Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка
Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.
1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы
Целостный подход к личности /К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, В.П.Зинченко и др./ предполагает раскрытие процессуальности социальных представлений с точки зрения интегративно-психологических категорий «выбора» и «поступка», с точки зрения принципа творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна. Как тайна личности кроется не в ее низинах, а на ее вершинах /Л.С. Выготский/, так и связь поведения и представлений открывается в ситуациях проблемных /253/.
Как считает Е.В. Улько, ситуация – некоторый способ организации субъектом явлений внешнего социального мира, признаки и элементы которого практически бесконечны /253/. Автор полагает, что концепция человека как субъекта жизни, развитая С.Л. Рубинштейном, позволяет рассматривать социальные представления как проявление способа существования человека и отношения к миру, как отражение не только места субъекта в системе общественных отношений, но и его жизненной стратегии. Человек в своем представлении отбирает некоторые, существенные с его точки зрения элементы реальности; их последующая организация в некоторое целостное образование (представление ситуации) происходит при наличии актуальной позиции самого субъекта отражения. Представление ситуации есть продукт сложного процесса социального мышления. Образ ситуации выполняет регуляторную функцию, нацелен на прогнозирование исхода событий для обеспечения адекватного поведения личности. Е.В.Улько выделяет конструкт «субъектная позиция» человека в ситуации (представления о себе как активном, выбирающем варианты поведения и принимающем за них ответственность) /253/. Автор отмечает активность субъекта отражения, связь отражения с потребностями и мотивами, отношением человека, его когнитивными характеристиками и способностями. Содержательной противоположностью ей может выступать объектная позиция как изменчивый или подвижный элемент самовосприятия личности в конкретной ситуации.
Психосемантические аспекты формирования представлений исследует Е.Ю. Артемьева /21/. В ее работах показано, каким образом субъект конструирует индивидуальную картину мира в своем сознании. Концепция «образа мира» /А.Н. Леонтьев, 1983/ позволяет понимать образ субъективного мира как интегратор следов взаимодействия человека с объективной действительностью. «Мир принимается субъектом пристрастно и характеристики этой структурации существенно связаны с опытом прежних деятельностей» /21, С.17/. Е.Ю. Артемьева устанавливает, что одной из форм существования следа деятельности является субъективное отношение к объектам, явлениям, ситуациям, допускающее экспериментальную фиксацию в виде оценочного суждения или другой атрибутивной характеристики этих объектов, явлений, ситуаций.
Е.Ю. Артемьева выявила, что существуют значимые связи особенностей семантического оценивания с особенностями личностных проявлений; ею впервые сформулировано и подтверждено предположение о первичности регуляции восприятия семантическим кодом. Исследуя связь личностных свойств и свойств семантического оценивания индивидом различных объектов, автор показала, что существуют значимые связи особенностей семантического оценивания с особенностями личностных проявлений: интерналы более склонны к использованию измерений «силы» и «активности», экстерналы – чаще избирают оценочные свойства при описании объектов. Знание этих связей может служить для выделения типообразующих параметров личностных и эвристических проявлений. Семантическая продукция субъекта сопоставима с особенностями его манипулятивного статуса (активность принятия задачи и т.п.), что говорит о существовании единства личностно-эвристического и семантического анализа субъекта и возможности предсказания успешности конкретного вида деятельности субъекта по его семантическим характеристикам /21/.
На фоне неясности самого термина «экстремальный» сегодня наблюдается «бум» экстремальной тематики в поле обыденного сознания, чему, способствует экспрессивность СМИ, являющихся сегодня серьезнейшим агентом социального влияния. Интерпретативный характер сведений, транслируемых СМИ, представляет простор для поиска социальной идентификации, расширяет возможности выбора группы принадлежности /28/. Благодаря активности СМИ и экспансивному характеру их влияния, многократной повторяемости образов и интерпретаций, формируемые ими представления буквально «впечатываются» в умы потребителей информации. Наивный наблюдатель постоянно слышит сочетание «экстремальная ситуация» либо в контексте информации об авариях, катастрофах, бедствиях, либо как название вида приключений, куда идут смелые, спортивные, красивые, ярко одетые ребята (например, участники TV-проекта «Русский экстрим»). Учитывая, что в формировании представлений ведущую роль играет повторение информации, ведущее к упрощению репрезентативной модели, образованию «публицистических клише» /94/, можно предположить, что основное содержание воспринимаемых социальных представлений состоит в понимании ЭС либо как катастрофы, либо как «крутого» приключения. Еще один источник социальных представлений, на наш взгляд – культура, наука и религия. «Схемы, которые прививает нам культура, оказывают огромное влияние на то, что мы замечаем в окружающем мире», - считает Э.Аронсон /18, С. 84/. Христианская традиция, экзистенциальная философия, история, гуманистическая психология формируют у существенной части общества, получившей гуманитарное образование, или исповедующей православие, представление об экстраординарных ситуациях как испытании, призванном проверить крепость духа человека или открыть ему новые горизонты бытия.
Теоретический анализ социальной перцепции ситуации дает основание предполагать, что важнейшую роль в детерминации особенностей личностно-ситуационнного взаимодействия играют представления субъекта о ситуации. Они включают в себя не только личное знание человека о ситуациях данного типа, но и более обобщенное знание, являющееся принадлежностью определенного круга людей, или, например, социальной группы. Представления о ситуациях социально и биографически детерминированны, опосредованы построением личностных моделей, прототипов, схем ситуаций и являются существенным основанием поведения и переживаний человека в ситуации. Уникальное представление ситуации конструируется из фрагментов имеющихся у личности социальных представлений, информации из данного ситуационного дискурса и непосредственного наблюдения, актуализированых фрагментов общего семантического знания /51/. На формирование индивидуальных представлений об ЭС оказывают влияние социальные представления, основные типы которых можно предположить как следующие: понимание ЭС как бедствия, как приключения и как некоего испытания, которое надо с честью выдержать.
Экстремальная ситуация и проблемы «изменяющейся
личности в изменяющемся мире»
Сегодня множество психологов /А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Г.А. Андреева и др./ отмечают необходимость развития новой психологии, психологии «изменяющегося человека в изменяющемся мире», которая бы смогла описать направление и вариативные механизмы личностного развития, а также не-развития /14, 25, 277/. Г.М. Андреева указывает, что психология социального познания изучает проблемы активного освоения той социальной реальности, в которой каждому человеку приходится обитать; для современной ситуации – ситуации глобальной нестабильности мира – такое познание выступает как «конструирование образа мира в условиях нестабильности» /12/.
В психологии социального познания Г.М. Андреевой, в историко-эволюционном подходе к рассмотрению личности А.Г. Асмолова, в описании контуров будущей парадигмы развития социальной психологии П. Шихирева, в мультирегуляторной модели развития личности Д.А. Леонтьева и его концепции жизнетворчества и самодетерминации личности /135, 136/ формируются основные подходы такой психологии. В этом контексте выявляется несколько актуальных, привлекающих интерес современных социальных психологов, проблем: становление личностной и социальной идентичности в изменяющемся мире /Г.М. Андреева, П. Шихирев, Д.А. Леонтьев/; способность человека к трансцендентности /А. Маслоу, М.М. Мамардашвили, В.А. Петровский, П. Шихирев/; новое понимание процесса социализации /А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, Г.М. Андреева/; фасилитация личностного развития и понимания мира человеком /Д.А. Леоньев/.
Рассмотрим экстремальную ситуацию как социально-психологический фактора влияния на личность в контексте каждой из этих проблем.
В ситуации нестабильного мира личность теряет собственную идентичность и в то же время обостряется нужда в таковой, как необходимой точки опоры внутри человека. В условиях множественности социальной принадлежности возникает либо расщепленная идентичность, когда индивид «приклеивает на себя много-много социальных ярлыков» /136, С.104/ и не может собрать их по кусочкам в единое целое, либо возникает некое ригидное самоопределение, которое в условиях нашей сравнительно динамичной жизни начинает все время вступать в конфликт с социальным бытием, не вполне соответствующем самоопределению. Активное освоение той реальности, в которой каждому человеку приходится обитать, есть важнейшее условие для формирования наиболее адекватного образа социального мира /H.Tajfel, 1986, Г.М.Андреева, 1999/. Экстремальная ситуация всегда выступает фактором, заставляющим личность освоить новую социальную роль, а смена ролей детерминирует преодоление личностного эгоцентризма, дает возможность стать в рефлексивную позицию по отношению к самому себе, тем самым переосмыслить свое отношение к себе и окружающему /25/.
В повседневной жизни имеющиеся у субъекта потенциальные возможности не всегда реализуются: человек в жизни и профессиональной деятельности практически не выходит за рамки усвоенного алгоритма. В случаях трудных или экстремальных ситуаций привычная «жизненная горизонталь» ломается и происходит подъем, переход с уровня тривиально-будничного «эго» на уровень высшего «Я» /В.Э. Чудновский, 2004/. Привыкание к уровню будничного житейского Я оставляет в большей степени нераскрытым психологический потенциал личности. В этой связи актуально изучение факторов, способствующих достижению высшего «Я». Человеку в экстремальных условиях приходится открывать в себе новые ресурсы – так как прежние стереотипы восприятия и поведения оказываются неприменимы или неэффективны. Выходом из критических жизненных ситуаций вроде стресса, фрустрации, конфликта и кризиса является совершенно особая деятельность – деятельность переживания, в ходе которой производится новый приемлимый для личности смысл жизни /64/. С.Л. Рубинштейн отмечал, что выход за пределы самого себя есть не отрицание сущности индивидуальности, а становление и вместе с тем реализация сущности в мире, в других, в себе самом /215/. «Правильное определение человека было бы не homo sapiens, a homo transcendens - человек превосходящий, выходящий за пределы. В этом и заключается сущность человека», – пишет Д.А. Леонтьев, уточняя, что есть и другая, «народная» формула человеческой способности к трансценденции: «ему больше всех надо» /141, С.28/. На самом деле, это и есть формула человека. Как отмечает П. Шихирев, сегодня центральное место среди психологических проблем все больше занимает проблема потребности и способности человека трансцедентировать, выходить на новый уровень, соединяться с ним и забываться (забывать себя) /277, С. 381/. Способы и формы этого трансцедентирования бесчисленны: от переживания творческого вдохновения до алкогольной эйфории; актуальное стремление молодежи к экстремальным приключениям и проявлениям себя отражает эту тенденцию.
Будучи поставленным в ситуацию необходимости «выхода за свои пределы», человек начинает очень быстро изменяться. Адаптивные изменения в его Я-концепции и ценностной-смысловой сфере направлены на совершенствование способностей жить в этом мире, что и составляет сущность процесса социализации /12, 25, 28/. В последние два десятилетия традиционное определение социализации как усвоения личностью совокупности существующих в обществе социальных норм и правил претерпевает определенное обновление /28/. Это связано со стремительными изменениями общества, задающими объективное отсутствие образцов для воспроизводства, превращающими ситуацию изменения в сущностную характеристику современного мира. Сегодня для подходов к изучению социализации характерно утверждение идеи о принципиальной непрерывности этого процесса, благодаря чему проблема непрерывно «мигрирует» из возрастно-психологического научного пространства в социально-психологическое /28/. Становится очевидностью неадекватность статичного «вещного» понимания личности, ее структуры и утверждается, что основной формой социализации личности, ее существования является ее развитие. Взрослые проявления процесса социализации А.Г. Асмолов рассматривает как самоосуществление индивидуальности /25/. По его мнению, преобразование нормативно-ролевого отношения личности в мотивационно-смысловое отношение происходит в тех случаях, когда перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных шаблонов поведения становится затруднительным, если не невозможным. Подобная ситуация может возникнуть как при наличии преград на пути деятельности, так и в процессе постановки личностью тех или иных сверхзадач. В такого рода ситуациях (в том числе – экстремальных) личность и проявляет свою активность, которая находит свое выражение в творческом преобразовании самой ситуации, в саморазвитии индивидуальности. В этих случаях происходит ориентировка личности в сложной системе ее отношений, смыслообразующих мотивов и личностных смыслов /25/.
Осмысление и осознание происшедшего с человеком в ЭС отражено в придании подобным ситуациям событийного статуса. С позиций современной философии ЭС может быть рассмотрена как событие, как момент встречи с бытием, как напоминание о том, что есть глубинные, экзистенциальные уровни существования человека. В событии мир перестает быть внешней причиной, а его изменения обуславливают изменение стратегий взаимодействия с миром, в силу чего возникает новая форма субъективности /151/. В любом экстремальном событии изменяется социальная ситуация развития личности, происходят очень существенные изменения образа «Я» человека, потеря старой и обретение новой идентичности, перестройка личностных смыслов. Личностью производится внутренняя работа по смыслопорождению, рассортировке ценностей, выбору способов поведения. Самостановление в новом качестве и развитие субъекта события происходит посредством изменения системы отношений к различным сторонам действительности.