Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

 В нашей стране алкогольная зависимость делится на три стадии. На первой стадии формируется психическая зависимость, на второй - развивается физическая зависимость, а третья стадия финальная - классический вариант алкоголизма в обычном понимании.

Первая стадия развития алкогольной болезни.

К этому периоду болезни, алкоголик, как правило, утрачивает

защитный рвотный рефлекс  и приобретает способность выпивать большие дозы спиртного. Рвота может возникать после длительных перерывов в алкоголизации; на фоне запоя, когда обостряются хронические заболевания органов желудочно-кишечного тракта; а также при отравлениях суррогатами алкоголя, которыми сейчас забиты все продовольственные магазины. Периодический всплеск защитных реакций не останавливает больного, он продолжает пить, и к синдрому измененной толерантности присоединяются другие признаки первой стадии алкоголизма.

В первую очередь, это  снижение и потеря количественного  контроля над дозой выпиваемых спиртных напитков. Человек, начиная пить, не может вовремя остановиться, что  приводит к развитию средних и  тяжелых степеней опьянения. Сначала  контроль теряется редко и после больших доз алкоголя, затем все чаще и чаще.

Форма употребления алкоголя в этот период обычно эпизодическая  по типу однократных эксцессов с  интервалом от нескольких дней или  недель. Между ними алкоголь или  не употребляется, или употребляется в небольшом количестве. Вот так выглядит классический стереотип на первой стадии болезни.

Психическая зависимость (патологическое влечение к алкоголю), которая является одним из основных синдромов этого периода, редко  и сразу осознается самим больным и его окружением. Алкоголик в больше случаем не понимается, что у него появилась алкогольная зависимость к спиртному, а если и понимает, то всячески отрицает. Работает система самообмана и иллюзий. Даже мало пьющие люди относят к алкоголику на этой стадии болезни, как к здоровому человеку. Его часто считают душой компании или просто веселым человеком.

Отчетливый признак  психологической зависимости - продолжающееся употребление алкоголя, несмотря на возникновение проблем, и вредных последствий, явно не связанных с алкоголизацией.

Признаки первой стадии алкогольной зависимости:

  1. Синдром измененной толерантности, который проявляется в утрате защитного рвотного рефлекса и способности выпивать все большее и большее количество спиртных напитков.
  2. Потеря контроля над дозой употребляемого алкоголя, что приводит к развитию опьянения. Так называемый «синдром первой рюмки».
  3. Появление патологического влечения к алкоголю, которое проявляется в активном стремлении к алкоголизации.
  4. Формирование психической зависимости от алкоголя, которая заставляет человека пить снова и снова, несмотря на возникновение серьезных проблем.

Вторая стадия алкогольной  зависимости.

Период клинически развернутого алкоголизма, дающий нам 80% пациентов. Это происходит, по всем видимости, потому, что они на ранних стадиях заболевания не обращаются за помощью, так как не считают себя больными, а до поздних стадий многие не доживают. Для расцвета алкогольной болезни наиболее типичны два синдрома: похмельный синдром и так называемое плато толерантности.

Похмельный синдром, сформированный в предшествующий период, во второй стадии возникает практически после каждого массированного употребления алкоголя. Особенно выраженным он бывает после запоев. Желание опохмелиться по интенсивности часто превосходит остальные чувства. Длится похмелье, как правило, от нескольких дней до нескольких недель, а ещё месяца полтора тянется астеноневротический синдром: плохой сон и быстрая утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности. Если человек на этой стадии запивает хотя бы раз в два месяца, то в нормальном состоянии он бывать не успевает. При таком варианте течения второй стадии зависимости алкоголь обычно употребляется по псевдозапойному типа, хотя у некоторых пациентов уже могут возникать истинные запои.

«Плато толерантности» представляет собой классический вариант постоянной алкоголизации. Если на ранних стадиях болезни организм адаптировался к поступлению больших доз, и его устойчивость к спиртному постоянно возрастала, то на второй стадии она достигает максимальных величин и держится на этом уровне, на протяжении многих лет. Такой алкоголик может выпивать несколько литров водки каждый день, практически без трезвых промежутков. Максимум спиртного выпивается в вечерние часы, поэтому на работе это длительное время может не отражаться.

Таким образом, во второй стадии алкогольной зависимости происходит разделение форм употребления спиртного: цикличную и постоянную. Даже эта стадия зависимости на фоне всеобщей алкоголизации подчас может считаться вариантом нормы, хотя уже четко определяется сужение диапазона жизнедеятельности человека.

Третья стадия алкогольной  зависимости.

Для последней стадии характерно окончательное разрушение головного мозга, что приводит к алкогольной деградации человека.

Формы употребления алкоголя в этот период отражают последний  всплеск жизненных сил и резервов организма. Это запои и постоянное пьянство на фоне сниженной толерантности. При истинных запоях употребление алкоголя происходит циклично - запоями, которые редко бывают по длительности больше недели. Трезвый промежуток обычно недолгий, не больше месяца. Алкоголизация происходит круглосуточно и заканчивается в связи с физической невозможностью алкоголика пить дальше. После чего развивается синдром отмены. Похмелье, как правило, более длительный, чем запой. Тяжесть похмелья в этой стадии максимальна за весь период развития болезни. Часто возникают тяжелые осложнения: белая горячка и судорожные припадки. Постоянное употребление характеризуется выраженным снижением толерантности к алкоголю. Алкоголик вынужден употреблять спиртное небольшими порциями, практически круглосуточно, в том числе и ночью. Прогрессирующее уменьшение разовой и суточной дозы алкоголя происходит за счет истощения практически всех органов и систем.

Личность формируется  с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика детского и подросткового алкоголизма  должна проходить одновременно в  нескольких направлениях:

  • Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
  • Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
  • Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

1.3 Психолого-социальная работа  по профилактике наркомании и  алкоголизма в молодежной среде

 

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

Многие концепции, на которых основывается социальные аспекты профилактики и реабилитации при злоупотреблении ПАВ оказываются несостоятельными, так как в общественной жизни происходят изменения, за которыми не может угнаться ни одна из созданных теорий. Отдельные теории содержат положения, являющиеся универсальными социально-психологическими феноменами, которые необходимо учитывать при проведении профилактики наркоманий и других форм отклоняющегося поведения. Одной из таких теорий, на которой базируются многие программы профилактики и реабилитации является теория социального научения А. Бандуры. Согласно этой теории личность человека изменяется под воздействием требований социальной среды, в результате чего происходит обучение определенным формам поведения. Поведение человека является результатом тех воздействий, которые оказывает на него социальная среда . Человек так организует свой поведенческий опыт, чтобы проблемы взаимодействия с окружающей социальной действительностью были менее травматичными, а само поведение — более эффективным. В связи с этим А. Бандура предлагает осевое, наиболее важное, по его мнению, понятие — самоэффективность. Это понятие характеризует степень осознавания человеком эффективности своего поведения, умение управлять поведением и контролировать его для достижения определенных жизненных целей. Данные положения теории А. Бандуры широко используются в современных научно обоснованных профилактических программах, цель которых — осознание процесса формирования собственного поведения. При этом развитие «самоэффективности» становится одной из основных превентивных целей.

Существенное влияние  на разработку современных профилактических программ оказала также транзакциональная  теория стресса и копинга Р. Лазаруса. По мнению Р. Лазаруса, развитие различных  форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса. Поведение рассматривается как результат взаимодействия между человеком и окружающей средой. Именно Р. Лазарус вводит понятие «копинг» (coping) — преодоление стресса, совладание с ним. Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг-поведением или совладающим поведением.

Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные  стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов или копинг-ресурсов). Совладающее поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.  

Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.  

Можно ли строить работу с подростками, не только повышая  их образовательный уровень, прививая любовь к труду, но и формируя у  них стойкую антиалкогольную  и антинаркотическую позицию, способность в любой, даже самой неблагоприятной среде, принять сознательное решение и отдать предпочтение здоровому образу жизни?

Безусловно, для эффективности  проводимой работы и в целях грамотного ее осуществления необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой со стороны специалистов-превентологов, врачей и психологов наркологических диспансеров, работников системы здравоохранения.

Главная проблема, от понимания которой зависит, будет ли найден ответ на вопрос о том, что делать, чтобы предотвратить рост детской и подростковой наркомании, токсикомании и алкоголизма, - это выяснение того, почему подросток начинает экспериментировать с алкоголем, наркотиками и другими веществами, и каковы факторы риска.

Согласно классификации  ВОЗ,

К внешним (социальным) факторам риска относятся:

  • плохо организованная среда без установленных правил, четкой дисциплины, должных требований к действиям ребенка;
  • слабые социальные связи (нет ощущения принадлежности к какой-либо социальной группе);
  • несоблюдение семьей или друзьями норм социального поведения;
  • попустительское отношение семьи и ближайшего окружения к насилию, злоупотреблению психоактивными веществами, негативному поведению и т.д.;
  • приобщение в раннем возрасте к "первичным наркотикам" (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами или являющихся жертвами насилия в семье;
  • отсутствие интереса к учебе и работе;
  • употребление родителями вызывающих зависимость веществ, легкий доступ к наркотикам.

Внутренними (или психологическими) факторами риска названы следующие:

  • ощущение собственной незначимости и ненужности;
  • недостаточный самоконтроль, недостаточная самодисциплина;
  • неспособность выражать свои чувства и реакции на себя самого, на других и на ситуацию;
  • неспособность здраво рассуждать и делать здоровый выбор в жизни;
  • непонимание того, что решения имеют последствия;
  • непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;
  • низкая самооценка и неуверенность в себе.

ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную. 

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и  подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, "воротами" приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляяет 60-70%

 Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

При вторичной профилактике эффективность воздействия составляет - 30-40%

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью