Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте и пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть сущность и понятие интеллектуальных способностей;
- выявить особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста;
- проанализировать методики диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников;
- наметить программу развития интеллектуальных способностей ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интеллектуальных
способностей в младшем школьном возрасте…………………………………..5
1.1 Сущность и понятие интеллектуальных способностей…………………..5
1.2 Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
младшего школьного возраста.………………………………………...11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….19
Глава 2. Эмпирические исследование особенностей развития
интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте…………...21
2.1 Диагностика уровня интеллектуального развития
младших школьников……………………………………………………..21
2.2. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка…….31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

Псих - особен.развития интеллектуальных способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 113.22 Кб (Скачать документ)

                       Лес – медведь                                          гвоздь – доска

   Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая   оценивается в 1 балл.

 

  1. Составить фразу из трех слов

Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов.

На составление каждой фразы дается 1 минута.

Девочка – ручей –  мяч

Собака – школа –  автомобиль

Гражданин – собака –  инструкция

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается  в1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы в счет не принимаются.

 

  1. Составить фразу из четырех слов

Инструкция: Я назову четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.

На составление дается 1 минута.

Дверь – комната –  больной – доктор

Собака – кошка –  дерево – крыша

Бумага – карандаш –  мост – река

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.

Примечание:  все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.

 

  1. Сравнение

Инструкция: Я назову тебе два предмета, а ты подумай и запиши что между ними есть общего. Старайся написать как можно большего.

На выполнение дается не более 10 минут.

Книга – тетрадь

Лошадь – корова

Линейка – треугольник

Озеро – река

Солнце – луна

Сани – телега

Дождь – снег

 Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово. 1 балл, если перечисляются отдельные признаки. Ответы, где предоставлялась помощь, не считаются.

 

  1. Классификация

Инструкция: Какое понятие в перечне является лишним и почему?

На выполнение задания дается не более 8 минут.

1)  Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

2)  Треугольник, отрезок, квадрат, длина, круг.

3)  Дождь, снег, осадки, иней, град.

4)  Запятая, точка, тире, двоеточие, союз.

5) Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

6)  Василий, Федор, Иван, Петров, Семен.

7)  Секунда, час, год, вечер, неделя

8)  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

9) Самолет, вертолет, пароход, техника, поезд.

10) Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающие слово (производится классификация). 1 балл, если выделено только лишнее слово

 

  1.  Анализ отношений понятий (аналогии)

Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи.

 Третье и одно из  приведенных ниже тоже связаны.  Найди это слово и запиши в листок ответов.

Например:

Песня : композитор = самолет:?

А) Аэродром                                             Г). Летчик

Б) Ученик                                                  Д). Истребитель

В) Конструктор

Песню сочинил композитор, значит ответ – конструктор, потому что конструктор сделал  (придумал, спроектировал) самолет.

На выполнение задания отводится 5 минут.

Школа : обучение = больница : ?

 А). доктор  Б). Ученик  В). лечение  Г). учреждение Д). Больной

Песня : глухой = картина : ?

А). Слепой  Б). Художник В). рисунок Г). больной  Д). Хромой

Лес : деревья = библиотека : ?

А). Город  Б). Здание  В). книги  Г). библиотекарь  Д). Театр

Утро : ночь = зима : ?

А). Мороз  Б). День  В). январь  Г). осень  Д). Сани

Слагаемое : сумма = множители : ?

А). Разность  Б).делитель  В). произведение Г). осень Д). деление

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

 

  1. Способность выделять существенные признаки (сравнение)

Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которое наиболее существенно для слова перед скобками.

На выполнение задания отводится не более 7 минут.

Ответы:

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

Река (берег, тина, рыболов, вода, рыба)

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

Война (аэроплан, пушки, сражение, солдаты, ружья)

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

 

  1.  Арифметика

Детям предлагается решить задачи и записать решения и полный ответ. На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.

Задача 1.                                        

Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они  разложили в корзины, по 9 грибов в каждую. Сколько корзин потребовалось? (2 корзины).

Задача 2.

Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены  через 704 года после основания Москвы. В каком году это было, если 1997 году Москве исполнилось 850 лет. (1851 году).

Оценка:

 4 балла – задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.

3 балла – задача решена  правильно самостоятельно, в 2 вопроса.

2 балла – задача решена  правильно, после неоднократного  прочтения ее содержания с интонационным выделением компонентов.

1 балл – задача решена  правильно, после составления  плана учителем.

0 баллов – выполнение  задачи с ориентировкой не  на общий смысл, а на ее  отдельные фрагменты, не выполнение  задания.

 

 

 

Проведение исследований:

Исследования проводятся в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска  по поведению или успеваемости. Оптимально – 5-7 человек. Дети выполняют задания  на бланке. Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:

Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в среднее звено (средняя школа). За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять как выполнить каждое задание. Время на выполнения каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к следующему заданию можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку и я к вам подойду.

Перед каждой новой методикой  дается инструкция и проводится обучение (сложение чисел с переключением) или разбирать пример (сравнение, аналогии, составление фраз).

В среднем проведение всего  набора занимает около 90 минут (2 урока  по 45 минут).  Во время исследований нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма  баллов по шкалам 1, 3, - 12. Результаты заносятся  в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в  приложении 1 «нормы результатов».

В качестве единиц анализа  для удобства обработки и определения  возрастных норм использовались сырые  баллы без перевода в стандартные  оценки. Определялось максимальное и  минимальное выборочное значение, среднее  и два процентиля – 25-й и 75-й (количество баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).

Итоговый показатель здесь  и выше подчитывался следующим образом.

Суммарный балл получался  простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам  №1-12, так  как полученные по этим  шкалам баллы  прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций.

Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых  баллов в стандартные оценки, а  подсчитывались процентили, не менее  эффективно обеспечивающие возможность  определения соответствия результатов  возрастной норме.

При интерпретации предлагаемого  набора не производится построение профиля  испытуемого, а набранные им сырые  баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в приложении 1.

Если значение набранных  испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например результату 4-7 стенов.

Если значение набранных  испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничные значения, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках  соответствует, например, результату 1-3 стена.

Если значение набранных  испытуемым  баллов выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках  соответствует, например, результату 8-10 стенов.

 

2.2 Программа развития интеллектуальных способностей ребенка

 

Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять  основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского[9, c. 111] - Б.Д. Эльконина[30, c. 120]. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства[11, c. 73].

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу  младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает  познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Цель программы:

- Научить ребенка мыслить;

- Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности;

- Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач;

- Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Формирование знаний, умений  и навыков, необходимых для  выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, слова;

- обобщать;

- классифицировать предметы, слова, числа;

- устанавливать логические закономерности;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения понятиям и явлениям;

- определять отношения между предметами типа «род – вид»;

- определять отношения между предметами типа «часть – целое»;

- определять функциональные отношения между предметами;

- развивать речь;

- объяснять и подбирать значения слов (омонимы);

- использовать операции логического мышления для речения задач.

2. Формирование положительного  эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

3. Повысить уровень самосознания  учащихся, самооценку;

4. Контроль над развитием  интеллектуальных способностей  учащихся.

Формы работы при реализации программы:

Информация о работе Психологические особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте