Психология экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка

Описание

Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.

Содержание

1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уч. пособ Психол ЭСправдина васильева.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

3. На биологическом уровне существования человека в экстремальной ситуации выявлено:  падаение процента психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, гипертония) во время войны; повышение устойчивости к инфекционным заболеваниям;  быстрота адаптационных перестроек в организме, повышение работоспособности в 1,5 – 2 раза, повышение выносливости к дискомфортным условиям, увеличение мышечной силы, активизация иммуннитета, снижение болевой чувствительности (психогенная анестезия). Таким образом, экстраординарные условия приводят к мобилизации ресурсов организма. Но при одном условии: активном вовлечение человека в деятельность, за которую он несет ответственность и ради которой преодолевает многочисленные препятствия.

4. На психологическом уровне отмечается: снижение порогов ощущений и повышение чувствительности органов чувств (зрения, слуха, обоняния), повышение внимательности, активизация мышления, повышение доли интуитивных решений, активизация мышления, эмоциональный подъем, азарт, вера в свои силы и успех, чувство радости при достижении даже промежуточных успехов, оптимальная организованность, повышенная бдительность, настойчивость и упорство, устойчивость к временным неудачам, самообладание. В целом можно говорить об актуализации и доминировании главных личностных качеств, повышении активности всех компонентов психической деятельности, уверенном выборе успешных стратегий поведения.

5. На социальном уровне рассмотрение позитивных изменений можно провести, исходя из состояния группы как объекта анализа. Отмечаются явления повышения единства, сплоченности, организованности группы, усиливаются коллективистские тенденции, явления консолидаци группы, ускоренного развития взаимоотношений между людьми, усиление тенденций поддерживать лидирующий концепт и выделять лидера; проявление у отдельных членов группы склонности к принятию ответственных решений, выявление лидерских потенциалов, возрастание чувства групповой общности, дружественных тенденций, солидарности, появление коллективного энтузиазма.

6. На ценностно-смысловом (духовном уровне) в результате ЭС часто возникают «просветление или высшая сознательность» (К. Юнг), стремление жить «по большому счету», аутентично, все время как бы отвечая на вопросы, связанные со смыслом со смыслом жизни, открытие внутренних источников духовности и космических чувств (А. Маслоу); осмысленное страдание, меняющее человека к лучшему (В. Франкл), «потрясения», посредством которого можно «подняться выше уже осмысленных собственных возможностей», остановка логической деятельности и переход  от левополушарной активности к правополушарной, к «перешагиванию через семантические поля», «за которыми нас поджидает наше высшее «Я»; озарение, переоценка и переосмысление жизни, прозрение, видение нового пути, своего места и в целом - перерождение личности (В.А. Ананьев).

7. В психотерапии и конфликтологии  существует концепция кризиса как  источника развития личности, в рамках которой трудная жизненная ситуация предстает  как свидетельство необходимости изменений, повод для серьезного осознавания своего жизненного пути и произведению работы по его коррекции.

8. Зачастую профессиональные экстремальные факторы производят своеобразный «профотбор» людей, умеющих функционировать в режиме  предельных нагрузок и переживаний. Хроническое пребывание в  предельных условиях на многих действует прогрессивным образом: они больше внимания начинают уделять семье, близким, родственникам; больше дорожат своей работой; возникает «фронтовое братство», склоннность поддерживать дружеские отношения с сотрудниками; повышается общая энергетика и тонус, уверенность в себе, чувство ответственности; проявляется большая решительность в ответственных ситуациях, в определении жизненных планов. Вообще, все реальное бытие профессионалов, имеющих дело с экстремальной средой, определяется и протекает в рамках экзистенциальной проблематики, поэтому профессионально важными качествами становятся качества гармоничной личности (они способствуют профилактике стрессовых расстройств).

 

Центральной проблемой  исследований личности в ЭС является проблема формирования и развития толерантности человека к ЭС. Термин tolerantia (лат.) выражает несколько пересекающихся значений: устойчивость, выносливость, терпимость, допуск, допустимое значение. В переводе с английского tolerance означает приобретенную устойчивость, устойчивость к неопределенности, предел устойчивости человека, устойчивость к стрессу, конфликту, к поведенческим отклонениям. А.Г. Асмолов указывает, что в историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий и общностей в изменяющейся действительности.

Психологическая устойчивость определяет жизнеспособность индивида, психическое и соматическое здоровье, охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. «Устойчивый» -  характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно; «неустойчивый» человек либо демонстрирует беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения, либо  - невротические, психотические или просто опасные для других. В психологии проблема устойчивости рассматривается применительно к личности и малой группе; она возникает и анализируется только при возникновении повышенных требований к субъекту ситуации и проявляет себя в трех аспектах: устойчивость деятельности, психическая устойчивость (эмоциональная), социально-психологическая устойчивость. Последняя  проявляется в социальном взаимодействии, связана с процессом самоорганизации личности; проявляется в способности сохранять личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим личностным установкам; в способности самоизменяться с учетом обстоятельств; она связана с ориентацией не на декларируемые, а на реально действующие ценности и нормы общества.

Г.С. Никифоров подразумевает под устойчивостью совокупность алдаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных ее функций, стабильности их выполнения. Психологическая устойчивость – сложное качество, к составляющим которого можно отнести: способность к личностному росту; относительную стабильность эмоций; развитую волевую регуляцию. В нее входят факторы социальной среды, поддерживающие самооценку и способствующие самореализации, подерживающие адаптивные потенциалы организма (вера, ощущение осмысленности жизни, интернальный тип контроля, развитая социальная идентичность, активное отношение к жизни, высокая самооценка, согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого, уверенность в себе и доверие по отношению к другим, понимание жизненной ситуации, адекватная оценка величины нагрузки и собственных ресурсов; опыт преодоления трудных ситуаций, доминирование позитивных эмоций, успешность самореализации, эффективная волевая регуляция, открытое толерантное общение, удовлетворяющий индивида статус в группе и в социуме). Если преобладают положительные полюсы этих качеств, доминирующее психическое состояние будет резистентным, а настроение – гармоничным. При сочетании отрицательных полюсов указанных факторов преобладающее состояние будет характеризоваться как дезадаптация а настроение – как дисгармония, тревога, уныние,  высокое напряжение /174/.

А.М. Столяренко рассматривает понятие «экстремальной  устойчивости» (жизнестойкости), понимая ее  как личную возможность встречать и переносить трудности, невзгоды, добиваясь своих целей. Эта черта имеет специальное значение для поведения в экстремальных ситуациях. Свойство экстремальной устойчивости – системное, комплексное, несводимое к частному качеству. Важнейший элемент экстремальной устойчивости – экстремальные способности личности, понимаемые автором как «высокая степень соответствия индивидуальных особенностей человека требованиям к действиям в ЭС». Наличие таких способностей выступает в качестве предпосылки успеха человека в ЭС и обеспечения его безопасности, их дополняет экстремальная подготовленность личности. Она представляет собой «особую подготовленность к встрече с экстремальными трудностями» и характеризуется наличием знаний об ЭС, наличием умений, навыков действия в них.

Анализ работ, посвященных изучению личности в экстремальной ситуации, позволяет сформировать список качеств, упоминаемых различными авторами как благоприятные, обуславливающие адаптивные исходы личностно-ситуационного взаимодействия в экстремальных условиях.

1. Поведенческие характеристики. Основным фактором, определяющим «защищенность» человека от неблагоприятных последствий ЭС, признается  проблемно ориентированная поведенческая активность как во время, так и после ЭС. Она противоположна деструктивной активности, направленной на себя, на других людей или предметы внешнего мира. Сюда же можно отнести ситуационную смелость, заключающуюся в решимости действовать, даже когда нет определенных прогнозов на успешность тех или иных действий. «Успешные» модели преодоления отличаются от «неуспешных» большим количеством вариантов преодолевающего поведения в индивидуальном поведенческом репертуаре и предпочтением «здоровых» моделей преодоления. К ним относятся: ассертивное поведение, вступление в социальные контакты, рационализация и поиск позитивного в эмоционально-напряженных ситуациях. Люди, демонстрирующие успешное преодоление кризисных ситуаций, предпочитают рассматривать их как новый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной карьеры. Модели их поведения характеризуются активностью, просоциальностью и гибкостью. Для «неуспешных» моделей преодоления более характерными оказываются стратегии пассивности, асоциальности, агрессии.

Деструктивным образом влияют на успешное преодоления личностью ЭС противоположные поведенческие признаки: напряженность, сверхбдительность, существование ложных стереотипов или «иррациональное» поведение, базирующееся на спонтанном проявлении в ЭС надличностных установок и стереотипов; ситуационный консерватизм; оцепенение и бездействие.

2. Когнитивные характеристики. Способность к когнитивной оценке даже трагических событий помогает снизить их значимость и уменьшить тем самым психотравмирующий эффект. Среди конкретных качеств можно указать такие, как владение т.н. когнитивным оцениванием, наличие и хорошее развитие социального интеллекта, аналитическое мышление, рефлексивные способности, «владение азбукой предикторов» – умением различать факторы – предвестники ЭС. Соответственно, неразвитость этих процессов служит фактором негативного влияния ЭС.

3. Ценностно-смысловые характеристики. То, что называют «присутствием духа, «боевой дух» значительно увеличивает шансы на спасение человека в любой экстремальной ситуации. Постконвенциальный уровень развития морального сознания, умение снижать субъективную значимости угрожаемой ценность, богатый опыт проживания позитивных событий в жизненном пути личности, - все эти  качества позволяют вести речь о преимуществах личностной зрелости для оптимизации последствий пребывания в ЭС. Для личностной зрелости характерно чувство осмысленности жизни, владение определенной культурой безопасности, существование т.н. акмеоадаптивности. Термины «экзистенциальный тонус, способность к экзистенциальному усилию» М. Мамардашвили употребляет в контексте описания постоянной готовности человека осмыслять все происходящее. Наличие такого «тонуса» способствует успешному преодолению ЭС.

На важнейшую роль доверия в формировыании психологической устойчивости указывает Т.П. Скрипкина. «Человек и Мир – это единая антология, которая не может быть разорвана. Доверие, адресованное миру, позволяет терпимо относиться к различным сторонам и фрагментам мира, не боясь вступать с ними во взаимодействие. А доверие, направленное на себя, делает личность целостной, позволяет ей остаться устойчивой при воздействии на нее различных, подчас разрушающих факторов. Именно доверие к миру позволяет личности активно взаимодействовать с ним, с одной стороны, и не разрушаться, т.е. сохранять личностную идентичность, с другой, оно является стержневым элементом психологического благополучия личности». Е.О. Лазебная обуславливает позитивное развитие постстрессовой адаптации наличием двух групп факторов: интернальной локализации субъективного контроля и наличия социальной поддержки и  общественного признания.

Негативные факторы данной сферы включают неблагоприятную динамику личностного развития, повышенный уровень биографического стресса, отношение к себе как к жертве обстоятельств, отсутствие согласованности значений в ценностно-смысловых установках. Несогласованность, конфликтность отношений в этой сфере выступает как фактор риска, понижающий успешность и безопасность деятельности в экстремальной ситуации. Ф.Р. Филатов описывает  формируемые обществом 2 противоположные системы установок и представлений, условно называя их «идеология виктимности» и «идеология преодоления». Деструктивная  (или виктимная составляющая) определяет отношение человека к себе как к жертве непреодолимых обстоятельств.

4. Характеристики образа Я. Высокую стрессоустойчивость обуславливают: уверенность в себе, целостность, высокая дифференцированность Я-образа, устойчивая, позитивная, адекватная самооценка, интегрированность Я-концепции, автономность подструктур Я-концепции (частных самооценок и Я -образов), их иерархизированность и относительная устойчивость, упорядоченность и сбалансированность их взаимодействия. Фактором снижения личностной устойчивости перед лицом экстремальных обстоятельств выступают: низкая степень расчленненности аффективной и когнитивной составляющих Я-образа, высокий уровень пристрастности образа Я и доступность его субъективным искажениям; сверхзависимость от воздействий эмоционального отношения и оценок других, стрессодоступность и уязвимость; «узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ Я.

         5. Интегральные свойства личности: интернальность (интернальный тип контроля), уверенность в помощи, компетентность, ответственность, личностная надежность, определенный стиль выбора жизненных стратегий.

Качество commitments (R.Lazarus, 1978), которое переводится как возложение на себя обязанностей, способность вверять себя кому-то или чему-то, также способствует эффективному преодолению ЭС.  Это понятие обретает у автора смысл привязанности, посвящения себя чему-либо. Сommitments – это  идеальные или высоко ценимые людьми цели, придающие им настойчивость и энергию. Отсутствие commitments Лазарус связывает с переживанием незначимости, бессмысленности мира, с экзистенциальной болезнью. S. Kobasa считает, что высокие резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека, которую он называет Hardiness (смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий). Качество Hardiness включает в себя три компонента: принятие на себя безусловных обязательств (commitments), ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с его результатом; контроль (способность господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам в жизни); «вызов» (challenge), который заключается в восприятии опасности  как сложной задачи, знаменующей собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. У индивидов, обладающих качеством Hardiness, несмотря на значительное количество трудных проблем в течение пятилетнего отрезка исследования, эмоциональных нарушений практически не было – в отличие от тех, которые не обладали качеством неуязвимости и твердости.

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций