Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.
Введение
Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.
По мнению Н. Ф. Добрынина и С. Л. Рубинштейн[49] внимание является одним из важнейших характеристик познавательной деятельности школьников. Психологи отмечают, что внимание можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение детьми конкретных знаний.
В работах И. Л. Баскаковой, И. Г. Еременко и других специалистов отмечается, что у младших школьников с нарушением интеллекта более, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудности распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость и др. Отмечается, что при этом страдает и непроизвольное внимание, однако преимущественно не развито произвольное.
Изучение
особенностей произвольного внимания
младших школьников с нарушением
интеллекта представляется нам важным,
как для глубокого понимания
детей этой категории, так и для
совершенствования методов
Таким образом, изучение внимания у детей с нарушением интеллекта является важным, поскольку отклонения в его развитии часто квалифицируются как одно из распространенных проявлений познавательного дефекта. У учащихся с нарушением интеллекта в первую очередь страдает произвольное внимание, непосредственно связанное с логическим мышлением и речью. Это проявляется в отсутствии направленности на выполнение умственных заданий. Исследования особенностей внимания учащихся с нарушением интеллекта имеют большое значение для изучения протекания психических процессов у этих детей и, следовательно, для коррекции их познавательной деятельности.
Таким образом, проблема исследования психологической коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является актуальной.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей нарушения произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта и определение эффективности, предложенной психологической коррекцией произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Объектом исследования является произвольное внимание младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет –психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотезой исследования: 1) у младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития произвольного внимания (снижены устойчивость, переключаемость, распределение); 2) представленный комплекс игровых упражнений будет способствовать коррекции произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования состоит в составление комплекса игровых упражнений по развитию произвольного внимания умственно отсталых школьников, который может быть использован педагогами, психологами СКОШ.
Организация и этапы исследования: эксперимент проходил на базе 3 класса специальной (коррекционной) школы VII-VIII вида №65.
Исследование проводилось в четыре этапа:
Первый этап-(сентябрь 2010-октябрь 2010) изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования;
Второй этап-(октябрь 2010-ноябрь 2010) проведение констатирующего эксперимента;
Третий этап-(ноябрь 2010-декабрь 2011) проведение формирующего эксперимента;
Четвертый этап-(январь 2011-май 2011) обработка результатов исследования, уточнение выводов исследования.
Структура
работы: работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка изученной
литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы проблемы произвольного
внимания
1.1.
Характеристика и
виды внимания
Внимание - важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей, общей, оценки уровня развития личности индивида (Н.Ф.Добрынин).
На человека одновременно воздействует большое число раздражителей, но он реагирует не на все, а только на те, которые для него наиболее значимы. Внимание, в отличие от познавательной деятельности, не имеет свое содержание. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. Внимание организует всю психическую деятельность индивида.
С точки зрения обще психологии внимание есть направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.
Основными функциями внимания являются:
Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным.
Вид внимания | Условия озникновения | Основная характеристика | Механизм |
Непроизвольное | Действие
сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя |
Непроизвольность, легкость и возникновения и переключения | Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное | Постановка
(принятие) задачи |
Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет | Ведущая роль второй, сигнальной системы (слова, речь) |
Послепроизволь-ное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение | Доминанта,
характеризующая возникший |
Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.
Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.
Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
-интенсивность раздражителя;
- внезапность появления объекта;
- движение объекта;
-согласие
с наличным содержанием
Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф.Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.
Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
-
первичное внимание, вызванное разнообразными
раздражителями, которые производят
сильное воздействие на
Вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекта, несмотря на наличие других (дифференциация);
-постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.
Непроизвольное внимание. Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которые вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
-объективные
особенности предметов и
-структурная
организация (объединенные
-интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;
-субъективные
факторы, в которых
-отношение
раздражителя к потребностям (то,
что соответствует
Основная
функция непроизвольного
В
зависимости от внутренних условий
выделяют три разновидности
Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку наущение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.
Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не, сколько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного наущения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать непроизвольным.
Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходный к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Как состояние более или менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную трудовую деятельность.
Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.