Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте и пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть сущность и понятие интеллектуальных способностей;
- выявить особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста;
- проанализировать методики диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников;
- наметить программу развития интеллектуальных способностей ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интеллектуальных
способностей в младшем школьном возрасте…………………………………..5
1.1 Сущность и понятие интеллектуальных способностей…………………..5
1.2 Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
младшего школьного возраста.………………………………………...11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….19
Глава 2. Эмпирические исследование особенностей развития
интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте…………...21
2.1 Диагностика уровня интеллектуального развития
младших школьников……………………………………………………..21
2.2. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка…….31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

Псих - особен.развития интеллектуальных способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 113.22 Кб (Скачать документ)

Умственная саморегуляции  содержит три основных элемента:

- адаптацию к окружающей среде;

- селекцию новых влияний окружающей среды;

- формирование окружающей среды.

Адаптация - это приспособление человека к среде, селекция - это  выбор среды, совместной с индивидуальной, к той, которой можно приспособиться, а формирование - это приспособление окружающей среды к человеку.

Итак, человек может разными  способами действовать по отношению  к среде, но компоненты интеллекта, которые при этом он использует, универсальны. Их три:

1) метакомпоненты (процессы  обеспечивающие планирование, контроль  и оценку решения проблем);

2) компоненты исполнения (процессы низшего порядка, используемые  для выполнения команд метакомпонентов);

3) компоненты приобретения  знаний (процессы, используемые для  обучения тому, как решать проблемы).

Все компоненты связаны и  действуют совместно, когда человек  решает проблему. Проблемы различаются  степенью новизны, а люди своей способностью справится с новыми задачами и  ситуациями.

Теория Р. Стернберга относится  к самым известным и тщательно  разработанным теориям интеллекта последнего времени. В ней интеллект  рассматривается как информационная система, служащая приспособлению человека к окружающей среде (в широком смысле слова).

Можно констатировать, что  существует почти бесчисленное количество определений интеллекта. Едва ли не каждый исследователь этой проблемы имеет собственное представление  об интеллекте, расходящееся с другими. Это дало основание Г. Гарднеру высказать  следующее высказывание: "Интеллект - это такое слово; мы пользуется им так часто, что стали верить в его существование как некой  реальности, измеряемой сущности, а  не как удобного способа обозначения  некоторых феноменов, которые могут  существовать, а могут и не существовать"[27, c. 127].

Проблема измерения интеллекта одна из наиболее дискуссионных, волнующих  не только психологов, но и широкую  общественность. Применение тестов интеллекта, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, а тем самым  дифференцирующих людей на более  и менее способных, имеет серьезные  социальные последствия и сопряжено  со значительными эстетическими  проблемами.

Итак, Интеллект – это  совокупность качеств индивида, которая  обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

- эрудицией: суммой знаний  из области науки и искусства; 

- способностью к мыслительным  операциям: анализу, синтезу, их  производным: творчеству и абстрагированию; 

- способностью к логическому  мышлению, умением устанавливать  причинно-следственные связи в  окружающем мире;

- вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным,  наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Способности – индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или  иной продуктивной деятельности. Способности  тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Интеллектуальные способности  – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а  многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями  понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших  задач обучения детей младшего школьного  возраста.

 

1.2 Особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста

 

Для учащихся младшего школьного  возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, воображение, мышление и речь, внимание кроме  того эти способности подразделяют на разные уровни (Р.С. Немов, С.А. Рубинштейн) – учебные и творческие. Различают  также общие умственные способности и специальные способности[20, c. 152].

Общие умственные способности (интеллектуальные способности) – это  способности, которые необходимы для  выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности  отвечают требованиям, которые предъявляют  не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической  деятельности, сосредоточенное внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь, внимание. Рассмотри каждый вид интеллектуальных способностей и особенности их развития у детей младшего школьного возраста подробней.

Восприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии, с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его яркие внешние признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности. Работа учителя должна быть постоянно направлена на обучение учащегося анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия: избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности.

Это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Память. Память младшего школьника - первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания[16, c. 118].

Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его  учение в целом, становится все более  произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.

Важнейший прием запоминания - деление текста на смысловые части, составление плана. В начальных классах применяются и другие способы, облегчающие запоминание, сопоставление и соотнесение.

Следует также отметить, что без специального обучения младший  школьник не может использовать рациональных приемов заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения. Овладение младшими школьниками приемами воспроизведения характеризуется своими особенностями.

Воспроизведение — трудная  для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля.

В самом начале обучения самоконтроль у детей слабо развит и его совершенствование проходит несколько этапов. Сначала ученик может только многократно повторять материал при заучивании, далее он пытается проконтролировать себя, заглядывая в учебник, т.е. используя узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведении.

В процессе запоминания и особенно воспроизведения интенсивно развивается произвольная память, и ко II—III классу ее продуктивность у детей, по сравнению с непроизвольной, резко возрастает. Однако ряд психологических исследований показывает, что в дальнейшем оба вида памяти развиваются вместе и взаимосвязано. Это объясняется тем, что развитие произвольного запоминания и соответственно умения применять его приемы помогает затем анализу содержания учебного материала и его лучшему запоминанию. Как видно из вышеизложенного, процессы памяти характеризуются возрастными особенностями, знание и учет которых необходимы учителю для организации успешного обучения и умственного развития учащихся[10, c.74].

Воображение. В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения  младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко 2 - 3 классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к 3 классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность: в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет, а далее развивается опора на слово, так как именно оно позволяет ребенку создать мысленно новый образ.

При развитии у ребенка  способности управлять своей  умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.

Мышление. Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. Все это проявляется и при усвоении учебного материала.

В развитии мышления младших  школьников психологи выделяют две основные стадии.

На первой стадии (1 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала  производится по преимуществу в наглядно – действенном и наглядно – образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности[2, c.70].

К 3-му классу мышление переходит  в качественно новую, вторую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. К 3-му классу дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально – логическое мышление.

В начальной школе большое  внимание уделяется формированию научных  понятий. Выделяют предметные понятия  и понятия отношений.

Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Анализ начинается как частичный  и постепенно становится комплексным  и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.

Нужно отметить, что младшие  школьники начинают осознавать собственные  мыслительные процессы и пытаются управлять  ими, хотя не всегда успешно.

Внимание. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием успешной дальнейшей учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

В начале обучения, как и  в дошкольном возрасте, внимание ученика  привлекает лишь внешняя сторона  вещей. Внешние впечатления захватывают учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Если учитель постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно. Этому способствуют четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания, которые также еще очень несовершенны на первом году обучения.

Информация о работе Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте