Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте и пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть сущность и понятие интеллектуальных способностей;
- выявить особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста;
- проанализировать методики диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников;
- наметить программу развития интеллектуальных способностей ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интеллектуальных
способностей в младшем школьном возрасте…………………………………..5
1.1 Сущность и понятие интеллектуальных способностей…………………..5
1.2 Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
младшего школьного возраста.………………………………………...11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….19
Глава 2. Эмпирические исследование особенностей развития
интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте…………...21
2.1 Диагностика уровня интеллектуального развития
младших школьников……………………………………………………..21
2.2. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка…….31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

Псих - особен.развития интеллектуальных способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 113.22 Кб (Скачать документ)

 При выполнении заданий  для повышения учебной мотивации  следует использовать различные  формы деятельности учеников: фронтальную,  групповую и индивидуальную. Задания  выполняются в игровой форме,  что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

 Систематический курс (один раз в неделю) по развитию  интеллектуальных способностей  учащихся.

Методики и техники  для работы:

- создание проблемной ситуации;

- техника поэтапного формирования умственных способностей;

- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

- методы групповой работы;

- методы индивидуальной работы.

Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится  на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей  вводной части является создание  у учащихся положительного эмоционального  фона, интеллектуальной разминки (фронтальная  форма работа), которая направлена  на тренировку элементарных мыслительных  операций, на активизацию мыслительной  деятельности. Разминка состоит  из вопросов, способных вызвать  интерес и рассчитанных на  сообразительность, быстроту реакции,  которые подготавливают ребенка  к активной учебно-познавательной  деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания  составлены с учётом их направленности  на осуществление дифференциации  познавательных структур для  коллективной работы в классе. В системе заданий реализован  принцип «спирали», т.е. возвращение  к одному и тому же заданию,  но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

Развитие вербально-понятийного  мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После  объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а  затем самостоятельно выполняют  задания в тетради.

Логические поисковые  задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).

Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни  слова, фигуры; танграм; найди отражения  квадратиков; разверстка фигуры; графический  диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть.  Подведение итогов работы. Обсуждение  результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Для проведения программы  рекомендуется использовать:

- методическое руководство для учителя, психолога по проведению занятий (3, 4 классы).

- рабочая тетрадь (3, 4 классы).

Занятия для развития интеллектуальных способностей, включенные в программу, представлены в приложении.

 

Выводы по 2 главе 

 

Таким образом, интеллектуальное  развитие является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в его познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей, отличает мышление, как познавательный процесс, от восприятий и ощущений.

Во второй части курсовой работы предложен комплекс методик  по исследованию уровня интеллектуального  развития младших школьников. Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операции на вербальном уровне, а так же издания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладения письменной речью, основными математическими навыками.

Далее предложена программа  по развитию интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Главная цель работы по развитию интеллектуальных способностей заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных. Умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях. Чтобы достичь эффекта в умственном развитии ребенка при обучении в школе необходимо развивать у ребенка все виды мышления.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному  вопросу, можно сделать выводы, что интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает особое значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни.

    Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший   компонент любой деятельности  человека. Для того, чтобы удовлетворить  свои потребности в общении,  учебе, труде человек должен  воспринимать мир, обращать внимание  на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно  делать, запоминать, обдумывать. Поэтому  интеллектуальные способности человека  развиваются в деятельности и  сами представляют собой особые  виды деятельности.

    Ориентация на  личность с высоким уровнем  сформированности различных качеств  интеллекта, побуждает учителя к  постоянному поиску путей обновления  образовательного процесса, а так  же выявлению и созданию психолого-педагогических  и организационно-педагогических  условий, необходимых для полного  раскрытия и развития интеллектуального  потенциала учащихся.

    Приступая к  педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться  в том, что ребенку дано от  природы и что приобретается  под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе  учебной деятельности.

Таким образом, интеллектуальное  развитие является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в его познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей, отличает мышление, как познавательный процесс, от восприятий и ощущений.

Во второй части курсовой работы предложен комплекс методик  по исследованию уровня интеллектуального  развития младших школьников. Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операции на вербальном уровне, а так же издания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладения письменной речью, основными математическими навыками.

Далее предложена программа  по развитию интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Главная цель работы по развитию интеллектуальных способностей заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных. Умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях. Чтобы достичь эффекта в умственном развитии ребенка при обучении в школе необходимо развивать у ребенка все виды мышления.

 

Список  литературы

 

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  2. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. / Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
  3. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 2001.
  4. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2007.
  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 2008.
  6. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. – 2004. - №11.
  7. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М., 2009.
  8. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 2008.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2001.
  10. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 2008.
  11. Доман  Г. Как развивать интеллект ребенка. - М., АСТ, 2008.
  12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: современные теории интеллекта и кpеативности.-  СПб., 2009.
  13. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. - М.: Просвещение, 2003.
  14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 2004.
  15. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 2008.
  16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 2007.
  17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 2001.
  18. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2005.
  19. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 2005.
  20. Немов Р.С. Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образования изд. - М: Просвещение: Владос, 2005.
  21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, - М.: Тривола, 2008.
  22. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2008.
  23. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2006.
  24. Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника. -  Ярославль: Академия развития, 2006.
  25. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. - СПб., 2003.
  26. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. - М.: Просвещение, 2003.
  27. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М., 2007.
  28. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. - М., 2008.
  29. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
  30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 2005.

Приложение 1

Нормы результатов

1–общая осведомленность.

2-сложние чисел с переключением.

3-исправь ошибки

среднее

6.83

Среднее

7.98

Среднее

5.39

25 процентиль

6.00

25 процентиль

7.00

25 процентиль

3.00

75 процентиль

8.00

75 процентиль

9.00

75 процентиль

8.00

Минимум

4.00

Минимум

0.80

Минимум

0.00

максимум

10.00

Максимум

13.00

Максимум

10.00

стандартное

1.40

Стандартное

2.53

Стандартное

2.78

отклонение

 

отклонение

 

Отклонение

 

4–воспроизведение рассказа

5-смысловая память

6-фраза из 3 слов

Среднее

6.16

Среднее

7.16

Среднее

2.33

25 процентиль

4.00

25 процентиль

6.00

25 процентиль

2.00

75 процентиль

8.00

75 процентиль

9.00

75 процентиль

3.00

Минимум

0.00

Минимум

1.00

Минимум

1.00

Максимум

13.00

Максимум

10.00

Максимум

3.00

Стандартное

2.55

Стандартное

2.34

Стандартное

0.67

Отклонение

 

отклонение

 

Отклонение

 

7-фраза из 4 слов

8-сравнение

9-классификация

Среднее

2.20

Среднее

8.83

Среднее

12.80

25 процентиль

2.00

25 процентиль

8.00

25 процентиль

9.00

75 процентиль

3.00

75 процентиль

10.00

75 процентиль

17.00

Минимум

0.00

Минимум

5.00

Минимум

3.00

Максимум

3.00

Максимум

14.00

Максимум

20.00

Стандартное

0.93

Стандартное

1.80

Стандартное

4.53

Отклонение

 

Отклонение

 

Отклонение

 

10-аналогии

11-существенные признаки

12-арифметика

Среднее

3.77

Среднее

5.38

Среднее

4.78

25 процентиль

3.00

25 процентиль

3.00

25 процентиль

3.00

75 процентиль

5.00

75 процентиль

7.00

75 процентиль

6.00

Минимум

1.00

Минимум

1.00

Минимум

0.00

Максимум

5.00

Максимум

10.00

Максимум

8.00

Стандартное

1.24

Стандартное

2.45

Стандартное

1.57

Отклонение 

 

Отклонение

 

Отклонение

 

Суммарный балл

Среднее

73.49

25 процентиль

67.00

75 процентиль

83.00

Минимум

40.00

Максимум

95.00

Стандартное

11.75

Отклонение

 

Информация о работе Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте