Психологическая готовность шестилетних детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Психологическая готовность является составляющей, по прежнему не решенной проблемы школьной успеваемости, которая наиболее актуальна в наше время. Поэтому, целью нашей работы теоретический анализ психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:

1) На основе изучения психолого-педагогической литературы изучить теоретические аспекты психологической готовности к школе.

2) Выделить виды и критерии психологической готовности, психологическую характеристику развития шестилетних детей.

3) Изучить общую характеристику психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка.

4) Обобщить методы исследования психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..3

РАЗДЕЛ 1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ……………………………….6

1.1. Теоретические аспекты готовности к обучению в школе…………….……... 6

1.2. Виды и критерии психологической готовности………………………….…..18

Выводы к первому разделу...…………………………………………………...…..44

РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ……………………………………………..…46

2.1. Общая характеристика психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка……………….……………………………………………...31

2.2. Методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе………………..

Выводы ко второму разделу…………………………...……………………….…..75

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………..78

ПРИЛОЖЕНИЯ…………….

Работа состоит из  1 файл

психологическая готовность шестилетних детей к обучению в школе.doc

— 726.00 Кб (Скачать документ)

      2. Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ученик становится субъектом учения, а учение — целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по достижению цели.

      Л.И. Божович [7, c.123] указывает, что учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.

      Познавательные  мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

      Социальные  мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения, связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

      Мотивы  достижения не связаны с какой-либо специфической деятельностью, а являются индивидуальной характеристикой мотивационной сферы человека, проявляющейся в его стремлении к достижению результата. Мотивы достижения различаются в зависимости от ориентации человека на успех или неудачу. Так, в основе мотива достижения может быть надежда на успех или стремление достичь успеха, а может быть боязнь или избегание неудачи. Соответственно говорят о разных мотивах достижения.

      С точки зрения X. Хекхаузена [42, c.93], у человека выраженный мотив достижения должен проявляться в предпочтении такой деятельности (он занимается ею дольше и упорнее), которая не слишком легка, не слишком трудна и результат которой больше зависит от собственной сноровки, чем от случая. 

      Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и  потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович [7, c.92] «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых. 

      Внутренняя  позиция школьника, возникающая  на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

      Экспериментальные исследования, проведенные Л. И. Божович, Н. И. Гуткиной, Н. Г. Морозовой, Л.С. Славиной  показывают, что выраженная внутренняя позиция школьника появляется приблизительно в 7 лет.

      3. Генетический подход позволяет понять генезис психологической готовности к школе, вырастающей из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, игр с правилами, дидактических игр, конструирования, рисования, раскрашивания, лепки, изготовления детских поделок, выкладывания узоров из мозаики, складывания кубиков по картинкам-образцам, игры на игрушечных музыкальных инструментах и т. д. Кроме того, каждый день ребенку необходимо читать хорошие детские книги. Для формирования психологической готовности к школе также очень важно полноценное общение ребенка с взрослыми и сверстниками.  

      Генетический  подход позволяет проследить, как  в рамках игры, ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются мотивация, произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностью исчерпывает себя как источник зон ближайшего развития. В это время происходит смена ведущей деятельности, в роли которой теперь начинает выступать учебная деятельность. Наблюдения психологов и педагогов свидетельствуют о том, что указанные изменения в развитии ребенка происходят не ранее 7 лет, то есть при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Таким образом, и генетический подход показывает ту же самую возрастную точку целесообразного начала школьного обучения, что и возрастной, и мотивационный подходы.

      По  мнению Н.И. Гуткиной [11, c.49], психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Она отмечает, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра. 

      Выводы  по первому разделу

      Под психологической готовностью к  овладению учебной деятельностью  понимается достижение такого уровня психического развития и сформированности психических процессов, который является достаточным для успешного овладения учебной деятельностью.

      На  основе изучения психолого-педагогической литературы можно выделить следующие  виды психологической готовности: интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе  отечественные ученые выделяют: 1) нормальное физическое развитие и координация движений; 2) желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к сверстникам и взрослым; 7) отношение к труду; 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

      На  основании вышеизложенного возникает  необходимость в проведении экспериментального исследования психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

 

РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ  ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

2.1. Общая характеристика  психолого-педагогического  развития и обучения  шестилетнего ребенка 

      Для исследования психологической готовности шестилетних детей к школе  можно использовать ряд методик, которые на наш взгляд, позволяют исследовать уровень интеллектуальной, личностной и социально-психологической  готовности к обучению в школе.

      К данным диагностическим методикам относятся:

      1. Методика «Наглядно-действенное  мышление (четвертый лишний)» (Приложение  А1) направленная на определение  уровня развития классификации  на невербальном уровне [23, с.241].

      2. Методика «Вербальное (абстрактное)  мышление» (Приложение А2) К.Йирасека направленная на определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы [43, с.136].

      3. Методика «Причинно-следственные  связи (нелепицы)» (Приложение  А3)  для определения уровня  развития критичности познавательной  [23, с.245].

      4. Методика «Волевая регуляция» (Приложение  А4) направленная на определение  уровня волевой регуляции в  структуре монотонной деятельности [24, c.115].

      5. Методика «Исследование работоспособности» (Приложение А5) Озерецкого направленная на исследование утомляемости, концентрации внимания [24, c.119].

      6. Методика «Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас  бытовых знаний» (Приложение А6) по Р. С. Немову для определения  общей ориентации детей в окружающем  мире [23, c.260].

      7. Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Приложение А7), направленный на определение мотивационной готовности  первоклассника    [23, c.256].

      8. Методика «Соотношение развития  мышления и речи» (Приложение  А8) для определения особенностей  установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, а также соотношение развития мышления и речи [24, c.131].

      9. Методика «Каков ребенок во  взаимоотношениях с окружающими  людьми?» Р. С. Немова для  экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка [23, c.259].

      Выбор всех вышеперечисленных методик  определялся нами на основании таких  критериев: валидность методик и  их адаптивность к условиям исследования; простота в реализации и оценке результатов; возможность использования выбранных методик в работе социального педагога (практического психолога). 

      Выводы  ко второму разделу

      Шестилетний возраст является этапом интенсивного психического развития. Внимание и  память носят непроизвольный характер. К концу шестилетнего возраста преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Ученые указывают, что шестилетний возраст следует рассматривать только  как  период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению шестилетнего ребенка, происходит интенсивное развитие познавательной мотивации.

      Обобщены  методы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе: методика «Наглядно-действенное мышление (четвертый лишний)» направленная на определение уровня развития классификации на невербальном уровне; методика «Вербальное (абстрактное) мышление» К.Йирасека направленная на определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы; методика «Причинно-следственные связи (нелепицы)» для определения уровня развития критичности познавательной; методика «Волевая регуляция» направленная на определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности; методика «Исследование работоспособности» Озерецкого направленная на исследование утомляемости, концентрации внимания; методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» по Р. С. Немову для определения общей ориентации детей в окружающем мире; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» направленный на определение мотивационной готовности  первоклассника; методика «Соотношение развития мышления и речи» для определения особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, а также соотношение развития мышления и речи; методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р. С. Немова для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка.

      ВЫВОДЫ

      1. Под психологической готовностью  к овладению учебной деятельностью  понимается достижение такого  уровня психического развития  и сформированности психических  процессов, который является достаточным для успешного овладения учебной деятельностью.

      2. На основе изучения психолого-педагогической  литературы можно выделить следующие  виды психологической готовности: интеллектуальная готовность, личностная  готовность, социально-психологическая готовность. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе отечественные ученые выделяют: нормальное физическое развитие и координация движений; желание учиться; управление своим поведением; владение приемами умственной деятельности; проявление самостоятельности; отношение к сверстникам и взрослым; отношение к труду; умение ориентироваться в пространстве и тетради.

      3. Шестилетний возраст является  этапом интенсивного психического  развития. Внимание и память носят  непроизвольный характер. К концу шестилетнего возраста преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Ученые указывают, что шестилетний возраст следует рассматривать только как  период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению шестилетнего ребенка, происходит интенсивное развитие познавательной мотивации.

      Шестилетний возраст является этапом интенсивного психического развития. Внимание и  память носят непроизвольный характер. К концу шестилетнего возраста преобладает  высшая форма наглядно-образного  мышления - наглядно-схематическое  мышление. Ученые указывают, что шестилетний возраст следует рассматривать только  как  период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению шестилетнего ребенка, происходит интенсивное развитие познавательной мотивации.

      4. Обобщены методы диагностики  психологической готовности детей  к обучению в школе: методика «Наглядно-действенное мышление (четвертый лишний)» направленная на определение уровня развития классификации на невербальном уровне; методика «Вербальное (абстрактное) мышление» К.Йирасека направленная на определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы; методика «Причинно-следственные связи (нелепицы)» для определения уровня развития критичности познавательной; методика «Волевая регуляция» направленная на определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности; методика «Исследование работоспособности» Озерецкого направленная на исследование утомляемости, концентрации внимания; методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» по Р. С. Немову для определения общей ориентации детей в окружающем мире; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» направленный на определение мотивационной готовности  первоклассника; методика «Соотношение развития мышления и речи» для определения особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, а также соотношение развития мышления и речи; методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р. С. Немова для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка. 
 

Информация о работе Психологическая готовность шестилетних детей к школе