Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).
Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю
29. То, что со мною случается, это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Бланк для ответов:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
Обработка результатов
1 этап
Подсчет "сырых" (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа № 1.
Показатели (шкалы):
Таблица 1 для подсчета "сырых" баллов по 7 шкалам:
Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце "+" берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце " -", изменяют знак Вашего балла на обратный.
.И0 |
+ |
- |
2.Ид
3.Ин
4. Ис |
+ |
- |
5.Ип
6.Им
7.Из |
+ |
- | ||
2 |
1 |
12 |
1 |
19 |
1 | |||||
4 |
3 |
15 |
5 |
22 |
9 | |||||
11 |
5 |
27 |
6 |
25 |
10 | |||||
12 |
6 |
32 |
14 |
42 |
30 | |||||
13 |
7 |
36 |
26 |
36 |
26 | |||||
15 |
8 |
37 |
43 |
37 |
43 | |||||
16 |
9 |
|||||||||
17 |
10 |
+ |
- |
+ |
- | |||||
19 |
14 |
2 |
7 |
4 |
6 | |||||
20 |
18 |
4 |
24 |
27 |
38 | |||||
22 |
21 |
20 |
33 |
|||||||
25 |
23 |
31 |
38 |
+ |
- | |||||
27 |
24 |
42 |
40 |
13 |
3 | |||||
29 |
26 |
44 |
41 |
34 |
23 | |||||
31 |
28 |
|||||||||
32 |
30 |
+ |
- | |||||||
34 |
33 |
2 |
7 | |||||||
36 |
35 |
16 |
14 | |||||||
37 |
38 |
20 |
26 | |||||||
39 |
40 |
32 |
28 | |||||||
42 |
41 |
37 |
41 | |||||||
44 |
43 |
Итак, Вы получили 7 сумм баллов.
2 этап
Перевод "сырых" баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Таблица 2 для перевода "сырых" баллов в стены.
Баллы Стены:
1.Ио от |
- 132 |
до |
- 13 |
|
1 |
- 13 |
- 2 |
2 | |||
- 2 |
+ 10 |
3 | |||
10 |
22 |
4 | |||
22 |
33 |
5 | |||
33 |
45 |
6 | |||
45 |
57 |
7 | |||
57 |
69 |
8 | |||
69 |
80 |
9 | |||
80 |
132 |
10 | |||
2.Ид от |
- 36 |
до |
- 10 |
|
1 |
- 10 |
- 6 |
2 | |||
- 6 |
- 2 |
3 | |||
- 2 |
+ 2 |
4 | |||
2 |
6 |
5 | |||
6 |
10 |
6 | |||
10 |
15 |
7 | |||
15 |
19 |
8 | |||
19 |
23 |
9 | |||
23 |
36 |
10 | |||
3.Ин от |
- 36 |
до |
- 7 |
|
1 |
- 7 |
- 3 |
2 | |||
- 3 |
+ 1 |
3 | |||
1 |
5 |
4 | |||
5 |
8 |
5 | |||
8 |
12 |
6 | |||
12 |
16 |
7 | |||
16 |
20 |
8 | |||
20 |
24 |
9 | |||
24 |
36 |
10 | |||
4.Ис от |
- 30 |
до |
- 11 |
|
1 |
- 11 |
- 7 |
2 | |||
- 7 |
- 4 |
3 | |||
- 4 |
0 |
4 | |||
0 |
4 |
5 | |||
4 |
7 |
6 | |||
7 |
11 |
7 | |||
11 |
14 |
8 | |||
14 |
18 |
9 | |||
18 |
30 |
10 | |||
5.Ип от |
- 30 |
до |
- 4 |
|
1 |
- 4 |
0 |
2 | |||
0 |
4 |
3 | |||
4 |
8 |
4 | |||
8 |
12 |
5 | |||
12 |
16 |
6 | |||
16 |
20 |
7 | |||
20 |
24 |
8 | |||
24 |
28 |
9 | |||
28 |
30 |
10 | |||
6.Им от |
- 12 |
до |
- 6 |
|
1 |
- 6 |
- 4 |
2 | |||
- 4 |
- 2 |
3 | |||
- 2 |
0 |
4 | |||
0 |
2 |
5 | |||
2 |
5 |
6 | |||
5 |
7 |
7 | |||
7 |
9 |
8 | |||
9 |
11 |
9 | |||
11 |
12 |
10 | |||
7.Из от |
- 12 |
до |
- 3 |
|
1 |
- 3 |
- 1 |
2 | |||
- 1 |
1 |
3 | |||
1 |
3 |
4 | |||
3 |
4 |
5 | |||
4 |
5 |
6 | |||
5 |
7 |
7 | |||
7 |
9 |
8 | |||
9 |
11 |
9 | |||
11 |
12 |
10 |
З этап
Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам.
Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.
Например: “Чистый” бланк графика
Анализ результатов
Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои: результаты (полученный "профиль") с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.
Описание оцененных шкал:
1. Шкала общей интернальности
(И о). Высокий показатель по
этой шкале соответствует
2. Шкала интернальности
в области достижений (И д). Высокие
показатели по этой шкале
3. Шкала интернальности
в области неудач (Ин). Высокие
показатели по этой шкале
4. Шкала интернальности в семейных отношениях(Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности
в области производственных
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий Им напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
7. Шкала интернальности
в отношении здоровья и
Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.
Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опубликован в 1958 г.
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или группы от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: «социальное «Я» (Каким меня видят другие?); «идеальное «Я» (Каким бы я хотел быть?); «актуальное «Я» (Какой я в разных ситуациях?); «значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?); «идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью