Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

 Принимая во внимание  многоплановость проблемы пьянства  и алкоголизма, мероприятия по  противодействию этим явлениям  должны носить комплексный характер, обеспечиваться скоординированными усилиями различных структур, действующих в правовой, правоохранительной, культурно-образовательной, медицинской, социальной и экономической сферах жизни общества.

Государственная алкогольная  политика реализуется через разработку и проведение в жизнь комплексных и целевых (федеральных, региональных, местных) программ.

Исходя из признания  прав граждан на всестороннюю объективную  информацию об алкогольной ситуации в стране и о негативных медико-социальных последствиях злоупотребления алкоголем, а также в связи с необходимостью создания полноценной информационной базы для обеспечения управления процессом предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма следует обеспечить:

  • совершенствование государственной статистики по проблемам производства и оборота алкогольной продукции - путем расширения системы показателей, отражающих уровень и особенности потребления алкогольных напитков населением и связанных с ним негативных последствий, оптимизации системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации, что позволит получать более полную и объективную картину реальной алкогольной ситуации в стране в динамике;
  • проведение регулярных широкомасштабных социологических и эпидемиологических исследований по проблеме распространенности пьянства и алкоголизма среди различных социальных и этнических групп населения, прежде всего среди молодежи, а также по изучению общественного мнения по различным актуальным проблемам алкогольной политики государства.

 

Глава 2. Организация  исследования. Методы и экспериментально – психологические методики

2.1 Методический инструментарий  и ход исследования

 

Исследование проводилось среди подростков 15-17 лет, учащихся лицея № 384 Кировского района города Санкт Петербурга.

Контрольную группу составили 20 подростков 15-17 лет, не употребляющих алкоголь, экспериментальная группа состояла из 20 подростков 15-17 лет употребляющих алкоголь.

Целью исследования является оценка уровня субъективного контроля, поведенческих характеристик, характерологических особенностей и некоторых социальных показателей (пол, возраст, состав семьи, ближайшее окружение) у подростков, склонных к употреблению алкоголя.

Основные задачи:

  • анализ литературы по исследуемой проблематике;
  • оценка социальных характеристик (семейное положение, ближайшее окружение, пол, возраст) у подростков с различным отношением к алкоголю;
  • анализ уровня субъективного контроля, устойчивых свойств и состояний у подростков с различным отношением к алкоголю;
  • выявление основных тенденций поведения подростков в реальной группе и представлений их о себе в группах лиц с различным отношением к алкоголю;
  • оценка взаимосвязей социальных характеристик и психологических особенностей у подростков с различным отношением к алкоголю;
  • обоснование основных направлений профилактики возникновения алкогольной зависимости у подростков.

Методы исследования:

 В процессе исследования применялись следующие методы:

  • теоретический анализ психологической, психолого-педагогической литературы по проблеме;
  • эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
  • интерпретационные методы;
  • количественный и качественный анализ результатов исследования.

Выборка представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Характеристика испытуемых.

Испытуемый

Пол

Возраст

Группа

М

15

контрольная

М

16

контрольная

М

15

контрольная

М

16

контрольная

Ж

17

контрольная

Ж

16

контрольная

М

17

контрольная

Ж

15

контрольная

М

17

контрольная

Ж

16

контрольная

М

17

контрольная

М

16

контрольная

М

15

контрольная

М

16

контрольная

М

17

контрольная

М

16

контрольная

М

17

контрольная

М

16

контрольная

М

15

контрольная

М

16

контрольная

М

17

экспериментальная

М

15

экспериментальная

Ж

15

экспериментальная

М

17

экспериментальная

М

15

экспериментальная

М

15

экспериментальная

Ж

15

экспериментальная

Ж

16

экспериментальная

Ж

15

экспериментальная

М

16

экспериментальная

М

17

экспериментальная

М

16

экспериментальная

М

17

экспериментальная

М

15

экспериментальная

М

17

экспериментальная

М

16

экспериментальная

М

15

экспериментальная

М

16

экспериментальная

М

17

экспериментальная

М

15

экспериментальная


2.2 Краткая характеристика используемых  методик

2.2.1 Анкетирование

Нами использовался  такой метод психологической  диагностики как тестирование. Психологический  тест представляет собой объективное  и стандартизированное измерение  выборки поведения. Одно из черт психологического теста - то, что они проводятся на малой, но тщательно обработанной выборке. Ещё одним непременным условием является стандартизированное измерение, что подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Одной из важнейших характеристик теста является надёжность, то есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Но самой важной характеристикой относительно всякого теста считается валидность степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.

Целью проведенного анкетирования было уточнения социально-демографических характеристик (пол, возраст, состав семьи, наличие вредных привычек у ближайшего окружения). Для этого нами была составлена анкета (Приложение 1.)

2.2.2 Методика исследования личности  с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)

Опросник FPI (форма  В) был адаптирован и модифицирован  в связи с исследованиями, проводимыми  факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.

Личностный  опросник создан главным образом  для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких  широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPIсодержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим  числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а Х-ХII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют  выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными  психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать  признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной  устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные  возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие  оценки свидетельствуют о хорошей  защищенности к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить  наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к  стрессовому реагированию на обычные  жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение  к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала X (экстраверсия — интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная  лабильность). Высокие оценки указывают  на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной  саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинность  — фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической  деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Обработка результатов. 1. Производится подсчет сырых баллов в соответствии с ключом. 2. Сырые  баллы переводятся в стандартные  оценки по 9-балльной шкале.

Низкими считаются  оценки в диапазоне 1-3 балла, средними — 4-6 баллов, высокими — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Инструкция  испытуемому: На последующих страницах  имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Успешной вам  работы!

1 Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.

По вечерам  я предпочитаю развлекаться в  веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).

Моему желанию  познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

4. У меня часто болит голова.

5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.

7. Бывает, что  я смеюсь над неприличным анекдотом.

8. Я избегаю  о чем-либо расспрашивать и  предпочитаю узнавать то, что  мне нужно, другим путем. 

9. Я предпочитаю  не входить в комнату, если  не уверен, что мое появление  пройдет незамеченным.

10. Могу так  вспылить, что готов разбить все,  что попадет под руку.

11. Чувствую  себя неловко, если окружающие  почему-то начинают обращать на  меня внимание.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью