Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте и пути их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть сущность и понятие интеллектуальных способностей;
- выявить особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста;
- проанализировать методики диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников;
- наметить программу развития интеллектуальных способностей ребенка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интеллектуальных
способностей в младшем школьном возрасте…………………………………..5
1.1 Сущность и понятие интеллектуальных способностей…………………..5
1.2 Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
младшего школьного возраста.………………………………………...11
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….19
Глава 2. Эмпирические исследование особенностей развития
интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте…………...21
2.1 Диагностика уровня интеллектуального развития
младших школьников……………………………………………………..21
2.2. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка…….31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41
Итак, объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание. Но уже ко II классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства. В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания младших школьников, учителю следует помнить, что в 1 и 2 классах устойчивость внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных. Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. В начале обучения у них еще не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому, однако совершенствование деятельности учения уже ко 2 классу приводит к формированию у детей умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой. Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания. Итак, развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности[21, c. 135].
Рассмотрев виды интеллектуальных способностей и особенности их развития у детей младшего школьного возраста, мы ещё раз можно убедиться, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это младший школьный возраст. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьным возрасте.
И здесь важно выбрать какими средствами мы будем развивать эти способности. Существует много разных способов. Но надо учитывать то, что младший школьник только что перешёл из дошкольника, где основная его деятельность была – игра. В младшем школьном возрасте ребёнок перестраивается с игровой деятельности, которая была главной ещё не давно, в учебную деятельность, которая становится основной деятельностью. И этот переход очень сложен для школьника.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.
Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают[7, c.219]:
- самостоятельность мышления,
- быстрота и прочность усвоения учебного материала,
- быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
- умение отличить существенное от несущественного,
- различный уровень аналитико- синтетической деятельности,
- критичность ума.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.
Развивая интеллект, можно дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами.
Выводы по 1 главе
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает особое значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Интеллектуальное
развитие выступает как важнейший
компонент любой деятельности
человека. Для того, чтобы удовлетворить
свои потребности в общении,
учебе, труде человек должен
воспринимать мир, обращать
Ориентация на
личность с высоким уровнем
сформированности различных
Приступая к
педагогической работе с
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.
Глава 2. Эмпирические исследование особенностей развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте
2.1 Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников
Описание набора методик. Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операции на вербальном уровне, а так же издания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладения письменной речью, основными математическими навыками. Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников, в частности методики для определения готовности к обучению детей младшего школьного возраста в среднем звене, апробированный Л. Ф. Тихомировой и А. В. Басовым[22, c. 59]. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы.
В набор включены следующие шкалы.
Инструкция: Ответь пожалуйста на 10 вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают в листке ответов.
Как называется река на которой расположен Волгоград? (Волга).
Что такое пара? (два, двое и т. п.)
Назови четыре времени года? (зима, весна, лето, осень)
Где садится солнце? (На западе)
Для чего нужен желудок? (переваривать еду)
Почему нефть или масло плавают на воде? (они легче воды)
Что празднуют 9 мая. (День Победы)
Каков примерно рост человека? (от 1,5 до 2 метров)
Как называется столица Украины? (Киев)
Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Инструкция: Тебе нужно быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим, сложение ты будешь выполнять двумя способами:
1). Сумму ставят в верхнюю строку, а под ней ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц;
2). Сумму ставят в верхнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
Например:
1-й способ
9 5 4 9 3 2 5 7
2-й способ
Детям дают возможность тренировки а выполнении задания (4-5 сложений каждым способом), экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы были усвоены.
Продолжение инструкции после тренировки:
В течение минуты ты должен действовать по первому способу, а потом по сигналу по-второму способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к первому способу.
Дети работают в течении пяти минут.
Оценка: высчитывается среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.
Инструкция: Прочитайте этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их ручкой или карандашом.
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. – 1 ошибка
Взрослые и дти толпились на берегу. – 1 ошибка
В отфет я киваю ему рукой. – 2 ошибки
Внизу над ними расстилалась пустыня. – 1 ошибка
Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. – 2 ошибки
Сорняки живучи и плодовиты. – 0 ошибок
Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. – 0 ошибок
На столе лежала карта на_ шего города. – 1 ошибка
Самолет _ сюда, чтобы помочь людям. – 1 ошибка
Скоро_ удалось мне на машине. – 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок).
Оценка: Подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
Количественная оценка
дополняется качественной: какие
именно ошибки пропущены (
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течении 5 минут.
Инструкция: Вам будет зачитан краткий рассказ и затем в течении пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя его смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.
Рассказ.
Три /сгоревших /дома. Казань, / 5 сентября. / Большой / пожар / прошлой / ночью / уничтожил/ в Казани / три здания, / расположенные в центре города. / 17 семей / остались без жилища. / Убытки / превышают / 150 миллионов рублей. / Спасая/маленького / ребенка, / один рабочий / сильно поранил себе руку.
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши его на листке ответов.
Шум – вода
Стол – обед
Мост – река
Рубль – копейка