Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа

Описание

Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 933.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.М.АКМУЛЛЫ

 

 

 

Факультет психологии

 кафедра психологии развития

специальность 031000

педагогика и психология

курс 6, группа 601

 

 

 

ХАКИМОВА АЛИНА РИМОВНА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В  ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

                                                                                Научный руководитель:

доктор псих. наук, профессор

Сорокина А.И.

 

 

 

 

Работа допущена к защите ______________

Заведующий кафедрой _________________

Дата предоставления __________________

Дата защиты _________________________

Оценка ______________________________

 

 

 

Уфа, 2009

Cодержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6

1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18

Вывод…………………………………………………………………………..….29

 

Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ

2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32

2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37

2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов

2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51

2.3.2. Программа коррекции  страхов методом песочной терапии…………….61

2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66

Вывод……………………………………………………………………………...73

Заключение ……………………………………………………………………….76

Список использованной литературы…………………………………………….79

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность 

Психологическое здоровье детей зависит  от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.  
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие) [33].

            Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный                              характер [23].

          Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка [39].

Основные аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в  работах зарубежных авторов, таких  как: С. Холл, К. Грос, В. Штерн, Д. Селли, Мак-Дугалл, Д. Уотсон, К. Бюлер, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер,            К.Хорни, Г.С. Салливен, К Роджерс, Д. Келли и многие другие. 
В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: П.Ф. Каптерева, В.Д. Зеньковского, В.И. Гарбузова, И.Б. Гриншпуна,                А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.С. Спиваковской, Г. Эберлейн,                       Н.С. Жуковской, В.А. Гурьевой, Т.П. Симсон, М.П. Чередниковой,                     В.В. Лебединского, В.Л. Леви и многих других [11].

Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

Конкретными задачами исследования является:

1) Изучение психолого – педагогической  литературы;

2) Выявление страхов у детей;

3) Осуществление коррекции страхов  у детей старшего дошкольного

возраста посредством песочной терапии;

Объект исследования: страхи

Предметом исследования является проявление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что посредством песочной терапии имеется возможность эффективно осуществить коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста.

В работе были использованы методы исследования:

  1. Опросник «Страхи у детей» (автор Захаров А.И.)
  2. Рисуночный тест «Мои страхи»
  3. Методика «Лесенка» (автор Щур В.Г.)
  4. Методика на тревожность (автор Теммпл Р., Дорки М., Амен В.)
  5. Детский апперцептивный тест, карточка № 9 (автор Беллак Л., Беллак С.).

База исследования: исследование проводилось в городе Октябрьский, на базе МДОУ № 24 «Дельфин». В нем принимали участие 60 детей 5-7 летнего возраста.

Структура квалификационной работы: работа состоит из 2 глав, списка использованной литературы, приложения. В первой главе раскрывается теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме страхов у детей, т.е. полный анализ понятия «страх», проявления страхов старшем дошкольном возрасте. Во второй главе рассматривается эмпирический подход к исследованию, приводятся результаты исследования, на основе которого приводится вывод о возможности эффективной коррекции страхов посредством песочной терапии.

Практическая значимость: в данной работе выделены методы и методики диагностики, коррекции и профилактики страхов в старшем дошкольном возрасте. Работа  может быть полезной для психологов, педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Определение понятия «страх», виды страхов

Понятие страха разрабатывалось многими  исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре  по психологии под редакцией В.В.Юрчук  мы находим, что «страх - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [60].

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических      реакций» [4].

Согласно З.Фрейду «страх - это состояние  аффекта - объединение определённых ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так  же вероятно, и отражение определённого значимого события» [52].

В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние  души от испуга от грозящего или  воображаемого бедствия [12].

Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [7].

Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного  рефлекса, пассивно-оборонительной реакции  с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» [46].

Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях  угрозы биологическому или социальному  существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [44].

По Р. Плутчику первичная эмоция страха – это защита первоначально в ответ на боль или угрозу боли [10].

Страх возникает  в ответ на действие угрожающего  стимула. Существуют две угрозы, имеющие  универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [24].

В зависимости от авторов отмечаются различные причины, вызывающие страх. Дж. Боулби  отмечает, что причиной страха может быть как присутствие  чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, матери для ребенка). Боулби выделил две группы причин страха: «природные стимулы» и «их производные». Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы. Дж. Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он связывает это с тем, что как в детстве, так и в старости вероятность опасности при болезни или одиночестве значительно возрастает. Кроме того, такие природные стимулы страха, как незнакомость и внезапные изменения стимуляции, значительно сильнее пугают на фоне одиночества [25].

Дж. Грэй считает, страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но что бывают и беспредметные страхи, т. е. не связанные ни с чем конкретным [36].

К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении). Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано результатом исключительно научения (например, сигнал воздушной тревоги). С этой точкой зрения не согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли [24].

С. Речмен возражает против концепции травматического обусловливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного [25].

П.Ф. Каптерев одной  из главных причин детских страхов считал способность ребенка испытывать эмоции, радость. В результате, по его мнению,  дети получают опыт в страдании. Им приходится испытывать неприятные ощущения, переживать более или менее сильные неприятности [26].

А. С. Зобов  все  опасности, вызывающие страх, разделил на три группы:

1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;

2) мнимые, объективно  не угрожающие личности, но воспринимаемые  как угроза благополучию;

3) престижные, угрожающие  поколебать авторитет личности в группе [23].

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный.

Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический - разнообразные  формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте