Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

29. То, что со мною случается, это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 

Бланк для ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

                                           

 

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

                                           

 

Обработка результатов

1 этап

Подсчет "сырых" (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа  № 1.

Показатели (шкалы):

  1. Ио - шкала общей интернальности;
  2. Ид - шкала интернальности в области достижений;
  3. И н - шкала интернальности в области неудач;
  4. Ис - шкала интернальности в семейных отношениях;
  5. Ип - шкала интернальности в производственных отношениях;
  6. Им - шкала интернальности в области межличностных отношений;
  7. Из - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Таблица 1 для подсчета "сырых" баллов по 7 шкалам:

Подсчитайте сумму Ваших  баллов по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце "+" берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце " -", изменяют знак Вашего балла на обратный.

.И0

+

-

 

2.Ид

 

 

 

 

 

 

 

3.Ин

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ис

+

-

 

5.Ип

 

 

 

 

 

 

 

6.Им

 

 

 

7.Из

+

-

2

1

12

1

19

1

4

3

15

5

22

9

11

5

27

6

25

10

12

6

32

14

42

30

13

7

36

26

36

26

15

8

37

43

37

43

16

9

   

17

10

+

-

+

-

19

14

2

7

4

6

20

18

4

24

27

38

22

21

20

33

 

25

23

31

38

+

-

27

24

42

40

13

3

29

26

44

41

34

23

31

28

   

32

30

+

-

34

33

2

7

36

35

16

14

37

38

20

26

39

40

32

28

42

41

37

41

44

43

   

 

 

Итак, Вы получили 7 сумм баллов.

2 этап

Перевод "сырых" баллов в стены (стандартные оценки). Стены  представлены в 10-ти балльной шкале  и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

 

Таблица 2 для перевода "сырых" баллов в стены.

Баллы Стены:

1.Ио от

- 132

до

- 13

1

 

- 13

 

- 2

 

2

 

- 2

 

+ 10

 

3

 

10

 

22

 

4

 

22

 

33

 

5

 

33

 

45

 

6

 

45

 

57

 

7

 

57

 

69

 

8

 

69

 

80

 

9

 

80

 

132

 

10

 

2.Ид от

- 36

до

- 10

1

 

- 10

 

- 6

 

2

 

- 6

 

- 2

 

3

 

- 2

 

+ 2

 

4

 

2

 

6

 

5

 

6

 

10

 

6

 

10

 

15

 

7

 

15

 

19

 

8

 

19

 

23

 

9

 

23

 

36

 

10

 

3.Ин от

- 36

до

- 7

1

 

- 7

 

- 3

 

2

 

- 3

 

+ 1

 

3

 

1

 

5

 

4

 

5

 

8

 

5

 

8

 

12

 

6

 

12

 

16

 

7

 

16

 

20

 

8

 

20

 

24

 

9

 

24

 

36

 

10

 

4.Ис от

- 30

до

- 11

1

 

- 11

 

- 7

 

2

 

- 7

 

- 4

 

3

 

- 4

 

0

 

4

 

0

 

4

 

5

 

4

 

7

 

6

 

7

 

11

 

7

 

11

 

14

 

8

 

14

 

18

 

9

 

18

 

30

 

10

 

5.Ип от

- 30

до

- 4

1

 

- 4

 

0

 

2

 

0

 

4

 

3

 

4

 

8

 

4

 

8

 

12

 

5

 

12

 

16

 

6

 

16

 

20

 

7

 

20

 

24

 

8

 

24

 

28

 

9

 

28

 

30

 

10

 

6.Им от

- 12

до

- 6

1

 

- 6

 

- 4

 

2

 

- 4

 

- 2

 

3

 

- 2

 

0

 

4

 

0

 

2

 

5

 

2

 

5

 

6

 

5

 

7

 

7

 

7

 

9

 

8

 

9

 

11

 

9

 

11

 

12

 

10

 

7.Из от

- 12

до

- 3

1

 

- 3

 

- 1

 

2

 

- 1

 

1

 

3

 

1

 

3

 

4

 

3

 

4

 

5

 

4

 

5

 

6

 

5

 

7

 

7

 

7

 

9

 

8

 

9

 

11

 

9

 

11

 

12

 

10


 

З этап

Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам.

Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Например: “Чистый” бланк графика

Анализ результатов

Проанализируйте количественно  и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои: результаты (полученный "профиль") с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Описание оцененных  шкал:

1. Шкала общей интернальности (И о). Высокий показатель по  этой шкале соответствует высокому  уровню субъективного контроля  над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности  в области достижений (И д). Высокие  показатели по этой шкале соответствуют  высокому уровню субъективного  контроля над эмоционально положительными  событиями и ситуациями. Такие  люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности  в области неудач (Ин). Высокие  показатели по этой шкале говорят  о развитом чувстве субъективного  контроля по отношению к отрицательным  событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

4. Шкала интернальности  в семейных отношениях(Ис). Высокие  показатели Ис означают, что человек  считает себя ответственным за  события, происходящие в его  семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности  в области производственных отношений  (Ис). Высокий Ис свидетельствует  о том, что человек считает  свои действия важным фактором  организации собственной производственной  деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ис указывает на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности  в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий Им напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности  в отношении здоровья и болезни  (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют  о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного  контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе

Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опубликован  в 1958 г.

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения  или группы от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: «социальное «Я» (Каким меня видят другие?); «идеальное «Я» (Каким бы я хотел быть?); «актуальное «Я» (Какой я в разных ситуациях?); «значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?); «идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью