Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

Полезный импульс могло  бы дать специальное обращение Президента России по проблеме наркомании к российскому обществу и персональное патронирование им всего комплекса мер, предпринимаемых в борьбе с наркотиками, как на государственном, так и на общественном уровнях.

Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует  активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как о совершенствовании законодательной базы такого сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и о практическом сотрудничестве, в частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации.4

Существующая нормативная  и законодательная базы определяют необходимость применения при обеспечении  антинаркотической профилактической и реабилитационной работы принципов  и средств межведомственного  и междисциплинарного взаимодействия специалистов различных социальных практик.

Антинаркотическая профилактическая деятельность должна строиться на комплексной  основе и обеспечиваться совместными  усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. При этом разрешение наркологической ситуации в стране только за счет деятельности государственных структур не возможно. На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр работы по борьбе с наркоманией и ее последствиями. В большинстве развитых стран на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных в области антинаркотической профилактики медико-социальных форм помощи. Одновременно организуется сеть социальной службы, включая консультативные пункты, юношеские и молодежные центры реабилитации, приюты и т.д. В странах с наиболее разветвленной социально-реабилитационной сетью для лиц с зависимостью от наркотиков и риском формирования данных патологических состояний преимущественное внимание обращается на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники подростков и молодежи, так как подростки не верят в массовые акции и мало доверяют взрослым.

Следовательно, обеспечение  активной антинаркотической профилактической работы осуществляется, как правило, за счет взаимодействия специалистов различных социальных практик —  образование, социальная работа, медицина, службы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вторым важным моментом иностранного и отечественного опыта  в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать адресность профилактических мероприятий с направленностью на детско-подростковый контингент и, прежде всего, детей школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро осложняется социальными, психологическими, медицинскими последствиями наркотизации. При таком подходе для детей и подростков "группы риска" разворачивается сеть учреждений социальной помощи — кризисные центры для женщин с детьми, "кризисные" молодежные социальные убежища и приюты.

Следующей формой работы становится организация помощи на учебных и рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Таким средством служит институт социальных консультантов, входящих в штат многих образовательных учреждений. Социальный консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения состояний с зависимостью, вырабатывает программу действий совместно с администрацией, родителями и необходимыми социальными и медицинскими специалистами.

В международной практике используются следующие основные модели первичной профилактики:

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование несовершеннолетних о негативных последствиях приема наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье.

Образовательная модель направлена на формирование у детей и молодежи полной информации о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информации.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению и в овладении конфликтной ситуацией, что определяет умение сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Единой модели, очевидно, сформулировать невозможно. Это связано  и с тем, что в процессе первичной  профилактики выявляются также лица, нуждающиеся в активных лечебно-реабилитационных мероприятиях. В свою очередь пациенты, прошедшие или проходящие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Таким образом, на практике происходит объединение первичной, вторичной и третичной профилактик и представляется невозможным их независимое существование.

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России следует сказать, что первичной профилактикой наркомании сегодня занимается практически исключительно система образования и эта профилактическая деятельность преимущественно развернута в учебных заведениях среднего звена — школах, ПТУ, менее активно — колледжах и лицеях.

Существующие образовательные  программы с профилактической антинаркотической  направленностью фактически соответствуют  медицинской и образовательной  моделям профилактики. В некоторых  регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Калининград, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Первичная антинаркотическая  профилактическая помощь ориентирована  преимущественно на учащихся. Проблемы активной антинаркотической работы с социальным окружением, основанные на полипрофессиональном подходе, для специалистов различных социальных практик практически не разработаны и не апробированы.

Отправной позицией для  обоснования системной региональной программы профилактической и реабилитационной помощи несовершеннолетним с учетом их социального окружения должны служить следующие идеи:

  • В основе формирования состояний зависимости от психоактивных веществ лежит взаимодействие причин, включающих биологические, психологические и социокультурные факторы;
  • Социокультуральные факторы, включая молодежную пронаркотическую субкультуру, являются определяющими для оценки эффективности предупреждения психосоциальных расстройств, к которым следует относить раннюю алкоголизацию и наркотизацию; .
  • Превентивные меры должны иметь широкую направленность своего воздействия (много целевых "мишеней").
  • Превентивные меры должны быть сосредоточены в большей степени в сфере социальной практики, чем на уровне индивида, и охватывать как можно большее число различных групп риска по формированию состояний зависимости.
  • Организация первичной профилактики должны включать по сопоставимым группам населения тот минимальный результат, который можно ожидать в результате применения превентивных мер.

До настоящего времени  определяющие аспекты системности  и эффективности мер предупреждения психосоциальных расстройств, к  которым относится аддиктивное  поведение несовершеннолетних, связанное  с употреблением наркотических  веществ и алкоголя, разрабатываются недостаточно.

Очевидно, следует глубже разрабатывать методические основы роли специалистов различных социальных практик, в том числе и медицинских  работников, в первичной превенции. При этом значение имеет не столько  направленность профессиональной деятельности специалиста, а эффективность метода превенции злоупотребления психоактивными веществами, включая профилактику нарушений возрастного психического развития и отклонений поведения несовершеннолетних при ранней алкоголизации и наркотизации.

"Первичную профилактику" или «превенцию употребления  и злоупотребления ПАВ» следует  отличать не только от лечения  и реабилитации больных с наркологическими  расстройствами, но и от пропаганды  здорового образа жизни, которая  подразумевает процедуры, применяемые для улучшения здоровья и оптимизации здорового образа жизни. Это приемы и средства «психологии здоровья» направленные не на определенное расстройство, а на улучшение состояния общественного здоровья и благополучия.

В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы, как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой. Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности. Переломить такое положение необходимо, а сделать это можно при привлечении всех основных структур общества и государства — от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут.

1.2 Алкогольная зависимость как  социальная проблема: понятие, стадии  и профилактика

 

Алкоголизм - систематическое неумеренное употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Это опасное заболевание, которое при отсутствии серьёзного лечения, приводит к деградации личности и слабоумию.

Алкогольная зависимость проявляется на психическом и физическом уровне.

Психическая зависимость формируется на мозговом уровне и связана с нейромедиаторным обменом, в частности, с дофамином. Под воздействием алкоголя клетки мозга привыкают к специфическому состоянию опьянения, которое адекватно наркотическому. Для получения положительных эмоций человеку всё чаще требуется алкогольный допинг и увеличение количества выпиваемого спиртного. В результате серьёзным симптомом развития алкогольной болезни становится потеря дозового контроля. В состоянии алкогольного опьянения исчезает контроль над ситуацией, нарушается поведение, а наутро появляются провалы памяти на некоторые события.

Физическая зависимость от алкоголя связана с нарушением обмена веществ, в частности, с дефицитом эндогенного (внутреннего) спирта и повышенной активностью алкогольных ферментов организма, а проявляется в виде абстинентного (похмельного) синдрома и формирования запойных состояний.

Основные признаки алкоголизма.

1. Рост устойчивости  организма к алкоголю: чтобы достичь  комфортного психологического состояния  от опьянения, требуется всё  большая доза спиртного (на  фоне полной утраты защитного  рвотного рефлекса).

2. Потеря дозового контроля: человек предполагает выпить немного, а в результате напивается.

3. Болезненное влечение  к алкоголю, когда человек регулярно  стремится изменить своё психическое  состояние за счёт спиртного. 

4. Похмельный синдром,  когда требуется новая доза наутро, чтобы «поправить здоровье».

5. Запойные состояния  (следствие похмельного синдрома), когда человек вынужден употреблять  алкоголь без перерыва от нескольких  дней до нескольких недель  без каких-либо внешних причин. То есть, хочет – пьёт и не  хочет – тоже пьёт.

Алкоголь - энергетически ёмкий продукт и одновременно психоактивное вещество (легальный наркотик). Содержится в некоторых продуктах питания и вырабатывается организмом человека. Многие считают, что алкоголь помогает снять стресс. Однако это не совсем так. После расслабления и временного улучшения настроения алкогольное опьянение вызывает новый биохимический стресс в организме. Высокие дозы алкоголя и продукт его переработки уксусный альдегид угнетают работу мозга и сердца, вызывают в них кислородное голодание, появляется слабость, быстрая утомляемость и подавленное настроение.

Пиво - популярный слабоалкогольный напиток. Однако наряду с полезными веществами как витамины, в пиве содержатся токсичные вещества, например, кадаверин (трупный яд), влияющий на сосуды головного мозга, а также растительные аналоги женских половых гормонов, видоизменяющие внешний вид пивных алкоголиков. Агрессивность и разрушительное действие этих веществ зависит как от концентрации алкоголя в пиве, так и от объёма выпиваемого напитка. Многие до сих пор не считают пиво алкогольным напитком, поэтому пьют ежедневно и, как правило, на голодный желудок. Именно легкомысленное отношение к пиву приводит к так называемому пивному алкоголизму.

Причины алкогольной  зависимости очень разнообразны. Ими могут стать: затяжная стрессовая ситуация, хроническая усталость, невроз, сопровождающийся неуверенностью в своих силах, различные депрессивные состояния, протекающие не только как временная реакция, но и как болезнь, проблемы в личной жизни. Частой причиной является социальная дезадаптация, когда у человека нет постоянной работы, отсутствует семья, нет устойчивых интересов и любимых занятий, когда человек испытывает состояние одиночества и скуки. Конечно, причин формирования алкогольной зависимости слишком много, чтобы суметь перечислить их в одном абзаце.

Современные принципы лечения  алкоголизма:

Первый этап лечения  – детоксикация (может проводиться  в стационарных и амбулаторных условиях). Очищение организма от ядовитых продуктов  переработки алкоголя, восстановление нормальной работы органов и систем организма.

Второй этап – психологическая  поддержка пациента на пути преодоления  алкогольной зависимости. Проводится в амбулаторных условиях. На этом этапе  применяется сочетание индивидуально  подобранных лекарств и психотерапевтических методик, что помогает добиться стойкого равнодушия к спиртному, максимально восстановить физическое и психологическое здоровье пациента. Эффективность амбулаторного лечения алкоголизма представляет наибольшую ценность, т.к. положительный результат достигается в реальных условиях жизни пациента, а не в комфорте стационара.

О неизлечимости алкоголизма  можно говорить только тогда, когда  пациент прошёл «точку возврата». Другими  словами, личность человека под влиянием длительного злоупотребления алкоголем полностью разрушена, произошла её глубокая деградация. Как правило, это характерно для третьей стадии алкоголизма.

В любом другом случае человека можно считать потенциально здоровым. Самое главное, чтобы пациент  захотел изменить свою жизнь к лучшему и взял на себя ответственность за своё выздоровление. Осознал, что для решения этой сложной проблемы не стоит упрямо бороться в одиночку, теряя последние силы, и обратился за профессиональной помощью.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью