Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями  или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.

Не думаю, что  можно было бы простить обиду.

Не считаю, что  на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.

Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

Я почти ежедневно  думаю о том, насколько лучше  была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

В своих поступках  я никогда не исхожу из того, что  людям можно полностью доверять.

Могу прибегнуть к физической силе, если требуется  отстоять свои интересы.

Легко могу развеселить  самую скучную компанию.

Я легко смущаюсь.

Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.

Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.

Бываю неловким в общении с другими людьми.

Иногда без  видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.

Иногда нет  никакого желания чем-либо заняться.

Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто  бы я выполнял очень тяжелую работу.

Мне кажется, что  в своей жизни я очень многое делал неправильно.

Мне кажется, что  другие нередко смеются надо мной.

Люблю такие  задания, когда можно действовать без долгих размышлений.

Я считаю, что  у меня предостаточно оснований  быть не очень-то довольным своей  судьбой.

Часто у меня нет аппетита.

В детстве я  радовался, если родители или учителя  наказывали других детей.

Обычно я  решителен и действую быстро.

Я не всегда говорю правду.

С интересом  наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.

Считаю, что  все средства хороши, если надо настоять на своем.

То, что прошло, меня мало волнует.

Не могу представить  ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.

Я не избегаю  встреч с людьми, которые, как мне  кажется, ищут ссоры со мной.

Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.

Мне кажется, что  я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.

Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить  обидчику.

Бывало, я опаздывал  к назначенному времени.

В моей жизни  было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.

При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.

Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.

Частенько у  меня бывает такое настроение, что  с удовольствием бы ничего не видел  и не слышал.

Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.

Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

Иногда могу похвастаться.

Активно участвую в организации общественных мероприятий.

Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

Я почти всегда подвижен и активен.

Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.

Иногда вдруг  чувствую, что весь покрываюсь потом.

Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

Обычно мне  трудно возражать моим знакомым.

Я волнуюсь и  переживаю даже при мысли о  возможной неудаче.

Я люблю не всех своих знакомых.

У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить  то, чем восхищаются.

Я предпочитаю  заставить любого человека сделать  то, что мне нужно, чем просить  его об этом.

Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.

В компании я  веду себя не так, как дома.

Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.

Боюсь стать  центром внимания даже в знакомой компании.

Хороших знакомых у меня очень немного.

Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей  это так не действует.

В компании у  меня нередко возникает желание  кого-нибудь обидеть или разозлить.

Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько  всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.

Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.

Я не стесняюсь  в выражениях, если меня выведут из себя.

Мне нравится так  задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.

Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

Не люблю  рассказывать анекдоты или забавные истории.

Повседневные  трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.

Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где  я вел себя неловко.

К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют  даже на жизненные мелочи.

Я робею при  выступлении перед большой аудиторией.

У меня довольно часто меняется настроение.

Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут  в голову.

К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.

Если сегодня  я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.

Стараюсь вести  себя так, чтобы окружающие опасались  вызвать мое неудовольствие.

Я уверен в своем  будущем.

Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

Я не прочь посмеяться над другими.

Я отношусь к  людям, которые «за словом в карман не лезут».

Я принадлежу к  людям, которые ко всему относятся  достаточно легко.

Подростком  я проявлял интерес к запретным темам.

Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

У меня нередки  конфликты с окружающими из-за их упрямства.

99. Часто испытываю  угрызения совести в связи  со своими поступками.

1. Я нередко  бываю рассеянным.

2. Не помню,  чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

3. Часто я  слишком быстро начинаю досадовать  на других.

4. Иногда неожиданно  для себя начинаю уверенно  говорить о таких вещах, в  которых на самом деле мало  что смыслю.

104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.

105. Нередко чувствую  себя вялым и усталым.

1. Я люблю  беседовать с людьми и всегда  готов поговорить и со знакомыми  и с незнакомыми.

2. К сожалению,  я зачастую слишком поспешно  оцениваю других людей.

3. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

4. Не чувствую  себя уверенно в решении важных  вопросов даже после длительных  размышлений.

5. Получается  так, что в споре я почему-то  стараюсь говорить громче своего  оппонента.

6. Разочарования  не вызывают у меня сколь-либо  сильных и длительных переживаний.

7. Бывает, что  я вдруг начинаю кусать губы  или грызть ногти.

8. Наиболее счастливым  я чувствую себя тогда, когда  бываю один.

9. Иногда одолевает  такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.8

2.2.3 Методика диагностики уровня  субъективного контроля Д. Роттера

Интернальность - величина, противоположная экстернальности. Это сила воли, уверенность в себе, власть человека над обсоятельствами, вера и готовность их изменить.

Экстерналы  полагают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей  и т.д. Они не видят связи между  своими действиями к значимым для  них событиям их жизни, не считают  себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

Интерналы интерпретируют значимые для себя события как  результат своей собственной  деятельности.

То есть этот показатель характеризует степень  ответственности индивида: в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

Опросник диагностирует  локализацию контроля над значимыми  событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.

Интернальный тип. Человек считает, что происходящие с ним события зависят, прежде всего, от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности.

Экстернальный тип. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.

Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными локусами контроля.

Опросник УСК (уровень субъективного контроля)

Методика диагностики  уровня субъективного контроля Дж. Роттера

Адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А. М.

В основу определения  УСК личности положены 2 предпосылки:

1. Люди различаются  между собой по тому, как и  где они локализуют контроль  над значительными для себя  событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, друг людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный  для индивида, универсален по  отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из 6-ти предложенных баллов с соответствующим знаком "+" (согласие) или "-" (несогласие).

Будьте, пожалуйста, внимательны  и искренни. Желаем успеха!

Тестовый материал:

Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: – 3–2 -1 + 1 + 2 + 3, от полного несогласия (-3) до полного согласия (+3).

Другими словами, поставьте  против каждого утверждения балл от единицы до тройки с соответствующим  знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие).

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе, в институте часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью