Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).
Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю
Принимая во внимание
многоплановость проблемы
Государственная алкогольная политика реализуется через разработку и проведение в жизнь комплексных и целевых (федеральных, региональных, местных) программ.
Исходя из признания прав граждан на всестороннюю объективную информацию об алкогольной ситуации в стране и о негативных медико-социальных последствиях злоупотребления алкоголем, а также в связи с необходимостью создания полноценной информационной базы для обеспечения управления процессом предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма следует обеспечить:
Исследование проводилось среди подростков 15-17 лет, учащихся лицея № 384 Кировского района города Санкт Петербурга.
Контрольную группу составили 20 подростков 15-17 лет, не употребляющих алкоголь, экспериментальная группа состояла из 20 подростков 15-17 лет употребляющих алкоголь.
Целью исследования является оценка уровня субъективного контроля, поведенческих характеристик, характерологических особенностей и некоторых социальных показателей (пол, возраст, состав семьи, ближайшее окружение) у подростков, склонных к употреблению алкоголя.
Основные задачи:
Методы исследования:
В процессе исследования применялись следующие методы:
Выборка представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика испытуемых.
Испытуемый |
Пол |
Возраст |
Группа |
М |
15 |
контрольная | |
М |
16 |
контрольная | |
М |
15 |
контрольная | |
М |
16 |
контрольная | |
Ж |
17 |
контрольная | |
Ж |
16 |
контрольная | |
М |
17 |
контрольная | |
Ж |
15 |
контрольная | |
М |
17 |
контрольная | |
Ж |
16 |
контрольная | |
М |
17 |
контрольная | |
М |
16 |
контрольная | |
М |
15 |
контрольная | |
М |
16 |
контрольная | |
М |
17 |
контрольная | |
М |
16 |
контрольная | |
М |
17 |
контрольная | |
М |
16 |
контрольная | |
М |
15 |
контрольная | |
М |
16 |
контрольная | |
М |
17 |
экспериментальная | |
М |
15 |
экспериментальная | |
Ж |
15 |
экспериментальная | |
М |
17 |
экспериментальная | |
М |
15 |
экспериментальная | |
М |
15 |
экспериментальная | |
Ж |
15 |
экспериментальная | |
Ж |
16 |
экспериментальная | |
Ж |
15 |
экспериментальная | |
М |
16 |
экспериментальная | |
М |
17 |
экспериментальная | |
М |
16 |
экспериментальная | |
М |
17 |
экспериментальная | |
М |
15 |
экспериментальная | |
М |
17 |
экспериментальная | |
М |
16 |
экспериментальная | |
М |
15 |
экспериментальная | |
М |
16 |
экспериментальная | |
М |
17 |
экспериментальная | |
М |
15 |
экспериментальная |
Нами использовался
такой метод психологической
диагностики как тестирование. Психологический
тест представляет собой объективное
и стандартизированное
Целью проведенного анкетирования было уточнения социально-демографических характеристик (пол, возраст, состав семьи, наличие вредных привычек у ближайшего окружения). Для этого нами была составлена анкета (Приложение 1.)
Опросник FPI (форма
В) был адаптирован и
Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Опросник FPIсодержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а Х-ХII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Шкала I (невротичность)
характеризует уровень
Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III (депрессивность)
дает возможность диагностировать
признаки, характерные для психопатологич
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V (общительность)
характеризует как
Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII (реактивная
агрессивность) имеет целью выявить
наличие признаков
Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Шкала IX (открытость)
позволяет характеризовать
Шкала X (экстраверсия
— интроверсия). Высокие оценки по
шкале соответствуют выраженной
экстравертированности
Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Шкала XII (маскулинность — фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.
Обработка результатов.
1. Производится подсчет сырых баллов
в соответствии с ключом. 2. Сырые
баллы переводятся в
Низкими считаются оценки в диапазоне 1-3 балла, средними — 4-6 баллов, высокими — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.
Инструкция испытуемому: На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.
Успешной вам работы!
1 Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
4. У меня часто болит голова.
5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
11. Чувствую
себя неловко, если окружающие
почему-то начинают обращать
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью