Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:53, дипломная работа
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого – педагогической литературы;
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста посредством песочной терапии;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………………..….29
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………..37
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции страхов методом песочной терапии…………….61
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод……………………………………………………………………………...73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИМ.М.АКМУЛЛЫ
Факультет психологии
кафедра психологии развития
специальность 031000
педагогика и психология
курс 6, группа 601
ХАКИМОВА АЛИНА РИМОВНА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
доктор псих. наук, профессор
Сорокина А.И.
Работа допущена к защите ______________
Заведующий кафедрой _________________
Дата предоставления __________________
Дата защиты _________________________
Оценка ______________________________
Уфа, 2009
Cодержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов………………………………6
1.2. Проявления страхов в старшем дошкольном возрасте……………………18
Вывод…………………………………………………………………
Глава II. Эмпирическое исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста, проведенное в МДОУ № 24 «Дельфин» г. Октябрьский РБ
2.1. Организация и описание методов исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….32
2.2. Анализ результатов исследования………………...………………………
2.3. Песочная терапия как средство коррекции страхов
2.3.1. Теоретические и исторические основы песочной терапии……………...51
2.3.2. Программа коррекции
страхов методом песочной
2.3.3.Оценка эффективности песочной терапии в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………66
Вывод…………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список использованной литературы…………………………………………….79
Приложения
Введение
Актуальность
Психологическое здоровье детей зависит
от социально-экономических, экологических,
культурных, психологических и многих
других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв,
В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок
как самая чувствительная часть социума
подвержен разнообразным отрицательным
воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют
специальные экспериментальные исследования,
наиболее распространёнными явлениями
являются тревожность и страхи у детей
(И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров,
Е.Б. Ковалёва и другие) [33].
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер [23].
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка [39].
Основные аспекты рассмотрения
проблемы страхов были изложены в
работах зарубежных авторов, таких
как: С. Холл, К. Грос, В. Штерн, Д. Селли,
Мак-Дугалл, Д. Уотсон, К. Бюлер, К. Изард,
З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер,
К.Хорни, Г.С. Салливен, К Роджерс, Д. Келли
и многие другие.
В отечественной психологии проблема
страхов была рассмотрена в работах: П.Ф.
Каптерева, В.Д. Зеньковского, В.И. Гарбузова,
И.Б. Гриншпуна,
А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.С. Спиваковской,
Г. Эберлейн,
Н.С. Жуковской, В.А. Гурьевой, Т.П. Симсон,
М.П. Чередниковой,
В.В. Лебединского, В.Л. Леви и многих других
[11].
Цель квалификационной работы: исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого –
2) Выявление страхов у детей;
3) Осуществление коррекции
возраста посредством песочной терапии;
Объект исследования: страхи
Предметом исследования является проявление страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что посредством песочной терапии имеется возможность эффективно осуществить коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста.
В работе были использованы методы исследования:
База исследования: исследование проводилось в городе Октябрьский, на базе МДОУ № 24 «Дельфин». В нем принимали участие 60 детей 5-7 летнего возраста.
Структура квалификационной работы: работа состоит из 2 глав, списка использованной литературы, приложения. В первой главе раскрывается теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме страхов у детей, т.е. полный анализ понятия «страх», проявления страхов старшем дошкольном возрасте. Во второй главе рассматривается эмпирический подход к исследованию, приводятся результаты исследования, на основе которого приводится вывод о возможности эффективной коррекции страхов посредством песочной терапии.
Практическая значимость: в данной работе выделены методы и методики диагностики, коррекции и профилактики страхов в старшем дошкольном возрасте. Работа может быть полезной для психологов, педагогов и родителей.
Глава I. Теоретические основы изучения проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «страх», виды страхов
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [60].
Артур Ребер в большом толковом
психологическом словаре
Согласно З.Фрейду «страх - это состояние аффекта - объединение определённых ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [52].
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [12].
Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [7].
Известный физиолог И.П.Павлов трактует
страх как «проявление
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский
рассматривают страх как «
По Р. Плутчику первичная эмоция страха – это защита первоначально в ответ на боль или угрозу боли [10].
Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [24].
В зависимости от авторов отмечаются различные причины, вызывающие страх. Дж. Боулби отмечает, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, матери для ребенка). Боулби выделил две группы причин страха: «природные стимулы» и «их производные». Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы. Дж. Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он связывает это с тем, что как в детстве, так и в старости вероятность опасности при болезни или одиночестве значительно возрастает. Кроме того, такие природные стимулы страха, как незнакомость и внезапные изменения стимуляции, значительно сильнее пугают на фоне одиночества [25].
Дж. Грэй считает, страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но что бывают и беспредметные страхи, т. е. не связанные ни с чем конкретным [36].
К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении). Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано результатом исключительно научения (например, сигнал воздушной тревоги). С этой точкой зрения не согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли [24].
С. Речмен возражает против концепции травматического обусловливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного [25].
П.Ф. Каптерев одной из главных причин детских страхов считал способность ребенка испытывать эмоции, радость. В результате, по его мнению, дети получают опыт в страдании. Им приходится испытывать неприятные ощущения, переживать более или менее сильные неприятности [26].
А. С. Зобов все опасности, вызывающие страх, разделил на три группы:
1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;
2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые как угроза благополучию;
3) престижные, угрожающие поколебать авторитет личности в группе [23].
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный.
Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте