Психология экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка

Описание

Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.

Содержание

1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уч. пособ Психол ЭСправдина васильева.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Личности, для которых ЭС оказываются деструктивными, имеют плохо развитое самосознание, слабую структуру представлений о себе. Они не отвечают на «вызовы» судьбы, пессимистичны, имеют низкую мотивацию достижения, которую они сами нередко интерпретируют как отсутствие способностей. Сюда относятся и люди с «выученной» беспомощностью. Как правило, они не пытаются изменить трудную ситуацию, их жизненный мир постепенно становится источником все более неверных мнений и нерациональных убеждений.

Перечисленные социально-психологических характеристики личности, способствующие ее устойчивости в ЭС, можно объединить их термином «толерантность». Впервые он был применен Ц.П. Короленко для описания способности переносить трудные ситуации без дезорганизации поведения. Термин «толерантность к стрессу» все чаще встречается в работах психологов; в т.ч. вариации: «аффективная толерантность». В нашем представлении, толерантность к ЭС – это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности не только переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя, не только быть терпимым по отношению к различным проявлениям мира, других людей, себя самого, но и тенденцию преодолевать эти ситуации «развивающим», совершенствующим личностные структуры, уровни адаптации и социальную зрелость субъекта способом. Фактически это свойство означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций. Толерантность к ЭС в нашем понимании означает совокупность социально-психологических характеристик личности, определяющих, во-первых, социально-психологическую устойчивость личности, а во-вторых – умение терпимо, с доверием относиться к различным проявлениям других и мира в целом. Ее основными составляющими выступают: высокий уровень развития социально-перцептивной сферы личности, хорошее развитие социального интеллекта, конструктивная поведенческая, преобладание совладающих стратегий поведения над защитными; высокий уровень сформированности и дифференцированности Я-образа, позитивная самооценка, высокая степень осмысленности жизни, развитый интернальный тип контроля, удовлетворенность самореализацией, целеустремленность, «экзистенциальный тонус», доверие как глобальное отношение к миру, себе, людям, сформированность субъектной позиции личности по отношению к ситуации. Для профилактики неблагоприятных последствий экстремальных ситуаций необходимо развивать толерантность личности к ЭС как комплекс вышеупомянутых свойств и качеств.

 

Психологический портрет человека обладающего высокой экстремальной устойчивостью

 

Психофизиологические черты: сила, подвижность, скорость, уравновешенность, активность, сензитивность и работоспособность. При этом холерики и сангвиники часто проявляют недооценку трудностей и излишнюю самоуверенность. Также высокую роль играет высокие способности к саморегуляции и отсутствие тревожности.

 

Базовые психологические свойства личности. уровень развития интеллекта, владение технологией анализа ситуации,  аналитические способности, критичность, самостоятельность, гибкость ума мышления, развитые интуитивные способности, очень важен социальный интеллект.

 

Поведенческие качества.   Поведенческая активность (хорошо организованная и внешне-ориентированная), ситуационная смелость, поведение типа В ( по Фидмену: спокойное, уверенное, неторопливое, не напряженное ), тенденция выбирать успешные стратегии поведения.

 

Социально-психолгические свойства личности.  Высокая адекватная самооценка, высоко дифференцированная Я-концепция, отсутствие защитных реакций, развитая социальная идентичность, устойчивый позитивный образ  «Я», самоуважение, чувство собственного достоинства,  субъектная позиция в любой ситуации, убежденность в самоэффективности.

 

Ценностные качества.

Высокая духовность, высокая мораль, патриотизм, развитая социальная идентичность. COMMITMENS (наличие идеальных и высоко ценимых целей), HARDINESS ( долг, ответственность, интегральный локус контроля, умение отвечать на вызов).

 

Коммуникативные качества.

Общительность, открытость, демократичность, справедливость, честность, альтруизм.

Наличие большинства перечисленных качеств можно характеризовать, как наличие экстремальных способностей и кроме них существует так называемая подготовленность личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 10. Экзистенциальные аспекты экстремального опыта

 

В современном философском  словаре приводится следующее определение:   «Экстремальная ситуация - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных  или  угрожающих  факторов  для жизнедеятельности   человека,   а   также   высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях». 

Экстремальность, как считали еще в античности, указывает на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют границы меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой и  обретают  иное существование.

В качестве определяющего или универсального сущностного признака экстремальной ситуации, рассматривается фактор опасности – прежде всего, непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей, либо же катастрофического разрушения  их деятельности по достижению значимых целей.

Таким образом, экстремальная ситуация, отражает   не   просто   чрезвычайное,  а именно исключительно опасное событие или совокупность событий во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием. Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты и т.д.), являются неизбежными реалиями человеческой жизни. Несмотря на разнообразный характер, они имеют ряд общих сущностных характеристик:

-         внезапность наступления,  требующая  специальной готовности к экстремальностям;

-         резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний;

-         насыщенность противоречиями, требующими оперативного разрешения;

-         прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений экстремальной ситуации;

-         возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуаций и состояний;

-         порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем).

В последние годы понятие «экстремальная ситуация» обретает статус одной из ведущих категорий,   как в обыденной жизни так и в теории катастроф, теориях безопасности, конфликтологии, теории менеджмента и др. Это связано с возрастанием интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд негативных социально-экономических условий; стремительное повышение темпа жизни и её напряжённости; быстрое изменение социальной и физической среды; социально-психологические и экономические катаклизмы.

В настоящее время наблюдается дисбаланс между стремительным развитием всё более сложных технологий, с одной стороны, и знанием их возможных воздействий на окружающую природу и человека, с другой, что ведёт ко всё большей рисконасыщенности современного общества, которая проявляется в увеличении количества технологических, экологических и иных аварий и катастроф.

В связи с этим очевидна актуальность рассмотрения экстремальных ситуаций их причин и последствий под разными углами зрения: политическим, юридическим, экономическим, экологическим и психологическим. Однако, глубинной причиной и неизбежной составляющей любых экстремальных проявлений являются именно психологические проблемы. Поэтому, психологический подход является ведущим при рассмотрении экстремальных ситуаций.

Основные направления работы психолога с экстремальной ситуацией:

1.      Подотовка людей к адекватному реагированию на экстремальную ситуацию (профилактика ПТСР)

  1. Работа с людьми, пережившими экстремальную ситуацию
  2. Подготовка профессионалов для работы в экстремальных ситуациях (МЧС, военнослужащие, врачи, психологи, тренеры и т.д.)

Экстремальная ситуация ставит человека, как правило, на границу жизни и смерти, что приводит к актуализации глубинных сущностных составляющих нашего  «Я». Фактически любая экстремальная ситуация является одновременно и экзистенциальной ситуацией для человека. Она проверяет, обозначает и расширяет его предельные возможности, побуждая к активной деятельности по активизации ресурсов и усилению внутреннего потенциала. Экстремальная ситуация – точка ветвления, из нее  есть два выхода: путь отчаяния,  страха, разрушения, сожаления о случившемся и путь веры, надежды, перехода на более высокий уровень развития, устремленности в будущее. То есть, любая экстремальная ситуация, с которой сталкивает нас жизнь, может быть использована как  возможность познания и совершенствования себя, как условие расширения своих ресурсов и пределов.

В процессе подготовки к конференции мы решили выяснить, как воспринимают экстремальную ситуацию обычные люди. В исследовании приняли участие 50 школьников 10-го класса, 50 студентов экономического факультета и 35 психологов.

Испытуемым предлагалось дать ассоциации на понятие «экстремальная ситуация» и ответить на вопросы: Что такое «экстремальная ситуация» в Вашем представлении? Какие пути разрешения экстремальных ситуаций Вы считаете конструктивными и деструктивными?

Результаты исследования показали, что наиболее часто понятие экстремальной ситуации ассоциируется с адреналином, паникой, страхом, опасностью, риском, стрессом, смертью, катастрофой, стихийным бедствием, новым, незнакомым, неожиданным, внезапным.

При определении понятия «экстремальная ситуация» все ответы можно разделить на два класса:

- экстремальные ситуации, возникшие  по внешним причинам независимо от человека: катастрофы, стихийные бедствия, военные действия; смерть, болезнь близких и т.п.

- экстремальные ситуации, возникшие как результат выбора человека: экстремальный спорт (автогонки, лыжи, альпинизм, парашютный спорт и т.п.), криминал, наркотики.

Часто подчёркивались ведущие стратегии поведения в экстремальных ситуациях: продержаться, выжить, принять решение. Отмечались следующие эмоциональные реакции: страх, паника, отчаяние, слёзы, истерика, шок, азарт, злоба, удовольствие, ненависть.

Результаты ответов на вопрос: Какие пути разрешения экстремальных ситуаций Вы считаете конструктивными и деструктивными? Можно представить в виде следующей таблицы:

 

Конструктивное

деструктивное

Качества человека

Спокойствие, сообразительность, рациональность, внимательность, оптимизм, быстрота, смелость, сила, вера в свои силы, разумность

Наглость, грубость, лень, трусость, эгоизм, растерянность, слабость, низкий уровень осознания, нервозность

Действия

 

Концентрация, противостояние, разговор, помощь (оказать, попросить), надеяться на себя, действовать, взаимодействовать

Отказ от ответственности или принятия решения, драка, неверная оценка возможностей, предательство, бегство, убийство, сдаться, разобщенность

Результат

Выжить, спастись, не потерять жизнь, без преступлений

смерть, убийство, террор, война

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций