Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

Я всегда говорю только правду.

Если человек в меру и без вредных последствий  употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.

Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.

Я с удовольствием  смотрю боевики.

Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.

Человек должен иметь  право выпивать, сколько он хочет  и где он хочет.

Если моя подруга  опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному  сроку.

Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а  не там, где положено.

Некоторые правила и  запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.

Бывало, что я не слушалась родителей.

В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.

Я думаю, что мне понравилось  бы заниматься каратэ или похожим  видом спорта.

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.

Я часто испытываю  потребность в острых ощущениях.

Иногда мне так и  хочется сделать себе больно.

Мое отношении к жизни  хорошо описывает пословица: «Семь  раз отмерь, один раз отрежь».

Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

Бывает, что мне так  и хочется выругаться.

Правы люди, которые в  жизни следуют пословице: «Если  нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.

Я часто не могу заставить  себя продолжать какое-либо занятие  после обидной неудачи.

Многие запреты в  области секса старомодны и их можно отбросить.

Бывает, что иногда я  говорю неправду.

Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

Я лучше соглашусь  с человеком, чем стану спорить.

Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.

Добиваться победы в  споре нужно любой ценой.

Бывали случаи, когда  мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.

Одежда должна с первого  взгляда выделять человека среди  других в толпе.

Если в фильме нет  ни одной приличной драки –  это плохое кино.

Бывает я скучаю на уроках.

Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему  все, что о нем думаю.

Во время путешествий  и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.

Мне бы понравилась профессия  дрессировщицы хищных зверей.

Мне нравится ощущать  скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.

Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

Бывает, что я с интересом  слушаю неприличный, но смешной анекдот.

Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.

Я часто огорчаюсь  из-за мелочей.

Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю  резко.

Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или  о катастрофах.

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится бывать в  компаниях, где в меру выпивают и  веселятся.

Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

Мне нравится состояние, которые наступает, когда выпьешь  в меру и в хорошей компании.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную  минуту меня успокаивает.

Некоторые люди побаиваются  меня..

Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо  приговоренного к высшей мере наказания..

Удовольствие – это  главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Если бы могла, то с  удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.

Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под  руку вещь и ломала ее.

Я всегда требую, чтобы  окружающие уважали мои права.

Мне бы хотелось из любопытства  прыгнуть с парашютом.

Вредное воздействие  алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.

Счастливы те, кто умирают  молодыми.

Я получаю удовольствие, когда немного рискую.

Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам  – это допустимо.

Я часто не могу сдержать свои чувства.

Бывало, что я опаздывала на уроки.

Мне нравятся компании, где  все подшучивают друг над другом.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных  мест.

Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.

Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

Бывают случаи, когда  я могу ударить человека.

Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался  безнаказанным.

Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.

Иногда я бываю так  раздражена, что громко кричу.

Только неожиданные  обстоятельства и чувство опасности  позволяют мне по-настоящему проявить себя.

Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему  здоровью и не повлечет наказания.

Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

Когда я злюсь, то мне  хочется громко обругать виновника  моих неприятностей.

Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

Я бы с удовольствием  покатилась бы на горных лыжах с  крутого склона.

Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.

Я бы с удовольствием  занималась в бассейне прыжками с  вышки.

Мне иногда не хочется  жить.

Ключ к тесту 

Мужской вариант 

Шкала установки на социально-желательные  ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

Шкала склонности к преодолению  норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

Шкала склонности к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да). Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

Женский вариант 

Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

Шкала склонности к преодолению  норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 91 (да), 93 (нет).

Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

Шкала склонности к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да), 99 (да).

Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да).

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

Шкала склонности к деликвентному  поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).

Шкала принятия женской  социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да).

Обработка результатов  теста.

Первый вариант обработки  результатов теста 

Внимание: со вторым вариантом обработки результатов существуют некоторые неточности, поэтому рекомендуем использовать именно этот вариант.

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл.Далее  по каждой шкале подсчитывается суммарный  балл, который сравнивается с тестовыми нормами. При отклонении индивидуальных результатов исследуемого от среднего суммарного бала по шкале больше чем на 1S, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл исследуемого меньше среднего на 1S, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное. Кроме того, если известна принадлежность исследуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, которые рассчитаны для "делинквентной" подвыборки.

Тестовые нормы методики СОПШкалы "Нормальная" выборка "Деликвентная" выборка

М S М S

1 2,27 2,06 2,49 2,13

2 7,73 2,88 10,27 2,42

3 9,23 4,59 15,97 3,04

4 10,36 3,41 10,98 2,76

5 12,47 4,23 14,64 3,94

6 8,04 3,29 9,37 3,01

7 7,17 4,05 14,38 3,22

Второй вариант обработки  результатов теста 

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который  затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:

 

T=10 * (Xi – M) / (S + 50), где 

 

Xi – первичный («сырой»)  балл по шкале; 

М – среднее значение первичного суммарного балла по шкале  в выборке стандартизации;

S – стандартное отклонение  значений первичных баллов в выборке стандартизации.

Варианты коэффициентов  коррекции в зависимости от значений «сырого» балла по шкале № 1

Мужской вариант методики

В случае, если первичный  балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,3

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,2

В случае, если первичный  балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для “деликвентных” испытуемых, то коэффицицент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,5

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5

В случае, если первичный  балл по шкале № 1 больше 6 баллов как  для “обычных”, так и для “деликвентных” испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,7

Для шкалы № 3 = 0,6

Для шкалы № 4 = 0,4

Для шкалы № 5 = 0,5

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5

Женский вариант методики

В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,3

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,4

В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,4

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,5

Таблица норм при переводе «сырых» баллов в Т-баллы “Сырой”  балл Т-баллы

Шкалы

1 2 3 4 5 6 7

0 35  26    30

1 44 27 28 24 24 26 32

2 50 31 30 26 27 30 34

3 55 34 33 29 29 33 37

4 58 37 35 32 31 37 39

5 62 40 37 35 34 40 41

6 65 43 39 37 36 44 43

7 67 46 42 40 39 48 46

8 70 50 44 43 41 51 48

9 74 53 46 45 43 55 50

10 85 56 48 48 46 58 53

11 89 59 50 51 48 62 55

12  63 53 54 51 65 57

13  66 55 56 53 69 59

14  69 57 59 55 73 62

15  72 59 62 58 77 64

16  75 62 64 60 81 66

17  78 64 67 62 85 68

18  81 66 70 65  71

19  84 68 72 67  73

20  87 70 75 70  75

21  90 72 78 72  77

22   74 81 74  79

23   76 84 77  81

24   78 87 79  83

25   80 90 81  85

26   82  83  87

27   84  85  

28     87  

29     89  

Описание шкал и их интерпретация 

1. Шкала установки  на социальную желательность  (служебная шкала) 

Данная шкала предназначена  для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции  давать при заполнении опросника  социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 70-89 баллов говорят о  высокой настороженности испытуемого  по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности  результатов по основным шкалам. О  восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью