Психологическая готовность шестилетних детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Психологическая готовность является составляющей, по прежнему не решенной проблемы школьной успеваемости, которая наиболее актуальна в наше время. Поэтому, целью нашей работы теоретический анализ психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:

1) На основе изучения психолого-педагогической литературы изучить теоретические аспекты психологической готовности к школе.

2) Выделить виды и критерии психологической готовности, психологическую характеристику развития шестилетних детей.

3) Изучить общую характеристику психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка.

4) Обобщить методы исследования психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..3

РАЗДЕЛ 1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ……………………………….6

1.1. Теоретические аспекты готовности к обучению в школе…………….……... 6

1.2. Виды и критерии психологической готовности………………………….…..18

Выводы к первому разделу...…………………………………………………...…..44

РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ……………………………………………..…46

2.1. Общая характеристика психолого-педагогического развития и обучения шестилетнего ребенка……………….……………………………………………...31

2.2. Методы диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе………………..

Выводы ко второму разделу…………………………...……………………….…..75

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………..78

ПРИЛОЖЕНИЯ…………….

Работа состоит из  1 файл

психологическая готовность шестилетних детей к обучению в школе.doc

— 726.00 Кб (Скачать документ)

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белова Е. Размышления перед школой (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., № 8. - С.80-83.
  2. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) – М.: Знание, 1983. - 96с.
  3. Буре Р.С. Готовим детей в школу. – М.: Просвещение, 1987. - 196 с.
  4. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8. - С.66-74.
  5. Верхотова Н.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 1999. – 168с.
  6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 206с.
  7. Выготский  Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте (1928) // Психология. - 1991, №4. – 5 – С.18.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. – 288с.
  9. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребёнок идёт в школу. - М.: Просвещение, 1985. - 213с.
  10. Готовность к школе / Под ред. Дубровиной. -  М.: Проспект, 1995. – 289с.
  11. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.: «Психологическое образование», 1997. – 235с.
  12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 232с.
  13. Диагностическая и  коррекционная работа школьного психолога  / Под        ред. Дубровиной. -  М.: Педагогика, 1987. – 235с.
  14. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. -  М.: Изд. Центр ВЛАДОС,  1992.  – 116с.
  15. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. – Челябинск: ЮУрГУ,  2000. – 32с.
  16. Колесникова А.В. Психологическая готовность. – К.: Эдит Пресс, 2005. – 246с.
  17. Кравцова Е. Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе». -  М.: Просвещение, 1991. - 145с.
  18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: «Педагогика», 1995. – 192с. 
  19. Лисина М.И. Психология самосознания у дошкольников. – М.: Педагогика, 1989. – 118с.
  20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества». - М.: Психологическое образование, 1998. – 488с.
  21. Мухина В. С. «Детская психология». - М.: Педагогика, 1985. – 315 с.
  22. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2: Возрастная и педагогическая психология. – 560с.
  23. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
  24. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. – Харьков: Эдит пресс, 2001. – 268с.
  25. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. -  М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 167с.
  26. Никитин Б. П. Развивающие игры. -  М.: Педагогическое общество России, 1994. – 189с.
  27. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе – 2-е изд. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003. – 112с.
  28. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.: Владос, 2003. – 256с.
  29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 148 с.
  30. 34. Овчаров Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 276 с.
  31. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – 189 c.
  32. Основы психологии: Практикум / Ред. - сост. Л. Д. Столяренко. Изд-е 4-е., доп. и переработ. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 704с. ( Серия  «Высшее образование»)
  33. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе. -  М.: Ространсфера, 1998. – 291с.
  34. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.
  35. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под редакцией И. В. Дубровиной. -  М.: Педагогическое общество России, 1998. – 225с.
  36. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375с.
  37. Психологические тесты/ Под ред. А. А. Карелина. -  М.: Психологическое образование, 1999. – 205с.
  38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1999. – 384с.
  39. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. - С.25-28.
  40. «Руководство практического психолога»/ под ред. И. В. Дубровиной. -  М.:  Ространсфера, 1999. – 267с.
  41. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы». -  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1993. – 215с.
  42. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь»// «Школьный психолог». -  1999, № 23. – С.51 – 63.
  43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологи. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350с.
  44. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе // Начальная школа, 2006. - №5. - С.67-69.
  45. Сербина Е.В. Развивающие игры для детей. – М.: Ространсфера, 1999. – 180с.
  46. Ульенкова У. Формирование общей способности к обучению у шестилетних детей// Дошкольное воспитание, 2007. - №3. -  С.53-57.
  47. Учимся общаться с ребенком/ под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М. -  М.: Педагогическое общество России, 1999. – 178с.
  48. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология» / Под ред. Дубровина И.В., Зацепин В. В. -  М.: Проспект, 1999. – 253с.
  49. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы  исследования - К.: Освита. - 1992. – 274с.
  50. Филипчук Г.В. Знаете ли вы своего ребёнка? - М.: Трансфера, 2004. – 316с. 
  51. 49. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Мудрика. – М.: изд. центр Академия, 2004 – 272с.
  52. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1994. – 372с.
  53. Эльконин Д. Б. «Психологические игры». - М.: Психологическое образование, 1978. – 301с.
 

 

      Приложение  А1

      Методика  «Наглядно-действенное  мышление (4-й лишний)»

      ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

      ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х  предметов, один из которых не может  быть обобщен с другими по общему с ним  существенному признаку, то есть “лишний”.

      ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой  предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются  одним  словом предметы?

      ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 4 карточки различной тематики.

      ОБРАБОТКА: оценивается  правильность  обобщения  и  наличие  или  отсутствие классификации  – название обобщающего слова.

      Каждые  правильно выполненные задания  оцениваются в баллах:

      - обобщение по существенному признаку – 2 балла;

      - употребление обобщающего слова  – 1 балл.

      Максимальное  число баллов – 15.

      Выделяется 5  уровней сформированности обобщения:

      Очень высокий   – 15 баллов

      Высокий   – 14-12 баллов

      Средний  – 11-9 баллов

      Низкий  – 8-6 баллов

      Очень низкий – 5 баллов и менее

      

      Рисунок к методике «Наглядно-действенное  мышление»

 

       Приложение А2

      Методика  «Вербальное мышление»

      Цель: определение уровня вербального  мышления,  умения логически мыслить  и отвечать на вопросы.

      ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

      ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

      ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются  по шкале.

      Выделяются 5 уровней развития:

      Очень высокий уровень – 24 и более

      Высокий уровень – от 14 – 23

      Средний уровень – от 0 –13

      Низкий  уровень – (- 1) – (-10)

      Очень низкий уровень – (-11)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Стимульный  материал к методике «Вербальное мышление»

№ п/п Вопросы Правильный  ответ Неправильный  ответ
        Какое животное больше: лошадь или собака?       +3       -3
        Утром мы завтракаем, а днем?                       +2       -3
        Днем светло, а ночью?       +3       -4
        Небо голубое, а трава?|       +2       -4
        Яблоки, груши, сливы, персики – это что?       +3       -1
        Что такое: Киев, Симферополь, Евпатория?       +3       -1
        Футбол, плавание, хоккей – это…       +5       -!
        Маленькая корова – это?       +3       -2
        Маленькая собака – это …?             +2       -3
        Маленькая лошадь - это?          +3       -2
        Почему у  всех         автомобилей  тормоза?        +5       -1
        Чем похожи друг на друга молоток и топор?       +3 (за каждый признак)       -3
        Чем различаются  гвоздь и винт?                     +4 (за каждый признак)       -2
        Собака больше похожа  на кошку или курицу?        +2       -3
        Чем похожи друг на  друга белка и кошка?        +3 (за каждый признак)       -2
        Какие ты знаешь       транспортные средства?       +3 (за каждый признак)       -2
        Чем отличается молодой человек от старого?         +3 (за каждый признак)       -2

 

       Приложение А3

        Методика "Причинно-следственные  связи (Нелепицы)"

      При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

      Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

      Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

      Очень высокий уровень - 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

      Высокий уровень - 8-9 баллов —  ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

      Средний уровень - 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

      Низкий  уровень - 4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

      Очень низкий уровень – 3-0 балла — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.  

        

      Рисунок к методике «Причинно-следственные связи (Нелепицы)»

 

       Приложение А4

      Методика  «Соотношение развития мышления и речи»

      ЦЕЛЬ:  выявление  особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной  и связной речи,  а также соотношения уровня развития мышления и речи.

      ОБОРУДОВАНИЕ: 4 сюжетно связанных картинок.

      ИНСТРУКЦИЯ  И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2, 3, 1, 4.  Предлагается разложить  картинки  в  соответствии  с  логикой  развития  сюжетной  линии: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание,  экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии  с  которыми  ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.

      УРОВНИ  ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ

      Очень высокий уровень - разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных  действий.

      Высокий уровень - сделал одну поправку.

      Средний уровень - сделал 2 поправки.

      Низкий  уровень  - сделал одну ошибку.

      Очень низкий  уровень - разложил картинки без установления  логической последовательности или отказался выполнить задание.

      Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической последовательности: "Художник нарисовал историю про ..., а ты расскажи ее (что здесь происходит?)"

      В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются,  после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.

      УРОВНИ  РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

      Очень высокий  уровень - полное связное  описание событий в рассказе.

      Высокий  уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе.

      Средний уровень - недостаточно полное, но связное  описание в рассказе  или неправильные ответы на вопросы экспериментатора.

Информация о работе Психологическая готовность шестилетних детей к школе