Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка
Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.
1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы
В группе психологов ответы отличались качественно. Только в этой группе мы встречаемся с пониманием экстремальных ситуаций как урока, вызова, испытания, а также наказания и возмездия. Среди вариантов конструктивного поведения названы: преодоление, изменение, развитие; деструктивного – тоска, зависть. То есть, речь идет о конструктивном использовании негативных переживаний и событий. В данном случае взгляд простирается шире, чем поиск способов спасения или минимизации потерь.
Если речь идет о внезапной угрозе жизни, то основная работа начинается тогда, когда физическая опасность уже позади, и, с точки зрения большинства, экстремальная ситуация уже преодолена. В этот момент работа заключается в рассмотрении экстремальной ситуации в другой плоскости: какой жизненный урок несет ситуация? Что необходимо поменять в наших представлениях о жизни, себе и других людях, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
В случае, когда экстремальная ситуация является продолжительной, или речь идет о кризисе (например, угроза войны) и необходимости выбора, который определит дальнейшее развитие ситуации, тем более важно принимать решения и совершать действия, исходя из сверхсмысла и сверхзначения, которые содержатся в любой ситуации, особенно, экстремальной.
Человек проявляется и развивается именно в экстремальных ситуациях, причём, как во внешнем плане, как на уровне действия и поведения, так и во внутреннем, на уровне эмоций, чувств, жизненных целей, ценностей, мировоззрения.
Каждый из нас в течение своей жизни сталкивался и будет сталкиваться с экстремальными ситуациями и краеугольный вопрос, какую из двух полярных стратегий реагирования на экстремальную ситуацию мы выбираем: боремся с ней, теряя силы, а иногда и жизнь или ищем возможности её преодоления, прежде всего, через внутренние изменения. И от того, как мы воспринимаем экстремальные ситуации, как действуем в них, выбираем и усиливаем разрушительную или ресурсную часть экстремальной ситуации, зависит как наша жизнь и судьба, так и наш вклад в судьбу человечества. Экзистенциальный смысл экстремальной ситуации в жизненном уроке, позволяющем человеку перейти на новый уровень развития. И тогда экстремальная ситуация станет не разрушением прошлого, а созиданием нового будущего.
Раздел 11. Развитие личности в экстремальной ситуации
Значение исследований развивающего влияния экстремальных ситуаций (в дальнейшем – ЭС) трудно переоценить. Они важны не только для разработки наиболее глубинных возможностей профилактики неблагоприятных психических последствий ЭС, но и для определения возможностей использования ее ресурсов в развитии личности. Практическая актуальность исследований подобного рода подтверждена существующим «социальным заказом» на формирование «культуры безопасности» личности, связанным с реальной ответственностью государства за жизнь и благополучие граждан (Ю.Л. Воробьев, 2003). Сегодня в психологии традиционные тренинги личностного роста получают существенное дополнение в виде технологий инициации развития личности в моделируемых экстремальных ситуациях.
Зрелость личности проявляется прежде всего в ее эмоциональной устойчивости, в то время как основным радикалом эмоционально незрелой личности является тревога. Умение использовать «энергетику» экстремальных ситуаций, предлагаемых нам жизнью, сродни искусству айкидо, основанному на практике применения энергии противника в своих целях. Обучение такому искусству может стать компонентом культуры здоровья – цикла знаний, необходимость освоения которых в рамках образовательных программ сегодня ясна всем. Такие знания, наряду с общими знаниями о механизмах формирования и развития индивидуального здоровья человека, становятся фактором его профессиональной эффективности и личной удовлетворенности жизнью.
Уже сегодня программы профилактики негативных последствий экстремальных ситуаций широко используются в таких профессиях, как спасатель, летчик, пожарный, работник МВД, и даже менеджер. Отмечаемая профессионалами ограниченность таких программ может быть устранена за счет введения технологий, теоретической основой которых служат знания о возможностях развития личности в экстремальной ситуации.
Кроме того, актуальный интерес общественного сознания к проявлениям такого личностного качества, как толерантность, развивается в практике толерантного отношения к миру и всему, что он нам предлагает. Зрелая личность проявляет себя в толерантности к предъявляемым ей экстраординарным событиям и явлениям.
Сейчас жизнь людей становится все менее устойчивой, все менее детерминированной. Возникает все больше ситуаций, в которых человеку ничто не подсказывает, как действовать и когда он должен принимать решение сам (Д.А. Леонтьев, 2001). И здесь существенной частью культуры человека становится его способность справляться с эмоционально-психологическими эффектами экстремальной ситуации, умение принимать взвешенные и оптимальные решения, способность быстро адаптироваться к незнакомым, жестким или пугающим ситуациям. Экстремальная ситуация часто приводит человека к границе жизни и смерти. Это сопровождается актуализацией глубинных сущностных составляющих нашего «Я». Человек проявляется и наиболее полно самоопределяется именно в ЭС, причем, как во внешнем плане, на уровне действия и поведения, так и во внутреннем, на уровне эмоций, чувств, жизненных целей, ценностей, мировоззрения.
Среди признаков экстремальной ситуации наиболее характерными являются: непосредственная угроза жизни либо безопасности субъекта, угроза его важнейшим жизненным ценностям; внезапность наступления; близость психофизиологических реакций индивида к адаптационному барьеру, необходимость отдельной деятельности субъекта по саморегуляции, отсутствие готовых стереотипов реагирования на ситуацию и субъективный событийный статус, придаваемый пережитой ситуации (Л.Р. Правдина, 2004). Субъективно-объективный характер признаков экстремальности, с одной стороны, свидетельствует о трудностях прогнозирования исходов личностно-ситуационных взаимодействий с экстремальной средой, а с другой, открывает возможности снижения неблагоприятного влияния экстремальности за счет целенаправленных изменений внутриличностных факторов. В представлениях об экстремальной ситуации, сложившихся в психологии, акцентируются негативные аспекты влияния этих ситуаций на человека (стресс, ПТСР, травма, дезадаптация, защитные стратегии поведения). В то же время в последнее время накапливается все больше свидетельств о позитивном влиянии сложных ситуаций на личность. Основные тенденции такого влияния – это: инициирование самопознания, совершенствование поведенческих стратегий, способности к трансцендированию, выходу за свои пределы, повышение социальной зрелости и адаптации личности; расширение личностных контекстов видения мира. Фактически все эти тенденции можно объединить одним понятием – личностный рост, прогрессивное развитие и совершенствование личности. Сегодня предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативности, предприимчивости человека, его возможности принимать адекватные решения в трудных ситуациях. Высокий уровень личностного развития является залогом возможности целенаправленного формирования психологического и духовного здоровья индивидуума.
Развитие личности
В рассмотрении проблемы развития личности выделяются два основных подхода: всевозрастной и когнитивно-феноменологический. Первый основан на идее о том, что развитие присуще всей человеческой жизни и включает в себя процессы, возникающие как с рождением человека, так и в более поздние периоды развития его личности. В понятие развития включается не только рост (приобретение), но и другие виды изменений. Развитие в данном подходе рассматривается как любое изменение адаптивных возможностей организма – как позитивное, так и негативное. Когнитивно-феноменологический подход предлагает рассматривать личность, ее изменения с позиций собственного внутреннего мира, «внутренней реальности». Авторы исходят из положения о том, что человек на протяжении всей жизни строит, перестраивает и достраивает глубоко личностную «теорию» мира, включая и его самоконцепцию. Лишь сам субъект в силах изменить свою «теорию», сделать ее более реалистичной, более соответствующией окружающей жизни.
С философских позиций развитие – это закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, «развертывание» до тех пор «свернутого»; выявление, обнаружение вещей, частей, свойств, состояний, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию. Биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма, социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности» в понимании Б.Г.Ананьева, персонологическая - приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Понятие «личностное развитие», развитие личности употребляется многими психологами при описании процессов личностной эволюции без специального определения. Ему соответствуют (являются аналогами) и используются как синонимы такие термины, как «социализация», «личностный рост», «психологический рост», «жизненный путь» «развитие потенциала личности». Идея развития личности – одна из ключевых в отечественной психологии (Г.М. Андреева, 2003). Личность понимается как становящийся активный социальный субъект, процессы развития и социализации взаимообусловлены, являются как бы двумя гранями одного и того же процесса. Развивающийся человек не просто усваивает новый социальный опыт, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
Социализация (социальное развитие личности) продолжается в течение всего жизненного пути индивида. Социализация есть изменение психики и формирование личности. В основе многочисленных теорий социализации лежит идея адаптации живых организмов к окружающей среде. В случае адаптации личности речь идет о разных уровнях среды – материальном, социальном, духовном. Рассматривая развитие личности как непрерывный процесс социализации, нельзя не вспомнить идею С.Л. Рубинштейна о жизненном пути человека, с одной стороны, как некоем целом, с другой – как ряде некоторых определенных этапов, каждый из которых может вследствие активности личности стать поворотным, радикально изменяя ее жизненный путь (С.Л. Рубинштейн, 1989). С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности. Так, американский социальный психолог Ч. Кули выдвигает теорию формирования личности посредством социального взаимодействия. Образ Я индивида – отражение того, как его воспринимают другие или того, как ему это представляется. В соответствии с концепцией Д. Мида, Я индивида формируется на основе оценки им своих субъективных переживаний с точки зрения своего сообщества. Теория социализации З. Фрейда исходит из того, что реакции людей на социальные ситуации могут быть неосознаваемыми, неконтролируемыми и некорректируемыми с их стороны. Э.Эриксон выделяет восемь стадий развития личности, каждая из которых характеризуется так называемым кризисом идентичности или изменяющимся определением своего Я.
Развиваясь, личность не только становится субъектом социальных отношений, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. В глобальном смысле социализацию можно представить как тройственный процессс адаптации, развития личности и отказа от наивных представлений о себе, мире, других людях. Социально-психологическими механизмами социализации признаются: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, имитация, стыд, вина. В общем в отечественной психологии до 90-х гг. социализация предстает как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек, сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем и в пожилом возрастах.
Традиционное в социально-психологической литературе определение социализации как усвоения личностью совокупности существующих в обществе социальных норм и правил претерпевает в последние два десятилетия определенное обновление (А.Г. Асмолов, 2001). Это происходит, во-первых, в связи с расширением представлений о психологических новообразованиях детства на современном этапе (как указывает И.Кон, в этом периоде сегодня идет формирование «недетских» способностей к осознанному выбору, личной ответственности, умению действовать в неопределенной ситуации). Во-вторых, стремительные изменения общества, задающие объективное отсутствие образцов для воспроизводства, превращают ситуацию изменения в сущностную характеристику современного мира, что требует с одной стороны социальной лабильности, а с другой – развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний стержень, который служит отправной точкой процесса личностного и социального самоопределения (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, 2001). Сегодня для подходов к изучению социализации характерно утверждение идеи о принципиальной непрерывности этого процесса, благодаря чему проблема непрерывно «мигрирует» из возрастно-психологического научного пространства в социально-психологическое. Становится очевидностью что основной формой социализации личности, ее существования является ее развитие (А.Г. Асмолов, 2001).
Наиболее радикально современные взгляды на процесс социализации личности описывает Асмолов А.Г. : «основанием и движущей силой развития личности является деятельность, в которой осуществляется социализация личности, в том числе – освоение заданных социальных ролей, культурных норм восприятия, мышления и поведения. Но ролевое поведение – это только начальная точка отсчета в этом процессе. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуациях выбора, личность заявляет о себе как индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклоненных и избранных альтернатив». В таком понимании термин социализация наполняется содержанием, аналогичным содержанию понятий «зановорождения» (М.А. Мамардашили, 1996), «жизнетворчества» (Д.А. Леонтьев, 2001). Сегодня на смену традиционному пониманию человеческого «Я» либо как некоего интегрирующего психические процессы начала, либо спрятанного под кожей индивида, либо выступающего как некая метафизическая инстанция, приходят представления о нескончаемой веренице рождения человека как личности в процессе его движения в системе социальных отношений, осуществляемого в деятельности и в общении. Таким образом, современное понятия социализации и развития личности имеют много общих точек соприкосновения. Следует подчеркнуть, что в контексте данной работы понятия «развитие личности» и «социализация» рассматриваются фактически как синонимы, что методологически вытекает из современного рассмотрения социализации как процесса совершенствования ценностно-смысловых уровней личности в простраивании и совершенствовании ее связей с другими, с миром, с собой.
Психотерапия и развитие личности. Психотерапевтическая практика, призванная поддержать человека в оптимизации его развития, в рамках каждой школы вырабатывает специфические представления о развитии личности. В психоаналитической традиции основной путь личностного развития понимается как освобождение от психотравмирующего, вытесненного в бессознательное материала, достижение способностей к сознательному управлению собой.
Аналитическая психотерапия К. Юнга понимает развитие личности как уравновешивание сознательных и бессознательных процессов и улучшение динамического взаимодействия между ними. Юнг рассматривает основные проблемы развития человека в аспекте высшей целостности, к обретению которой (часто неосознанно) стремится человек, которая бесконечно превосходит ограниченность индивидуального сознания. В глубинах коллективного бессознательного Юнг обнаруживает универсальную, общую для всех людей, интегрирующую структуру психики – Самость, центральный архетип целостности и порядка. Обретенная Самость - это примирение исконных внутриличностных противоположностей, интеграция сознательного и бессознательного, индивидуального и коллективного. Именно путь к ней является процессом индивидуации, процессом развития.