Психологическая готовность шестилетних детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Психологическая готовность является составляющей, по прежнему не решенной проблемы школьной успеваемости, которая наиболее актуальна в наше время. Поэтому, целью нашей работы теоретический анализ психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:

1) На основе изучения психолого-педагогической литературы изучить теоретические аспекты психологической готовности к школе.

2) Выделить виды и критерии психологической готовности, психологическую характеристику развития шестилетних детей.

3) Изучить общую характеристику психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка.

4) Обобщить методы исследования психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..3

РАЗДЕЛ 1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ……………………………….6

1.1. Теоретические аспекты готовности к обучению в школе…………….……... 6

1.2. Виды и критерии психологической готовности………………………….…..18

Выводы к первому разделу...…………………………………………………...…..44

РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ……………………………………………..…46

2.1. Общая характеристика психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка……………….……………………………………………...31

2.2. Методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе………………..

Выводы ко второму разделу…………………………...……………………….…..75

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………..78

ПРИЛОЖЕНИЯ…………….

Работа состоит из  1 файл

психологическая готовность шестилетних детей к обучению в школе.doc

— 726.00 Кб (Скачать документ)

психологическая готовность шестилетних  детей к обучению в школе 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..3

РАЗДЕЛ 1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ ……………………………….6

1.1. Теоретические  аспекты готовности к обучению  в школе…………….……... 6

1.2. Виды и критерии психологической готовности………………………….…..18

Выводы к первому  разделу...…………………………………………………...…..44

РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ……………………………………………..…46

2.1. Общая  характеристика психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка……………….……………………………………………...31

2.2. Методы  диагностики психологической готовности  ребенка к обучению в школе………………..

Выводы ко второму  разделу…………………………...……………………….…..75

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………..78

ПРИЛОЖЕНИЯ…………….

 

Введение 

      Актуальность  исследования. Проблема организации помощи детям, психологически не готовым к обучению в школе, имеет важное практическое значение. От ее решения зависит успешность обучения в школе значительной части детей. Школьная успеваемость — одна из острых и до сих пор не решенных педагогических задач, несмотря на многократные попытки реформирования системы образования, разработку развивающих образовательных программ, внедрение в педагогическую практику инновационных технологий, появление разных типов образовательных учреждений (государственных и негосударственных). Данный вопрос обсуждается уже на протяжении многих лет, но до сих пор перед психологами и педагогами стоит задача выявления причин школьной неуспеваемости и оказание своевременной помощи ребенку, который испытывает трудности в процессе обучения. Теоретические и экспериментальные исследования выявили зависимость школьной успеваемости от уровня психологической готовности детей к обучению в школе.

      Проблема  подготовки детей к школе рассматривалась  многими отечественными и зарубежными  учеными (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.А.Венгер, Н.С. Денисенкова, Л.Е. Журова, А.М. Леушина, М.И. Лисина, Г.И.Капчеля, Е.О. Смирнова, К.А. Климова, Я.Л. Коломинский, А.Н.Леонтьев, В.С. Мухина, Е.А. Панько, К. Ингенкамп, Я. Йирасек, А. Керн, Д.Чейли, Э.В.Штиммер, С. Штребел, и др.). Они уделяли пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Е.Л. Агеева, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. Г.И. Капчеля, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Е.О.Смирнова изучали данную проблему в связи с особенностями общения. Темой работ К.А. Климовой, Р.С. Буре было формирование "широких социальных" мотивов. Н.С. Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях. Изучению уровня вербальной и невербальной активности, познавательной направленности на занятиях посвящены работы Э.В. Штиммера.

      Психологическая готовность является составляющей, по прежнему не решенной проблемы школьной успеваемости, которая наиболее актуальна  в наше время. Поэтому, целью нашей работы теоретический анализ психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

      Исходя  из этого, выдвигаются следующие  задачи:

      1) На основе изучения психолого-педагогической  литературы изучить теоретические  аспекты психологической готовности к школе.

      2) Выделить виды и критерии психологической  готовности, психологическую характеристику  развития шестилетних детей.

      3) Изучить общую характеристику  психолого-педагогического развития  и обучения шестилетнего ребенка.

      4) Обобщить методы исследования психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

      Объект  исследования – готовность шестилетних детей к обучению в школе.

      Предмет исследования – психологическая готовность шестилетних детей к обучению в школе.

      Методы  исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к  ним, списка использованных источников, приложений.

 

       РАЗДЕЛ 1

      ГОТОВНОСТЬ  К ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 

      
    1. Теоретические аспекты готовности к обучению в школе
 

      Психологическая готовность детей к обучению в  школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии      (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов,   А.В. Запорожец, Я. Йирасек, А. Керн, Е.Е. Кравцова, М.И.  Лисина,                Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, С. Штребел, Д.Б. Эльконин и др.).

      В советской психологии детальная  проработка проблемы готовности к школьному  обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович, Гуткиной Н.И., Е.Е.Кравцовой,              Н.Г. Салминой, Д.Б. Эльконина.

      Под психологической готовностью к  овладению учебной деятельностью  понимается достижение такого уровня психического развития и сформированность психических процессов, который является достаточным для успешного овладения первоклассником учебной деятельностью.

      Понимание психологической готовности к обучению в школе условно можно разделить  на три подхода.

      1) У представителей этого направления «готовность к школе» отождествляется с наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения. Здесь на первый план выходит интеллектуальное развитие, что предполагает наличие запаса знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и др.), сформированность предметно-специфических знаний (математические представления, речевая, пространственно-графическая подготовка). Исследования Т.В. Тарунтаевой [9, с.56], Л.Е. Журовой [14, c.18] демонстрируют, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей шестилетнего возраста началам математики и грамоты и тем самым существенно улучшить их подготовку к школьному обучению.

      2) Психологическая готовность к школьному обучению понимается не как подготовка к существующим формам школьного обучения, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте    (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, В.В. Холмовская,  Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин и др.).

      Д.Б. Эльконин [29, c.24], обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту - диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

      Исследования, выполненные в рамках этого подхода, внесли существенный вклад в изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению, однако в действительности компоненты учебной деятельности, являясь ее структурными элементами (единицами), не могут выступать в качестве предпосылок собственного происхождения и развития. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [6, c.7], предпосылкой благополучного перехода от игровой деятельности к учебной является возникновение качественно нового психологического новообразования, созревающего в рамках ведущей деятельности дошкольного периода развития. Согласно Е.Е. Кравцову, источником развития учебной деятельности является единое, целостное психологическое новообразование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи [16, c.24].

      3) Определение целостной системы личностной готовности. По мнению В.В.Давыдова, психологическая готовность связана с особенностями всей личности ребенка — с его умственными, эмоционально-волевыми, моральными, физическими и другими качествами.

      Л.И.Божович [7, c.81] отмечала, что «понятие психологической готовности включает известную степень развития различных сторон личности ребенка», выделяя при этом в качестве основного показателя развитие мотивационной сферы.  Ею были выделены две группы мотивов учения:

      – широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка  в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием стать школьником и занять определенное место в системе общественных отношений;

      – мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, с потребностью в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

      Ученая  Л.И.Божович [7, c.87] считала, что у ребенка поступающего в школу, должны возникнуть готовность к изменению социального статуса и определенный уровень развития познавательных интересов, обуславливающие появление нового отношения к окружающей действительности и «внутренней позиции школьника». Особое значение она придавала «внутренней позиции школьника», выделяя это новообразование в качестве критерия готовности к школьному обучению.

      Особая  внутренняя позиция школьника может  сформироваться при условии, что  переход к школьному обучению несет в себе что-то новое, ранее  не известное ребенку.

      Почти все авторы, исследующие проблему психологической готовности к обучению в школе, уделяют особое внимание произвольности. К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя. Наблюдения за поведением младших школьников позволяют зафиксировать произвольное подчинение правилам, но лишь тогда, когда ребенку предлагаемое задание (занятие) интересно или оно имеет для него огромное значение. Слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе, но произвольность — новообразование младшего школьного возраста и развивается внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста.

      В работах Л.И. Божович [7, c.92] выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

      Н.И. Гуткина [11, c.34] путем переосмысления сущности произвольности попыталась разрешить возникшее противоречие. Она предлагает рассматривать произвольность не как самостоятельную составляющую психологической готовности, а как функцию мотивации. Понимание произвольности как функции мотивации, по мнению автора, позволяет судить о ее развитии по состоянию аффективно-потребностной сферы ребенка, что, в свою очередь, заставляет искать причину неуспеваемости первоклассников не в слабом развитии их произвольной сферы, а в недоразвитии аффективно-потребностной сферы.

      Развивая  идеи Л.И. Божович, Нина Иосифовна считает, что составляющими учебной мотивации  являются познавательные и социальные мотивы учения, вместе представляющие собой новообразование младшего школьного возраста. Однако, по утверждению Л.И. Божович [7, c.89], возникновение этого новообразования возможно лишь при достаточно высоком уровне развития познавательных и социальных потребностей, обусловленных возникновением потребности в общении ребенка со взрослыми на новом уровне. Из этого следует, что развитие аффективно-потребностной сферы ребенка в первую очередь определяется уровнем развития произвольных форм общения, что связывает проблему психологической готовности детей к обучению в школе с другой проблемой — общения со взрослыми и сверстниками.

      Н.И. Гуткина  [11, с.12] указывает на такое  понимание готовности к школе:

      1. Психологическая готовность к  школе, прежде всего, проявляется  в наличии у ребенка учебной  мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для  начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.

      2. Психологическая готовность к  школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.

      В работах Е.Е. Кравцовой [16, c.47] при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Информация о работе Психологическая готовность шестилетних детей к школе