Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка
Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.
1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы
Таким образом, мы показали, что экстремальная ситуация является моментом трансформации личностной и социальной идентичности, самотрансценденции, преобразования нормативно-ролевых отношений в мотивационно-смысловые в процессе социализации как непрерывного самоосуществления индивидуальности; моментом изменения социальной ситуации развития вследствие «встречи с бытием», актуализации процесса смыслопорождения и выбора способов поведения. И здесь перед личностью всегда есть (но не всегда осознается) выбор: реализовать либо путь развития, либо путь «защиты от бытия» /А.Маслоу, 1982/. В ЭС имеет место и значение не только обусловленность поведения ситуационными факторами, но и момент самодетерминации. Результат первого выбора - укрепление идентичности, совершенствование способностей к трансценденции и преобразования нормативно-ролевых отношений в мотивационно-смысловые, развитие смысложизненных ориентаций и оптимизация стратегий поведения. Во втором случае – могут наблюдаться обратные процессы.
Стремительный рост популярности экстремального и приключенческого туризма отражает проблемы человека, связанные со структурированностью и стандартизацией быта; низким уровнем новизны и разнообразия жизненных ситуаций, исключающим возможность выработки субъектной позиции личности; оторванностью повседневных задач и функций от естественных; зависимостью от технических и социальных структур современного индустриального мира /99/. Adventure travel (путешествие приключения) становятся все более распространенными и востребованными. На наш взгляд, экстремальные увлечения, тяга к приключениям и кардинальной смене среды являются социореабилитационными /термин В.Э. Чудновского, 271, С. 130/ и социопрофилактическими факторами, реализующими «прививку» экстремальности в локальных и контролируемых вариантах.
Необходимо учитывать, что влияние любых экстремальных условий на участника приключенческого тура опосредуется влиянием той малой группы, в которой находится человек. Поэтому необходимо описать особенности группы, в контексте которой человек проявляет себя, и которая играет определенную роль в изменениях социально-психологических характеристик. Под влиянием группы меняются когниции, установки, поведение /28/.
Сама социально-психологическая ситуация, в которую попадает субъект, переживающий экстремальное событие внутри малой группы, , имеет разнонаправленные возможности в коррекции влияния внешних экстремальных условий на личность: если человек принимает все предлагаемые группой условия, то групповые феномены (чувство единения, взаимопомощи, взаимоподдержки, соратничество и т.п.) смягчают воздействие внешних факторов. Если же человек внутренне оппонирует группе или инструктору, влияние внешних экстремальных факторов как бы усиливается за счет возникающей внутригрупповой напряженности. Это часто проявляет себя в плохом самочувствии, и возникновении конфликтов, ухудшении взаимоотношений, усилении противоречий, появлении множества противостоящих друг другу микрогрупп, ослаблении управляемости, появлении у некоторых склонности к конфронтации, проявлении неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей; отчуждение от интересов групп; субъективном снижении значимости общих целей; возникновении агрессивного поведения и самостоятельном выходе части членов из группы, приводящем к ситуациям повышенного риска /111, 152, 239/.
Феномен ОБЩЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Тема общения в контексте экстремальных условий среды или экстремальных состояний общающихся субъектов достаточно нова, если опираться на понятие «экстремальный» и чрезвычайно традиционна, если использовать понятия «стрессовый», «кризисный», «конфликтный», значение которых сегодня вписывается в широкое семантическое поле значений понятия «экстремальность».
В нашем докладе сделана попытка наметить возможные подходы в изучении феномена общения в экстремальных ситуациях, а также проанализировать результаты проведенного нами исследования стратегий преодоления в контексте проблем общения.
В соответствии с существующими подходами к изучению человека в экстремальной ситуации можно предполагать следующие направления возможных исследований общения в экстремальных ситуациях:
1. Интерпретация экстремальных ситуаций как ситуаций, вызывающих стресс. Здесь характер общения должен определяться фазой стресса и индивидуальными особенностями стресс-реакции. Так, например, Китаев-Смык, выделяя коммуникативный субсиндром стресс-реакции, говорит о существовании определенных стадий в межличностных взаимодействиях людей, попавших в ЭС: на первых этапах происходит «замирание», когда человек максимально сокращает общение, пытаясь сориентироваться в ситуации, эта стадия сменяется «личностной экспансией», когда каждый стремится показать себя в наиболее выгодном свете и занять определенный статус в новой группе; общение на дальнейших стадиях будет определяться позицией, которую займет индивид по отношению к группе: действовать в интересах коллектива или в личных интересах.
2. Ценностный подход: общение определяется отношением к ЭС, самоотношением, уровнями самоидентификации личности, особенностями угрожаемых ценностей. Ф. Филатов (2001) пишет о 2-х идеологиях, существующих в обществе по отношению к ЭС: идеология виктимности (восприятия себя как жертвы ЭС) и идеология преодоления (восприятие себя как активно влияющего на жизнь субъекта, а ситуации – как своеобразной жизненной задачи). Все больше фактов подтверждают зависимость реакций и поведения индивида в ЭС от его самоопределения в вышеупомянутой дилемме. Так, в одной из наших работ выявлены 3 группы лиц в зависимости от их отношения к экстремальной ситуации: тревожные (испытывают страх от ЭС), возбудимые (используют энергетические ресурсы ЭС), зрелые (используют ЭС как точку интенсификации личностного роста). Поведение и общение людей в ЭС детерминировано их принадлежностью к той или иной группе.
3. Реабилитационный подход: изучение особенностей общения людей с ПТСР и психогениями, психологическими травмами; дальнейшее развитие программ психокоррекционного (в том числе тренингового) воздействия на травматизированную личность с целью ее реабилитации. Работы Пушкарева А.Л. (2001), Зеленовой М.Е., Лазебной Е.О., Тарабриной Н.В. являются типичными примерами реализации такого подхода.
4. Личностно-типологический: изучение качеств личности и определяемых ими особенностей общения в ЭС; данное направление особенно актуально для психологов, работающих с контингентами профессионалов – экстремалов (личный состав подразделений МЧС, МВД, ОМОН, пожарников, альпинистов и т.п.); в этом направлении уже можно сформулировать и использовать некоторые закономерности. Так, например, Л. Шевчук (2001) упоминает о том, что после переживания ЭС офицерский состав преимущественно становится более открытым и анализирующим свои состояния и переживания, солдатский, наоборот – используя жесткие защитные реакции, отказывается от открытых контактов. В наших исследованиях при сравнении двух групп молодых людей (20 – 30 лет), одна из которых обладает опытом преодоления экстремальных условий, другая нет, выявлено, что в первой (экстремалы) больше субъектов, обладающих интернальным локусом контроля, в то время, как экстерналов больше во второй.
5. Ситуационный подход, развиваемый психологией ситуаций, рассматривает паттерны личностно-ситуационных взаимодействий в контексте жизненного пути, выявляя векторы личностного развития и определяемые ими стили личностно-ситуационного взаимодействия. Здесь можно строить типологию личностно-ситуационных реакций и соответствующих им стилей общения.
6. В рамках структурного анализа общения как деятельности можно выявлять особенности его информационной, интерактивной и перцептивной компонент, исследовать аспекты их изменения в контексте освоения личностью опыта ЭС (или ее профессионализации в этой области). Профессионалы – работники МЧС со стажем более 5 лет отмечают в качестве главной тенденции изменения общения в ЭС возрастание его четкости, однозначности, лаконичности; они же отмечают чрезвычайно богатый спектр индивидуальных стилей общения в ЭС у случайно попавших в нее непрофессионалов.
7. Анализ особенностей общения с точки зрения стратегий преодоления, т.е. поведения, избираемого личностью для того, чтобы «пережить» ЭС. Выполненное нами исследование выявило существенные различия между группами людей экстремальных профессий и обычных людей в паттернах распределения ведущих (выбираемых на 1-х местах) и редуцированых (выбираемых в последнюю очередь) поведенческих стратегий.
В целом группа обычных людей характеризуется неявностью, одинаковой вероятностью выбора большинства стратегий поведения в сложной ситуации. С наибольшей вероятностью ее участники прежде всего избирают стратегии «вступление в социальный контакт» и «манипулятивные действия»; высока вероятность избирания таких неоптимальных стратегий, как «асоциальные действия», «осторожные действия». Наименее эффективные стратегии «размазаны» по рангам выбора, т.е. могут с одинаковой вероятностью появиться как в начале, так и в конце избираемого ряда стратегий. Наиболее часто отвергаемая стратегия – «избегание» (пассивная).
Три наиболее эффективных стратегии лидируют в выборе участников группы экстремалов; редуцированными, выбираемыми в последнюю очередь оказываются негативные стратегии пассивности, асоциальности и агрессии. В целом группа характеризуется большей вероятностью преимущественного выбора эффективных стратегий и большей вероятностью отвержения негативных стратегий, они «оттеснены» в конец ряда выборов, что особенно хорошо заметно для стратегий избегания, асоциальных действий и чуть менее выражено для агрессивной стратегии. Наиболее отвергаемыми в этой группе являются агрессивная стратегия, асоциальная, импульсивная и стратегия избегания. Исследование позволило нам сделать вывод о том, что частое пребывание человека в моделируемых экстремальных ситуациях способствует формированию оптимального паттерна ведущих стратегий преодоления, характерного для зрелой развитой личности.
Исследования в каждом из перечисленных подходов, на наш взгляд, должны конструироваться для 2-х групп испытуемых: людей, имеющих опыт пребывания в ЭС и людей, не имеющих такового. Такое сравнение ярко выявляет особенности влияния фактора экстремальности на личность, и в частности, на ее возможности в межличностном общении. Так, в дипломной работе 2003 г. студента РГУ Срапьянца М. (руководитель Габдулина Л.И) показано, что для людей, обладающих опытом спортивных экстремальных ситуаций, более значимо осмысление настоящего и эмоциональная насыщенность текущего момента жизни; их главными терминальными ценностями являются наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь, свобода, развитие, красота, здоровье; и эти ценности активно ими реализуются. Они ответственны, правдивы в отношениях с окружающими, при этом стремятся отстаивать свое мнение, действовать решительно и добиваться продуктивности в делах. Их притязание невысоки, но адекватны. Они имеют более выраженную мотивацию достижения, не боятся ситуаций конкуренции, избегают непредсказуемых ситуаций. Они выбирают цели несколько выше средней трудности, успех в достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку; они эффективны в достижении своих реалистичных целей, стремятся к получению обратной связи о том, насколько успешно они действовали. Их самооценка реалистична и устойчива, успех оценивается ими как результат собственных усилий и способностей, неудачу они относят к стечению обстоятельств. Они не склонны к привычным действиям и стереотипизации своей жизни, наоборот, склонны к ее конструированию и творческому отношению к ней.
Итак, возможны различные подходы к изучению феномена общения в экстремальных ситуациях. Наиболее перспективными с прагматической точки зрения, на наш взгляд, являются ценностный, ситуационный подходы и анализ стратегий преодоления. Факты, установленные развивающими их авторами, убедительно показывают, что чем выше уровень личностного развития личности, тем менее особенности ее общения зависят от факторов экстремальности, тем более они определяются ценностнно-смысловым содержанием личности; и наоборот – чем инфантильнее личность, тем более ситуативны и непредсказуемы ее реакции (в том числе и в общении) в экстремальных условиях.
Раздел 9. Психологическая устойчивость и толерантность личности к экстремальной ситуации
Исследования негативного эмоционально-психического влияния ЭС на личность многочисленны и детализированы, чего нельзя сказать об изучении ее возможных позитивных последствий. При анализе работ, свидетельствующих об изменениях личности в ЭС в сторону ее гармонизации, совершенствования, развития, повышения социально-психологической адаптации, можно выделить несколько видов феноменов:
1. Социально-культурные стереотипы, выраженные в пословицах, поговорках, сказках: «Тяжело в учении - легко в бою», «Без туда не выудишь рыбки из пруда» и т.п. . Р. Дилтс и Дж. Кэмпбелл исследовали сходство мифов различных народов и обнаружили, что определенные темы повторяются во многих культурах и, по-видимому, являются объединяющими человечество вечными темами (Дж. Кемпбелл, 1997). Основная их них – «Путешествия героя» – последовательность событий, которые можно найти в мифах любой культуры: первое событие – это «призыв» – относится к идентичности, смыслу жизни или миссии. Герой может выбирать – принимать или не принимать призыв. Принятие призыва ведет к столкновению с границей возможностей существования или с картой мира. Пересечение границы – приводит на «новую территорию»; требует искать поддержки и руководства. Как естественный результат пересечения границы, происходит «столкновение с демоном», который не столько представляет зло, сколько просто определяет некоторый тип «энергии» или «силы», с которой надо столкнуться и научиться ею управлять. Часто Демон является отражением внутренних сомнений героя. Энергию демона можно преобразовать в ресурс, развивая особые навыки или находя особые ресурсы или инструменты. Таким образом, отозвавшись на призыв, человек выбирает путь и создает новую карту мира, что фактически и является моделью позитивного преодоления экстремальной ситуации.
2. Ритуалы инициации, использующиеся для фиксации изменения статуса человека или включения его в какую-нибудь общность (начиная от ритуалов инициации первобытных племен до современных «посвящений» новичков в моряки или в альпинисты). Смысл таких ритуалов заключается в том, что для того, чтобы стать другим, более совершенным, надо пройти серию испытаний и пережить символическую смерть для возрождения к жизни на новом уровне.