Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

Методика позволяет  определить шесть основных тенденций  поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому  предъявляется карточка утверждений  и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению  о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение  для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая  оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое  положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес  представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для  сравнения представлений о самом  себе с мнением каждого, о каждом внутри группы.

Ключ

I. Зависимость 3,9,15,21,27,33,39,45,51,54

II. Независимость 6,12,18,24,30,36,42,48, 57, 60

III. Общительность 5, 7, 13, 19,25, 31,37,43,49, 52

IV. Необщительность 4. 10, 16,22, 28,34,40,46, 55, 58

V. Принятие «борьбы» 1,13, 37, 23, 29, 35,41,47, 56, 59

VI. Избежание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38,44, 50, 539

2.2.5 Методика для оценки склонности  к отклоняющемуся поведению (СОП)

Шкалы: склонности к преодолению  норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к  самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения  готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.10

Методика предполагает учет и коррекцию  установки на социально желательные  ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы  направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных  между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена  для измерения предрасположенности  испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.11

Инструкция к тесту

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

Если верно, то на бланке ответов  рядом с номером, соответствующим  утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку.

Если оно неверно, то поставьте  крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет».

Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант  ответа, который все-таки больше соответствует  вашему мнению.

Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Тестовый материал

Мужской вариант 

Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

Бывает, что иногда я ссорюсь  с родителями.

Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком»  и ничего не может добиться в жизни.

Я бы взялся за опасную для жизни  работу, если бы за нее хорошо платили.

Иногда я ощущаю такое сильное  беспокойство, что просто не могу усидеть  на месте.

Иногда бывает, что я немного  хвастаюсь.

Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.

Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

Только слабые и трусливые  люди выполняют все правила и  законы.

Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.

Я всегда говорю только правду.

Если человек в меру и без вредных последствий  употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.

Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.

Человек должен иметь  право выпивать столько, сколько  он хочет.

Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а  не там, где положено.

Некоторые правила и  запреты можно отбросить, если испытываешь  сильное сексуальное (половое) влечение.

Я иногда не слушаюсь родителей.

Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

Я думаю, что мне понравилось  бы заниматься боксом.

Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

Я часто испытываю  потребность в острых ощущениях.

Иногда мне так и  хочется сделать себе больно.

Мое отношение к жизни  хорошо описывает пословица: «Семь  раз отмерь, один раз отрежь».

Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

Бывает, что мне так  и хочется выругаться.

Правы люди, которые в  жизни следуют пословиц: «Если  нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

Мне редко удается  заставить себя продолжать работу после  ряда обидных неудач.

Если бы в наше время  проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.

Бывает, что иногда я  говорю неправду.

Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

Я лучше соглашусь  с человеком, чем стану спорить.

Если бы я родился  в давние времена, то стал бы благородным  разбойником.

Если нет другого  выхода, то спор можно разрешить  и дракой.

Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

Одежда должна с первого  взгляда выделять человека среди  других в толпе.

Если в кинофильме нет ни одной приличной драки  – это плохое кино.

Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

Иногда я скучаю на уроках.

Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно  потребую от него извинений.

Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.

Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

Мне бы понравилась профессия  дрессировщика хищных зверей.

Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу  неприличную шутку.

Я стараюсь избегать в  разговоре выражений, которые могут  смутить окружающих.

Я часто огорчаюсь  из-за мелочей.

Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила  и запреты.

Мне нравится бывать в  компаниях, где в меру выпивают и  веселятся.

Меня раздражает, когда девушки курят.

Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я  понимал, что сейчас не время и  не место.

Сигарета в трудную  минуту меня успокаивает.

Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

Я смог бы своей рукой  казнить преступника, справедливо  приговоренного к высшей мере наказания.

Удовольствие – это  главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Я хотел бы поучаствовать  в автомобильных гонках.

Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов  первым начать драку.

Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и  ломал ее.

Я всегда требую, чтобы  окружающие уважали мои права.

Мне понравилось бы прыгать  с парашютом.

Вредное воздействие  на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным»  выражениям – это нормально.

Я часто не могу сдержать свои чувства.

Бывало, что я опаздывал  на уроки.

Мне нравятся компании, где  все подшучивают друг над другом.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

Иногда случалось, что  я не выполнял домашнее задание.

Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

Мне кажется, что я  не способен ударить человека.

Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался  безнаказанным.

Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

Наивные простаки сами заслуживают  того, чтобы их обманывали.

Иногда я бываю так  раздражен, что стучу по столу кулаком.

Женский вариант 

Я стремлюсь в одежде следовать самой современной  моде или даже опережать ее.

Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать  сегодня.

Если бы была такая  возможность, то я бы с удовольствием  пошла служить в армию.

Бывает, что иногда я  ссорюсь с родителями.

Чтобы добиться своего, девушка  иногда может и подраться.

Я бы взялась за опасную  для здоровья работу, если бы за нее  хорошо платили.

Иногда я ощущаю такое  сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

Я иногда люблю посплетничать.

Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.

Мне нравится, когда моя  одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.

Только глупые и трусливые  люди выполняют все правила и  законы.

Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью