Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
Психологическая готовность является составляющей, по прежнему не решенной проблемы школьной успеваемости, которая наиболее актуальна в наше время. Поэтому, целью нашей работы теоретический анализ психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.
Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:
1) На основе изучения психолого-педагогической литературы изучить теоретические аспекты психологической готовности к школе.
2) Выделить виды и критерии психологической готовности, психологическую характеристику развития шестилетних детей.
3) Изучить общую характеристику психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка.
4) Обобщить методы исследования психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..3
РАЗДЕЛ 1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ……………………………….6
1.1. Теоретические аспекты готовности к обучению в школе…………….……... 6
1.2. Виды и критерии психологической готовности………………………….…..18
Выводы к первому разделу...…………………………………………………...…..44
РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ……………………………………………..…46
2.1. Общая характеристика психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка……………….……………………………………………...31
2.2. Методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе………………..
Выводы ко второму разделу…………………………...……………………….…..75
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………..78
ПРИЛОЖЕНИЯ…………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А1
Методика «Наглядно-действенное мышление (4-й лишний)»
ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.
ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.
ИНСТРУКЦИЯ:
рассмотри внимательно
ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 4 карточки различной тематики.
ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.
Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:
- обобщение по существенному признаку – 2 балла;
-
употребление обобщающего
Максимальное число баллов – 15.
Выделяется 5 уровней сформированности обобщения:
Очень высокий – 15 баллов
Высокий – 14-12 баллов
Средний – 11-9 баллов
Низкий – 8-6 баллов
Очень низкий – 5 баллов и менее
Рисунок к методике «Наглядно-действенное мышление»
Приложение А2
Методика «Вербальное мышление»
Цель: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.
ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
Выделяются 5 уровней развития:
Очень высокий уровень – 24 и более
Высокий уровень – от 14 – 23
Средний уровень – от 0 –13
Низкий уровень – (- 1) – (-10)
Очень
низкий уровень – (-11)
Стимульный материал к методике «Вербальное мышление»
№ п/п | Вопросы | Правильный ответ | Неправильный ответ |
Какое животное больше: лошадь или собака? | +3 | -3 | |
Утром мы завтракаем, а днем? | +2 | -3 | |
Днем светло, а ночью? | +3 | -4 | |
Небо голубое, а трава?| | +2 | -4 | |
Яблоки, груши, сливы, персики – это что? | +3 | -1 | |
Что такое: Киев, Симферополь, Евпатория? | +3 | -1 | |
Футбол, плавание, хоккей – это… | +5 | -! | |
Маленькая корова – это? | +3 | -2 | |
Маленькая собака – это …? | +2 | -3 | |
Маленькая лошадь - это? | +3 | -2 | |
Почему у всех автомобилей тормоза? | +5 | -1 | |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? | +3 (за каждый признак) | -3 | |
Чем различаются гвоздь и винт? | +4 (за каждый признак) | -2 | |
Собака больше похожа на кошку или курицу? | +2 | -3 | |
Чем похожи друг на друга белка и кошка? | +3 (за каждый признак) | -2 | |
Какие ты знаешь транспортные средства? | +3 (за каждый признак) | -2 | |
Чем отличается молодой человек от старого? | +3 (за каждый признак) | -2 |
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Очень высокий уровень - 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
Высокий уровень - 8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
Средний уровень - 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
Низкий уровень - 4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
Очень
низкий уровень – 3-0
балла — за отведенное время ребенок
успел обнаружить меньше четырех из семи
имеющихся нелепиц.
Рисунок к методике «Причинно-следственные связи (Нелепицы)»
Приложение А4
Методика «Соотношение развития мышления и речи»
ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: 4 сюжетно связанных картинок.
ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2, 3, 1, 4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.
УРОВНИ
ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-
Очень высокий уровень - разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий.
Высокий уровень - сделал одну поправку.
Средний уровень - сделал 2 поправки.
Низкий уровень - сделал одну ошибку.
Очень
низкий уровень - разложил картинки
без установления логической последовательности
или отказался выполнить
Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической последовательности: "Художник нарисовал историю про ..., а ты расскажи ее (что здесь происходит?)"
В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА
Очень высокий уровень - полное связное описание событий в рассказе.
Высокий уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе.
Средний уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе или неправильные ответы на вопросы экспериментатора.
Информация о работе Психологическая готовность шестилетних детей к школе