Психологическая готовность шестилетних детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Психологическая готовность является составляющей, по прежнему не решенной проблемы школьной успеваемости, которая наиболее актуальна в наше время. Поэтому, целью нашей работы теоретический анализ психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:

1) На основе изучения психолого-педагогической литературы изучить теоретические аспекты психологической готовности к школе.

2) Выделить виды и критерии психологической готовности, психологическую характеристику развития шестилетних детей.

3) Изучить общую характеристику психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка.

4) Обобщить методы исследования психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..3

РАЗДЕЛ 1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ……………………………….6

1.1. Теоретические аспекты готовности к обучению в школе…………….……... 6

1.2. Виды и критерии психологической готовности………………………….…..18

Выводы к первому разделу...…………………………………………………...…..44

РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ……………………………………………..…46

2.1. Общая характеристика психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка……………….……………………………………………...31

2.2. Методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе………………..

Выводы ко второму разделу…………………………...……………………….…..75

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………..78

ПРИЛОЖЕНИЯ…………….

Работа состоит из  1 файл

психологическая готовность шестилетних детей к обучению в школе.doc

— 726.00 Кб (Скачать документ)

      Низкий  уровень - перечисление предметов, действий, качеств.

      Очень низкий  уровень - перечисление предметов.

      ИТОГОВАЯ  ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета  и  уровни  описания  средствами речи соотносятся:

      а) совпадают;

      б) не совпадают.

      В случае несовпадения  уровней  их  номера  складываются  и  делятся  пополам.

      

      Рисунок к методике «Соотношение развития мышления и речи»

 

       Приложение А5

      Методика  «Уровень волевой  регуляции»

      ЦЕЛЬ: определение уровня волевой регуляции  в  структуре  монотонной деятельности.

      ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, на котором в один ряд  нарисованы  контуры  15 кружков  размером в однокопеечную монету, фломастер.

      ИНСТРУКЦИЯ: закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур.

      ПРОЦЕДУРА: -Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай! При  индивидуальном  обследовании  работа  заканчивается,  как  только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.

      При групповой организации можно  попросить закрасить все кружки, но при обработке результатов  учитывать те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному.

      ОБРАБОТКА: один аккуратно закрашенный  кружок - 1 балл. Максимальное количество баллов - 15.

      Выделяется 5 уровней волевой регуляции:

      Очень высокий уровень - 15 баллов

      Высокий уровень - 14-11 баллов

      Средний уровень - 10-7 баллов

      Низкий  уровень - 6-4 балла

      Очень низкий уровень - 3 и менее баллов

 

       Приложение А6

      Методика  «Уровень работоспособности»

      ЦЕЛЬ: исследование утомляемости, врабатываемости, концентрации внимания.

      ОБОРУДОВАНИЕ: две таблицы с тест-объектами: геометрические  фигуры  (знаки), секундомер.

      ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: вычеркивай одной  чертой  сверху  вниз  кружочки  в каждой  строке.  Работай  быстро  и  внимательно,  старайся  не  пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и так далее, пока не выполнишь  все задание.

      ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: на первой таблице каждые две минуты  экспериментатор отмечает чертой на листе количество просмотренных знаков. Фиксируется  время выполнения всего задания - 8 минут.

      В конце экспериментального дня по второй таблице дается две минуты  на выполнение  аналогичного задания  для определения степени утомляемости обследуемого.

      ОБРАБОТКА: фиксируется количество пропущенных  и неверно зачеркнутых  знаков; время, затраченное на выполнение задания  за каждые 2 минуты и в целом.

      Уровни  работоспособности:

      Очень высокий уровень - 15 баллов

      Высокий уровень - 14-11 баллов

      Средний уровень - 10-7 баллов

      Низкий  уровень - 6-4 балла

      Очень низкий уровень - 3 и менее баллов  
 

        

Рисунок к методике «Уровень работоспособности» 

 

            Приложение  А7

      Методика  «Отношение ребенка  к обучению в школе»

      ЗАДАЧА  МЕТОДИКИ – определить исходную мотивацию  учения у детей.  Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать новые знания,  полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

      Правильным  и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 баллов. Например, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки».  Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться».  Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того, чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же  ребенок уже отчасти ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 1 балл.

      С учетом введенной промежуточной  оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе является ребенок, который  в итоге ответов на все вопросы  набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов  составила менее 5.

      ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2. Зачем нужно ходить в школу?
  3. Чем ты будешь заниматься в школе?
  4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
  5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  7. Что такое домашние задания?
  8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
  9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
  10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

 

      Приложение  А8

      Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых  знаний"

      Этот  вариант методики предназначается  для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны. Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

      1. Как тебя зовут? (Называние фамилии  вместо имени не является ошибкой.)

      2. Сколько тебе лет? 

      3. Как зовут твоих родителей? 

      (Называние  уменьшительных имен не рассматривается  как ошибка.)

      4. Как называется город, в котором  ты живешь?

      5. Как называется улица, на которой  ты проживаешь?

      6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

      7. Каких животных ты знаешь? Какие  из них дикие и какие домашние? (Правильным считается тот ответ,  в котором названы не менее  двух диких и не менее двух  домашних животных.)

      8. В какое время года появляются  и в какое время года опадают листья с деревьев?

      9. Как называется то время дня,  когда ты просыпаешься, обедаешь  и готовишься ко сну? 

      10. Назови предметы одежды и столовые  приборы, которыми ты пользуешься. 

      (Правильный  ответ — тот, в котором перечислены  не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

      За  правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может  получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

      Для ответа на каждый из вопросов ребенку  отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется  как ошибка и оценивается в 0 баллов.

      Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

      Вопросы для I класса

      1. Как твои фамилия, имя и отчество?

      2. Сколько лет твоей маме и  твоему папе?

      3. Как зовут твою бабушку и  твоего дедушку? 

      4. Как называется столица того  государства, в котором ты живешь?

      5. Как называется улица, на которой  живут твои родственники? (В ответе  на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице)

      6. Каковы номер дома и номер  квартиры, где живут твои родственники  или знакомые?

      7. Как называются птицы, которых  можно встретить в окрестностях твоего дома?

      (Здесь  необходимо назвать хотя бы  две разные птицы.) /

      8. В каком месяце обычно появляется  снег и когда он начинает  таять? 

      9. В котором часу ты обычно  уходишь в школу и приходишь  из школы? 

      (Правильный  ответ включает указание, как  на часы, так и на минуты.)

  1. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос — тот, в котором перечислены не менее трех разных инструментов). 

Информация о работе Психологическая готовность шестилетних детей к школе