Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте и пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть сущность и понятие интеллектуальных способностей;
- выявить особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста;
- проанализировать методики диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников;
- наметить программу развития интеллектуальных способностей ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интеллектуальных
способностей в младшем школьном возрасте…………………………………..5
1.1 Сущность и понятие интеллектуальных способностей…………………..5
1.2 Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
младшего школьного возраста.………………………………………...11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….19
Глава 2. Эмпирические исследование особенностей развития
интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте…………...21
2.1 Диагностика уровня интеллектуального развития
младших школьников……………………………………………………..21
2.2. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка…….31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

Псих - особен.развития интеллектуальных способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 113.22 Кб (Скачать документ)

Приложение 2

 

3 класс

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления.   Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

 

I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах».

 

Найдите в пословицах озорные буквы, которые  встали не на свои места, изменив тем  самым их привычный смысл.

1.  Трус  своей лени боится. (Лени – тени)

2.  Лес рубят  – кепки летят. (Кепки – щепки)

3.  Вола  ноги кормят. (Вола – волка)

4.  Трус  кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень)

5.  От бобра  бобра не ищут. (Бобра – добра)

6.  В здоровом  теле здоровый пух. (Пух – дух)

7.  Не делай  из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона)

8.  Имя дают  водители, а славу добываешь сам. (Водители – родители)

9.  Своя  щука – владыка. (Щука – рука)

10.Не зная  броду, не суйся в моду. (Моду – воду)

 

II. Основная часть.

 

Задание 1. «Расположи слова»  (от частного к общему понятию).

Вводная беседа: Употребляя слова мы понимаем друг друга, потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи и события. Каждое слово что-то обозначает. Есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукт является общим понятием. Этим словом можно назвать яблоки, груши, сливы, бананы… Но есть слова, которые указывают на конкретное, частное понятие, например слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, спелые и неспелые, сочные и несочные. После объяснения учащиеся приводят свои примеры, которые записываются на доске.

 

Планета – Земля  Дробь – число

Солнце – звезда   Квадрат – многоугольник

Ребенок – мальчик  Единица длины – метр

Растение  – дерево  Единица времени – час

Зерновая  культура – рожь  Сложение – математическое действие

                                                                       

Задание 2.  Задача «Этажи».

«В доме 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы  – над Черновыми и Карповы  – под Черновыми. Кто на каком  этаже живёт? Разместите семьи по этажам». (Задачу надо решить во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается.)

(Правильный  ответ: на 1 этаже живут Борисовы, на 2-м – Карповы, на 3-м –  Черновы, на 4-м – Ивановы.)

 

Разминка  во время урока.  Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.

 

Задание 3. Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких  других.

ГАЗ-ЕЛЬ, ТЮЛЬ-ПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, МЫШЬ-ЯК, КОРОВА, ПИР, ПАР-О-ВОЗ, ЛАД-УШКИ, ОСИНА,  МОЛ-ОКО, МАШИНА, ПОГОДА,  КОЛ-БАСА, ЗАРЯДКА, ДО-ЛОТО, МАСЛЕНКА, ВЫ-ЛАЗКА, ПАР-О-ХОД, СНАРЯД.

 

Задание 4. Найди пару квадратиков, которые получены путём переворотов, обведи номера. Ответ: 1-5, 2-6.

 


1.

 

 

 

             1                     2                       3                       4                5                      6

 


2.

 

 

 

    1                     2                       3                       4                5                      6 

 

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

 

I. Вводная часть. Разминка. Как это называется?

1.  Устройство  для прыжков с самолёта. (Парашют)

2.  Болотная  трава, которой легко порезаться. (Осока)

3.  Главная  песня государства. (Гимн)

4.  Упаковка  для писем. (Конверт)

5.  Катастрофа, случившаяся с автомобилем. (Авария)

6.  Куча  снега. (Сугроб)

7.  Суша  возле воды. (Берег)

8.  Остаток  дерева, заменяющий табурет. (Пень)

9.  Зимнее  жилище медведя. (Берлога)

10.Пространство  над землёй, в котором много  звёзд. (Небо)

 

II. Основная часть.

 

    Задание 1. «Расположи слова» (от частного к более общему). Кроме частных и общих понятий существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, то есть если их сравнить с частными понятиями, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».

Зелёное яблоко (частное, узкое понятие) – яблоко (среднее понятие) –  фрукт (широкое понятие).          

Слова для предъявления:

1.  Полезное  ископаемое – топливо – нефть

2.  Ливень – осадки – дождь

3.  Лесное  растение – дерево – дуб

4.  Луговая трава – трава –клевер

5.  Корова – животное – домашнее  животное

6.  Водоём  – река – Волга

7.  Дятел – лесная  птица – птица

8.  Водоём  – озеро – Балхаш

9.  Водное  пространство – Атлантический океан– океан

10.Дерево – берёза – лиственное дерево

 

Задание 2.  Расположи числа в порядке возрастания в пустом квадрате. Ответ:

2

7

8

13

16

18

21

29

34

35

37

40

43

46

54

59

60

65

67

77

80

84

92

98

99





         

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Реши задачу.

На  доске написали цветными мелками  слова. У малиновых слов первая буква  «Л», последняя – «А» и четыре согласных. У коричневых – или  первая «М», или последняя «К», или  две гласных. Какое слово не малиновое  и не коричневое? Ответ обведи в  кружок.

 

а) лепешка;   б) ласточка;  в) лежанка;  г) манка;   д) пирог;   е) лесенка;  ж) сурок.

 

Правильный  ответ: ЛАСТОЧКА (малиновые – лепешка, лежанка, лесенка; коричневые – манка, пирог, сурок).

 

Задание 4. Переставь буквы и прочитай поговорки. Что общего в этих поговорках?

   Правильный  ответ: Под лежачий камень вода  не течёт.

                                     Не учась и лаптя не сплетешь.

Задание 5. «Муха».

   Материал к заданию. Игровое поле. Один из учеников отворачивается от квадрата и подаёт команды, а другой ученик, следуя его командам, передвигает муху по полю. Надо продержать муху в течении 2 минут и не дать ей «улететь», т.е. выйти за пределы квадрата.

 

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи  урока: Развитие понятийного мышления (отношение «целое-часть»). Развитие пространственных представлений. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

 

I. Вводная часть. Разминка.

    Кто  это или что это?

  1. Рыбок дома держат в нём, что это за водоём? (Аквариум)
  2. Как зовём мы человека, который зимой купается в реке? («Морж»)
  3. Ствол деревьев покрывает и надёжно защищает. (Кора)
  4. Если зрение пропало, время их носить настало. (Очки)
  5. По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит … (Крокодил)
  6. Он в телевизоре сидит и четко, ясно говорит, все новости он вам расскажет. (Диктор)
  7. Мороженое в шоколаде. (Эскимо)
  8. Страна всех сумчатых. (Австралия)
  9. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча)
  10. Вторая буква слова-отгадки на загадку: на прогулке бегуны одинаковой длины через луг бегут к березке, тянут за собой полоски. («Ы», лыжи)

 

II. Основная часть.

Задание 1. Вы знаете, что между понятиями может быть такое отношение, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД. Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, или вещь, или явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ. В задании найдите понятия, которые обозначают целый предмет, подчеркните его сплошной линией, а его часть – пунктирной.

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.

Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

Время, будильник, наручные часы, секунда, циферблат.

Книга, страница, буква, учебник, писатель.

Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

 

Задание 2.  «Найди одинаковые кубики».

Правильные  ответы:  1 – 7, 2 – 5, 3 – 8, 4 – 6.

 

Задание 3. Реши задачу.

На  доске написали числа цветными мелками. У серых чисел первая цифра  меньше второй, больше третьей и  меньше четвёртой. У зелёных –  или первая больше второй, или вторая меньше третьей, или третья больше четвёртой. Какое число не серое и не зелёное? Ответ обведи в кружок.

 

          а) 8492;   б) 7361;  в) 6452;  г) 2418;   д)  5723;   е) 3519.

Правильный  ответ: д) 5723 (серые – г), е); зелёные –а), б), в)).

 

Разминка  во время урока.  Руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Сделайте это задание с другой ногой и рукой. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

 

Задание 4. «Составь новые слова, изменив одну букву в слове».

Примерные ответы:

роль – моль, соль, боль, ноль, руль;

мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка;

село – тело, дело, сало, сель, сено, соло;

лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук;

код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед;

нора – нота, нога, гора, пора, кора, Нюра; 

рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь;

роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.

 

Задание 5.  «Переставь буквы».

ВРЕМЯ  Ò  ВЕРЯМ            ВЕТЛА  Ò   ТЛВЕА  ВЕСЛО  Ò  ВСЛОЕ

РУКАВ  Ò  ________       ДИЕТА  Ò  ________ ДЯТЕЛ  Ò  ________

 

Правильный  ответ: РКУВА,  ЕТДИА,  ДТЕЛЯ.

 

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

Задачи  урока: Развитие мышления (причинно-следственные отношения, выявление отношения противоположностей). Тренировка внимания. Развитие внутреннего плана действия.

Оборудование: приложение №7 (карточки пирамиды).

 

I. Вводная часть. Разминка.

  1. Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько свечей осталось? (Три, одна сгорела)
  2. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)
  3. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)
  4. Что общего у всадника и у петуха? (Шпоры)
  5. Во время дождя под каким кустом заяц сидел? (Под мокрым)
  6. На одной руке 5 пальцев, на двух 10. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  7. У розы их два, у ромашки три,  у традесканции пять. А сколько их у георгина? (3, речь идет о слогах)
  8. С корабля спущен трап в 10 ступенек, между которыми расстояние 30 сантиметров. Во время прилива вода поднимается со скоростью 15 сантиметров в час. Через какое время вода зальет третью снизу ступеньку? (Корабль поднимается вместе с водой во время прилива, поэтому ступеньки никогда не заливает)
  9. Замарашка, озорница вдруг уселась на страницу, из-за этой баловницы получил я единицу. (Клякса)
  10. Угли пылают – совком не достать, ночью их видно, а днем не видать. (Звезды)

 

II. Основная часть.

 

Задание 1. «Найди причину и следствие».

 

Между понятиями могут быть  такие отношения, когда одно из них  отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ. Например, ТУЧА может стать  причиной ДОЖДЯ (дождь в этом случае – следствие появления тучи). Значит ТУЧА и ДОЖДЬ – находятся  между собой в причинно-следственных отношениях.

Образование льда, север, мороз, погода, снег.

Осень, холод, дерево, листопад, время года.

Время года, весна, деревья, таяние  льда.

Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.

Радость, плач, таблетка, игра, боль.

Подарок, радость, кукла, игра, дети.

Вода, юг, море, волны, ветер.

Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.

Дождь, вода, снег, солнце, лужа.

Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

 

Задание 2. «Подбери противоположное слово по смыслу».

Ответы:

  1. Начало – конец      6. Жизнь – смерть

  2. День – ночь      7. Высокий – низкий

  3. Замерзание – оттаивание      8. Толстый – тонкий

  4. Твёрдый  –  мягкий     9. Красивый – безобразный, уродливый

  5. Лёгкий  –  тяжёлый   10. Увеличить – уменьшить

 

Разминка  во время урока.  А сейчас отдохнём. Вначале правой рукой возьмите левой ухо, а левой – дотроньтесь до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук: левая рука – правое ухо, правая рука – нос (5-6 раз).

 

Задание 3. «Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой».

    Правильный ответ: Никогда не предавайте друзей!

Задание 4. «Найди квадраты – перевёртыши».

    Правильный  ответ: 1 и  8, 5 и 7.

 

Задание 5. Лото – пирамида (детям предлагается в группах собрать пирамиду, подобрав  противоположное слово по смыслу).

 

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Цели  урока: Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти и распределения и избирательности внимания.

I. Вводная часть. Разминка.

  1. Как называется второй день недели? А девятый?  (вторник)
  2. Сегодня пятый день недели. Назовите предыдущий и последующий. (четверг и суббота)
  3. В какой день недели Робинзон Крузо познакомился со своим другом на необитаемом острове? (пятница)
  4. Может ли в одном и том же месяце быть не 4, а пять понедельников? Мотивируйте свой ответ. (да, если это первое или иногда второе число)
  5. Прошли два дня после среды. Какой день недели был вчера? (суббота)
  6. Послезавтра был вторник. Какой день недели был вчера? Какой он по счету в неделе? (понедельник - первый)
  7. Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая? (воскресенье)
  8. Если 30 февраля – воскресенье, то какой день недели будет 3 марта? (в феврале не бывает 30 дней)

Информация о работе Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте