Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте и пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть сущность и понятие интеллектуальных способностей;
- выявить особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста;
- проанализировать методики диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников;
- наметить программу развития интеллектуальных способностей ребенка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интеллектуальных
способностей в младшем школьном возрасте…………………………………..5
1.1 Сущность и понятие интеллектуальных способностей…………………..5
1.2 Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
младшего школьного возраста.………………………………………...11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….19
Глава 2. Эмпирические исследование особенностей развития
интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте…………...21
2.1 Диагностика уровня интеллектуального развития
младших школьников……………………………………………………..21
2.2. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка…….31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41
II. Основная часть.
Задание 1. «Письмо инопланетянина».
Материал к заданию. Зачитывается слово или словосочетание, которые дети должны «зашифровать», то есть обозначить слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком. Слова зачитываются с интервалом 15-20с., чтобы все ученики успели сделать зарисовку в тетради. После выполнения задания №3 воспроизвести слова и словосочетания в тетради и оценить свои ответы. Правильный ответ – 1 балл, если в словосочетание только одно слово воспроизведено правильно – 0,5 балла.
Слова для запоминания:
6. страх 13. забавный щенок
7. верный друг 14. герой
Задание 2. «Подбери к понятию свойство, качество (функциональные отношения)»
Вступительная беседа с учащимися: между понятиями встречаются функциональные отношения. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет).
Например, КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО.
В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях. Примерные ответы:
Разминка во время урока. Возьмите в левую руку карандаш. Следите за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз – перед каждым глазом.
Задание 3. «Найди спрятанные слова». Ученикам предлагается в строчках найти спрятанные слова. Всего 39 слов.
1. лампа, вол, хлеб, лес, собака, пар, сон. (7)
2. игла, вар, ключ (лоск), рост, цветок, вор, тик (7)
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 2
Цели урока: Развитие речи (синонимы). Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; мыслительные операции анализа и синтеза). Тренировка концентрации и избирательности внимания.
Задание 1. «Подбери синонимы».
Вступительная беседа: В языке есть много слов, заменяющих друг друга по смыслу. Вы, наверное, знаете, что такие слова называются синонимами. Например: мокрый – сырой, влажный. Попробуйте к следующим словам подобрать как можно больше синонимов. Варианты ответов:
5. осторожный – трусливый, несмелый, пугливый, осмотрительный, опасливый.
Задание 2. «Вставь слово из трёх букв».
Вставь вместо пропуска слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом другого.
УТКО (_______) ОРОГ КУ (_______)ОЛ
КИПА (_______) УНОК ЗА (_______) ЕЦ
ЧЕЛО (_______)ТОР СО (_______) ЕСО
КАРНА (_______) ЬС ВАМ (_______) АМИДА
Ответы: НОС, РИС, ВЕК, ВАЛ, СОК, КОН, КОЛ, ПИР.
Разминка во время урока. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Задание 3. «Реши задачу».
На плакате разными способами было нанесено восемь слов, указанных в ответе.
Какие слова были написаны ручкой, если известно, что:
Ответ:
а) концентрат, б) карманник, в) лампасы, г) заговорщики, д) подсудный,
е) ортодоксы, ж) оскотиниться, з) динамический.
Задание 4. «Найди названия диких животных».
Как можно быстрее надо найти названия диких животных в таблице по горизонтали, вертикали, диагонали в любом направлении.
1. енот |
4. зубр |
7. варан |
10. крот |
13. лось |
2. барс |
5. крыса |
8. носорог |
11. лама |
14. обезьяна |
3. олень |
6. як |
9. бегемот |
12. слон |
15. уж |
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 3
Цели урока: Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение, подбери слово), логического. Развитие внутреннего плана действия.
I. Вводная часть. Разминка.
II. Основная часть.
Задание 1. «Прослушай фразы и запиши их по памяти».
Фразы зачитываются с интервалом 2-3 сек. После воспроизведения всех фраз детям дается время вспомнить и записать данные фразы. Оценивается точное воспроизведение каждого слова. Если в одном слове допущена 1 ошибка (изменено или заменено синонимом), то фраза оценивается в 0,5 балла, если ошибок больше или фраза отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество – 5 баллов.
Фразы для предъявления:
Задание 2. «Найди значения слов»
Вам даны многозначные слова. Постарайтесь найти как можно больше значений следующих слов. Например: СДАЧА – это … ответный удар; излишек денег, возвращенных при расчете; сдаться в плен (дети приводят примеры).
Возможные варианты ответов:
Задание 3. «Дополни сочетания, угадав недостающие слова».
Слова в тексте имеют смысловые сочетания. Из-за того что слова в тексте связаны друг с другом по смыслу, мы читая текст, непроизвольно предугадываем то, о чем пойдет речь дальше. Иногда можно предсказать следующее слово, настолько привычными, устойчивыми бывают некоторые сочетания слов. Например, появление слова СОЛНЕЧНЫЙ заставляет предположить, что следующим словом будет слово ЛУЧ, головной – убор и т.д. Чайная … ложка, шариковая … ручка.
1.
лебяжий ___________________
2. медвежья __________________ 6. ход ________________________
3.
проливной _________________
4.
лебединая _________________
Ответы: пух, услуга (берлога), дождь, шея (песня), друг, конем, красавица, шаги.
Разминка во время урока. «Рисуем круги». Сидя на стуле поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе, направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.
Задание 4. Мысленно разложи листок и представь, какая фигура получилась. Правильные ответы: 4 и 5.
Задание 5. «Магический квадрат».
1 |
4 |
3 |
2 |
5 |
3 |
5 |
4 |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
4 |
1 |
4 |
2 |
1 |
5 |
3 |
Ученики должны как можно быстрее заполнить пустые клетки числами от 1 до 5 так, чтобы цифры в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду были разными. Ответ:
ЗАНЯТИЕ 4
Цели урока: Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие мышления (установление связей). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, воображения.
Оборудование: карточки из приложения № 2-1.
I. Вводная часть. Разминка.
II. Основная часть.
Задание 1. «Вставь недостающие слова».
Учитель сначала объясняет ученикам, что слова в тексте существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга. Они СВЯЗАНЫ между собой и поэтому могут рассказать не только о себе, своих смыслах и значениях, но и о своем окружении. Поговорим сначала о грамматическом окружении слова. Что такое грамматическое окружение? Это слова, которые связаны с «нашим» словом по законам грамматики. Есть устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего предложения, высказывания.
Так, слово «если» сообщает нам, что речь идет не о том, что происходило или будет происходить на самом деле, а о том, что могло бы произойти в определенных условиях.
Слова «не» и «а» указывают на то, что сейчас будет сказано что-то противоположное предыдущему, не отвечающее предыдущему по смыслу. Слова «может быть» и «вероятно» передают неуверенность говорящего или пишущего. Слова «хотя» и «несмотря на то, что» показывают, что действие происходит вопреки чему-то.
Есть устойчивые сочетания слов, в которых появление одного слова предполагает появление другого. Например, «для того» означает, что нужно ожидать появления слова «чтобы». В следующих заданиях вставь на место пропусков недостающие слова. Примеры (на доске):