Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).
Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю
При третичной профилактике эффективность воздействия составляет- 3-5%.
Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:
1. Просветительские программы
необходимо вести на
2. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
3. Предоставляемая информация
должна быть уместной и давать
знания о последствиях
4. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.
5. Информация должна
предоставляться с учетом
6. Родители и другие
взрослые, играющие важную роль
в жизни ребенка, должны
В антинаркотической работе следует избегать:
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о вредных привычках, наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа, выяснить их отношение и наличие личного опыта
Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания5.
Анализируя сегодняшнюю наркологическую ситуацию в детско-подростковой среде, можно с уверенностью сказать, что в обществе, где имеются экономические, политические, социальные, педагогические, медицинские и другие проблемы, встреча с психоактивными веществами для подростка - реальность.
Единственным выходом
для него может стать обучение
социально-психологическим
Как же это воплотить в жизнь?
Вопрос о выборе методов
и конкретных приемов психолого-
Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребления табаком, алкоголем, различными группами наркотических и токсических средств. Порой за опасностью, связанной с наркотиками, опасность, связанная со злоупотреблением другими веществами - алкоголем и табаком, отходит на второй план. Риск начала употребления этих веществ ничуть не ниже, чем риск увлечения наркотиками: заболевания, вызванные ими, ведут к таким же печальным последствиям. Именно поэтому в профилактическую работу должны включаться вопросы употребления всех психоактивных веществ без исключения соответственно информированности группы.
Главными задачами профилактической работы являются сохранение каждой растущей и развивающейся личности в здоровом правовом поле социума и выработка нужной установки грамотной самозащиты для этого используются средства массовой информации, раздача буклетов, значков, наклеек, календарей, памяток.
В наше время целесообразно иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно- популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума. К лекционной работе привлекаются сотрудники ОВД, УФСНК, прокуратуры, инспектора ОДН, психиатры-наркологи, врачи-специалисты по гигиеническому воспитанию, психологи, социальные педагоги, хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.
Нужно всегда принимать
во внимание присущее детям и подросткам
любопытство, стремление удовлетворить
возникающие в различных
Целесообразно начать применение в школе новой формы диалога с ребятами - формы психологического тренинга. Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения учащимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них6.
Кроме того, тренинги интересны и полезны не только самим учащимся: педагоги и другие работники школы получают возможность перевести отношения с ребятами на качественно новый этап, что очень полезно для достижения высокой степени доверия между ними.
Особенно эффективными будут те тренинги, которые в своей структуре предусматривают повторные занятия по определенным темам в течение всего периода школьного обучения с повторяющимся воздействием на учащихся для укрепления первоначального профилактического эффекта. Такие повторные блоки, разработанные с учетом особенностей данного возраста и ориентированные на рассмотрение наиболее актуальных в каждом возрасте проблем, могут иметь не только значительный профилактический эффект, но и помогут учащимся в адаптации к различным периодам школьной жизни. Например, работа с учениками начальной и средней школы должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими критическому периоду перехода от средних классов к старшим.
При организации профилактической работы в школе не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно.
Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, токсических и наркотических препаратов) и профилактики начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям (например, таким, как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного. Отсюда вытекает необходимость сближения позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях.
Существует несколько основных направлений совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей7:
формирование у больного
осознанной стабильной мотивации или
установки на окончательный отказ
от потребления наркотических
Для осуществления этих
мероприятий социально –
Таким образом, важнейшее направление медико-социальной работы – работа с подростками, страдающими наркотическими заболеваниями. Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека и другое.
Социально-медицинская помощь несовершеннолетним, злоупотребляющим алкоголем и страдающим алкоголизмом, и целенаправленная коррекционная, психологическая, педагогическая работа с ними должны всемерно расширяться и специализироваться, осуществляться отдельно от взрослых с привлечением специалистов по детско-подростковой психиатрии, психологии, соматической патологии.
Наркологическая помощь должна быть многоступенчатой, нацеленной на последовательные процессы первичной профилактики, диагностики, оказания неотложной помощи, лечения, вторичной профилактики (предупреждение и купирование рецидивов у больных алкоголизмом), реабилитации. Развитие реабилитационного звена наркологической службы способно существенно повысить эффективность ее работы и ее авторитет среди населения.
Приоритет в медицинской наркологической помощи должен принадлежать максимально раннему выявлению лиц с алкогольными проблемами, потенциальных пациентов из группы риска, больных на начальных стадиях заболевания - с обязательным участием в этом процессе врачей первичной общелечебной сети, семейных врачей, психологов, социальных работников.
Основными принципами деятельности наркологических учреждений должны быть добровольность и конфиденциальность. Наркологические диспансеры должны быть освобождены от немедицинских функций. В связи с этим в общественное сознание необходимо внедрить понимание того, что алкоголизм - такая же болезнь, как и любое другое заболевание, имеющая свои причины, биологические и психопатологические механизмы развития, типичную клиническую картину, динамику и исход. В наркологических диспансерах пациенты, не представляющие социальной опасности, должны регистрироваться на консультативной основе. На обязательном учете должны находиться только больные с тяжелыми и стойкими болезненными проявлениями, социально дезадаптированные, нарушающие правопорядок, представляющие опасность для себя, семьи и общества.
Для этого необходимо:
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью