного мозга и подкорковые структуры (переднего мозга) осуществляют высшие психические функции: мышления и сознания.

В головном мозге выделяют следующие структуры (академик П.В.Симонов выделяет особую роль в генезисе поведения человека):

-   гипоталамус – источник энергии организма, определяющий силу потребности человека;

-   миндалина – распределяет силу доминантной потребности на другие потребности человека (приспособление человека к среде);

-   неокортекс (лобная кора) – преобразует информацию, превращая в значимую;

-   гиппокамп – сортировка информации.

П.М.Ермов назвал эти структуры «оперативным штабом желаний».

В общем плане головной мозг состоит из:

1.       продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка;

2.       4-х желудочков;

3.       функциональных полей: лобное, височное, теменное, затылочное;

4.       серое вещество (тело нервной клетки), белого вещества (отростки нервной клетки) и мозговой жидкости (находится в желудочках и в стволе спинного мозга).

Существуют и другие классификации нервной системы. И.П.Павлов выделял целую группу функциональных единиц – анализаторов – зрительный, слуховой, обонятельный, двигательный, речедвигательный и т.д.

Головной мозг обеспечивает прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их выполнением, всегда работает как единое целое. В головном мозге человека выделяют, обычно, три основных блока, каждый из которых играет свою особую роль в обеспечении психической деятельности.

Первый блок – поддерживает тонус коры, энергетический блок (образование верхних отделов ствола мозга – гипоталамус, зрительные бугры, система сетевидных волокон «ретикулярной формации» - эти образования считаются основными образованиями первого блока). Источниками для бодрствованиямикоры является постоянный приток раздражений с периферии и импульсы от внутренних обменных процессов организма.

К аппаратам ретикулярной формации, нужно присоединить аппарат древней коры («Лимбической»), расположенные во внутренних отделах больших полушарий.

Работа этого блока не связана с органами чувств, а обеспечивает общий тонус коры.

Второй блок – приема и хранения информации. Второй блок связан с работой по анализу и синтезу сигналов, получаемых органами чувств от внешнего мира. Он состоит из аппаратов задних отделов коры головного мозга (теменной, височной и затылочной области).

Как показали многочисленные исследования, существуют первичные зоны чувствительной коры, которые принимают информацию от конкретных анализаторов (зрительных, слуховых и т.д.). Вторичные зоны этих же отделов коры несут функцию объединения (синтеза) получаемой информации субъекта в целом.

Третичные зоны коры (более поздние образования в онтогенезе человека) – специфические человеческие образования. Их функция заключается в объединении информации, приходящей в кору головного мозга от различных анализаторов (ориентирована в пространстве, понимание логических операций, сложные отношения и т.п.)

Третий блок – программирование регуляции и контроля деятельности. В него входят аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущую роль играют лобные отделы головного мозга. По исследованиям А.Р.Лурия поражение третьего блока приводит к дефектам, повышенным изменениям в сфере движения. Третий блок – лобные доли играют общественную роль в проведении постоянного контроля над протекающей деятельность.

Нервная система человека в целом и её отдельные части, отделы могут иметь три уровня функциональной активности: относительного физиологического покоя, возбуждения, торможения.

Состояние относительного функционального покоя характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности, но при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности и готовности реагировать в нужный момент.

Возбуждение – процесс повышенной активности в результате воздействия на организм каких-то факторов или раздражителей. По источнику они могут быть внешними или внутренними. Возбуждение (функция) ведет к образованию связей в нервной системе.

Торможение – процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной системы, к нарушению, к угасанию связей в нервной системе. Особой формой торможения является запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность – торможение, что является своеобразным защитным организмом нервной системы, охраняющим её от разрушения в экстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью…), но и степенью значимости для данного человека.

Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нервной системе возникает возбуждение от рецепторов через нервную систему к исполнительным органам – эффекторам.

Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и торможения находятся в движении. Динамика взаимодействия этих процессов подчинена определенным законам.

3.Основные механизмы в нервной деятельности.

Основные законы функционирования высшей нервной деятельности (механизмы высшей нервной деятельности).

Иррадиация – распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга (состояние апатии, сна…)

Индукция – возникновение в определенном участке коры головного мозга. Процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах (поэтому не следует отвлекать человека занятого той или иной деятельностью: вождением машины, управление сложными системами; дыхание, глотание и т.д.).

Концентрация возбуждения или торможения как обратный иррадиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем – либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением доминантного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно-господствующего и подчиняющего себе в данный момент деятельности нервных центров, направляющего на определенный характер ответной реакции.

Основной механизм высшей нервной деятельности, обеспечивающий правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс – как ответная деятельность организма или органа на воздействие внешней или внутренней среды при участии центральной нервной системы.

Безусловные рефлексы – природообусловленные.

Условные рефлексы – сформировавшиеся как ответ на особенности жизнедеятельности человека, обеспечивают приспособленность человека к среде.

Устойчивая система условных рефлексов, связанная в прочное образование – называется динамическим стереотипом. Физиологической является для навыков, привычек, черт характера.

Система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств называется первой сигнальной системой.

В процессе длительного развития у человека сложилась вторая сигнальная система – сигналом или раздражителем является понятие, существующее в виде слова. И.П.Павлов «…слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель». Вторая сигнальная система связана с первой и работает на её основе.

4.Типы в нервной деятельности.

Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы и её свойствами. И.П.Павлов выделил следующие свойства: силу, подвижность и уравновешенность. Дополнили его исследования Б.М.Теплов, В.Д.Небилицин и др.

Процессы возбуждения и торможения могут быть сильными, слабыми, подвижными, уравновешенными и неуравновешенными.

Сила нервной системы характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражителям большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к действию постоянных раздражителей.

Слабость нервной системы – малая выраженность ее силы, повышенная утомляемость, но при этом высокая чувствительность.

Подвижность и малоподвижность (инертность) процессов возбуждения и торможения проявляется в быстроте возникновения и прекращения этих процессов, в легкости переходов от одного процесса к другому; в быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собираться с мыслями и т.д.

Уравновешенность и неуравновешенность характеризуется соотношением силы возбуждения и торможения.

Типы высшей нервной деятельности -  типов может быть большое множество, но выделяют основные (общие).

Сильный – нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные (сангвинический темперамент).

Спокойный – флегматический темперамент – сильный, уравновешенный, малоподвижный, инертный. Медленно вырабатывает связи, но очень прочные. Стрессоустойчив.

Безудержный – холерический – сильный, неуравновешенный (возбуждение преобладает), подвижный, присуща быстрота и широта иррадиации возбуждения. Условные рефлексы быстро вырабатываются, но с трудом дифференцируются.

Слабый – нервный процесс – слабый, неуравновешенный малоподвижный. Высокая чувствительность. Утомляемость. – Меланхоличный тип.

И.П.Павлов ввел дополнительную классификацию типов высшей нервной деятельности от особенностей первой и второй сигнальных систем.

Мыслительный – это тип людей с преобладанием второй сигнальной системы в деятельности, склонность к абстрактному мышлению; это левополушарный тип.

Художественный – ведущая роль первой сигнальной системы, склонность к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя воспроизводящий картины мира. Это правополушарный психотип.

Средний тип – деятельность первой и второй сигнальной системы более или менее уравновешенный. Большинство людей относятся к данному типу.

Головной мозг у человека устроен асимметрично. Левое полушарие управляет правой частью тела. Правое – левой. Управляет развитием левое полушарие. Логика, рациональный тип, мышление. У левшей  - эмоционально восприятие мира, интуиция (больше верят не словам, а глазам и чувствам).

Чистых типов не бывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.

ОЩУЩЕНИЯ и ВОСПРИЯТИЕ (2 часа).

План:

1.       Система психических процессов.

2.       Виды ощущений и их характеристика.

3.       Отличительные черты, виды и свойства восприятия. Законы восприятия.

4.       Наблюдение как психический процесс.

Темы рефератов.

1.       Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

2.       Законы и загадки зрительного восприятия человека.

3.       Факторы, влияющие на формирование образов.

Литература.

1.       Общая психология /Сост. Е.И. Рогов.- М., 2001,2002

2.       Гальперин П.Я. Лекции по психологии (Текст): Учеб. Пособие для студентов вузов/П.Я. Гальперин- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с

3.       Немов Р.С. Психология М.,2001,2004.

4.       Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,2002,2005

5.       Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М,  2001

6.       Рубинштейн С.П. Основы общей психологии – СПб,  2003

7.       Чеховских М.И. Психология: Учебное пособие.- М.: Новое знание, 2003.- 380с.

 

1. Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом случае кибернетики самого человека характеризуют как сложную, саморегулирующую систему поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой.

В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятия - с психических познавательных процессов.

    Сенсорные (от лат.sensus - ощущения) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический результат этого действия называется ощущением.

    Перцептивные (от лат.percipere - воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целом виде. Психические образы этих предметов и явлений называют восприятием.

    Интеллектуальные (от лат.intellektus - разум) или мыслительные процессы отражают существенные связи между явлениями.

Информация о работе Предмет и задачи психологии