Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).
Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю
Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о недостоверности результатов по основным шкалам.
Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.
Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.
Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил
Данная шкала предназначена
для измерения
Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.
Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.
Результаты в диапазоне
50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют
о предрасположенности
Показатели свыше 70 Т-баллов
свидетельствует о
Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
4. Шкала склонности
к самоповреждающему и
Данная шкала предназначена
для измерения готовности реализовать
различные формы
Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.
Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.
Показатели ниже 50 Т-баллов
по данной шкале свидетельствуют
об отсутствии готовности к реализации
саморазрушающего поведения, об отсутствии
тенденции к соматизации
5. Шкала склонности к агрессии и насилию
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
Показатели, лежащие в
диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют
о наличии агрессивных
Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.
Показатели, лежащие ниже
50 Т-баллов, свидетельствуют о
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).
Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
7. Шкала склонности к деликвентному поведению
Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.
Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.
Результаты выше 60 Т-баллов
свидетельствуют о высокой
Результаты ниже 50 Т-баллов
говорят о невыражености
Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
Данные по исследованию личности испытуемых контрольной и экспериментальной групп представлены в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1. Контрольная группа
№ исп. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
5 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
5 |
4 |
2 |
8 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
2 |
2 |
8 |
6 |
5 |
3 |
7 |
7 |
4 |
2 |
4 |
4 |
6 |
5 |
5 |
7 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
2 |
5 |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
5 |
5 |
9 |
9 |
6 |
7 |
6 |
6 |
3 |
2 |
2 |
9 |
6 |
6 |
6 |
1 |
1 |
5 |
1 |
5 |
5 |
2 |
1 |
4 |
1 |
5 |
5 |
7 |
8 |
8 |
4 |
8 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
8 |
4 |
4 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
3 |
2 |
2 |
6 |
7 |
6 |
9 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
3 |
2 |
2 |
5 |
6 |
5 |
10 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
11 |
1 |
1 |
6 |
1 |
6 |
6 |
3 |
2 |
2 |
1 |
6 |
6 |
12 |
7 |
7 |
5 |
7 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
9 |
5 |
5 |
13 |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
4 |
2 |
1 |
3 |
6 |
4 |
4 |
14 |
2 |
2 |
5 |
2 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
5 |
5 |
15 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
16 |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
3 |
2 |
2 |
7 |
8 |
7 |
17 |
8 |
8 |
5 |
8 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
8 |
5 |
5 |
18 |
2 |
2 |
6 |
2 |
6 |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
6 |
6 |
19 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
20 |
3 |
3 |
6 |
3 |
6 |
6 |
3 |
2 |
2 |
3 |
6 |
6 |
Итог по группе |
91 |
86 |
98 |
79 |
104 |
103 |
67 |
45 |
51 |
93 |
105 |
98 |
Таблица 2. Экспериментальная группа
№ исп. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
9 |
9 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
1 |
8 |
6 |
2 |
8 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
7 |
1 |
8 |
9 |
5 |
3 |
7 |
7 |
4 |
2 |
4 |
5 |
6 |
5 |
1 |
7 |
8 |
4 |
4 |
9 |
8 |
5 |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
8 |
5 |
5 |
9 |
8 |
6 |
7 |
6 |
5 |
3 |
4 |
2 |
8 |
9 |
6 |
6 |
8 |
8 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
8 |
5 |
7 |
8 |
8 |
5 |
8 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
8 |
8 |
6 |
8 |
9 |
6 |
5 |
6 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
6 |
9 |
6 |
9 |
9 |
5 |
8 |
8 |
6 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
9 |
5 |
10 |
8 |
9 |
8 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
8 |
4 |
11 |
9 |
9 |
6 |
5 |
6 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
8 |
6 |
12 |
7 |
7 |
5 |
7 |
5 |
3 |
4 |
3 |
1 |
9 |
8 |
5 |
13 |
6 |
6 |
8 |
6 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
6 |
8 |
4 |
14 |
9 |
9 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
2 |
8 |
5 |
15 |
9 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
8 |
6 |
16 |
9 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
3 |
2 |
1 |
7 |
8 |
7 |
17 |
9 |
8 |
6 |
8 |
5 |
5 |
6 |
5 |
1 |
8 |
8 |
5 |
18 |
8 |
9 |
5 |
5 |
6 |
5 |
3 |
4 |
2 |
2 |
9 |
6 |
19 |
9 |
9 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
1 |
3 |
8 |
3 |
20 |
9 |
9 |
6 |
5 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
9 |
6 |
Итог по группе |
168 |
147 |
114 |
107 |
96 |
81 |
69 |
68 |
25 |
92 |
166 |
105 |
Таблица 3. Результаты по
шкалам в контрольной и
Шкала |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
1 |
91 |
168 |
2 |
86 |
147 |
3 |
98 |
114 |
4 |
79 |
107 |
5 |
104 |
96 |
6 |
103 |
81 |
7 |
67 |
69 |
8 |
45 |
68 |
9 |
51 |
25 |
10 |
93 |
92 |
11 |
105 |
166 |
12 |
98 |
105 |
Таким образом, мы видим, что у подростков экспериментальной группы почти в два раза выше невротизация личности. У испытуемых с алкогольной зависимостью выражен невротический синдром астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Также у подростков экспериментальной группы отмечена высокая спонтанная агрессивность. У этих подростков повышен уровень психопатизации, создающий предпосылки для импульсивного поведения.
Оценка депрессивности
позволила отметить в экспериментальной
группе психопатологический
Эмоциональная устойчивость также значительно различается у подростков контрольной (79) и экспериментальной (107) групп. То есть подростки экспериментальной группы имеют неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к аффективному реагированию.
Общительность в контрольной группе несколько выше, чем в экспериментальной. То есть и у тех и у других подростков имеется в наличии выраженная потребность в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
Устойчивость к стрессу выше в контрольной группе (103 и 81 балл соответственно).. То есть подростки не употребляющие алкоголь имеют хорошую защищенность к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
В группах отмечен
одинаковый уровень реактивной агрессивностиТо
есть высокий уровень
Шкала застенчивость отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. В экспериментальной группе отмечено наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью