Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка
Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.
1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы
Большинство исследователей ЭС выделяют такой фактор, как неожиданность, внезапность наступления, отсутствие в социальном опыте личности готовых стереотипов реагирования на возникшие экстремальные обстоятельства /61, 237, 238/; обуславливающие необходимость выхода за пределы себя как единственный способ преодоления /25/, необходимость (иногда неосознаваемую) выбора неординарных стратегий преодоления, ярко проявляющую целостную субъективную позицию личности / 253/.
Часто именно экстремальную ситуацию человек называет «переломным моментом судьбы», после которого меняется весь жизненный путь: «Экзистенциальный смысл экстремальной ситуации в жизненном уроке, позволяющем человеку перейти на новый уровень самосознания и саморазвития» /61, С. 10/. Отчасти поэтому экстремальная ситуация обретает событийный статус в жизненном пути личности – будь это катастрофа, личная драма или уникальное приключение; таким образом, событийный статус ситуации на жизненном пути личности может выступать в качестве фактора экстремальности ситуации.
Также ее фактором может служить направленность саморегуляционных процессов /91/. С различной степенью осознанности человек разделяет имеющийся у него энергетический ресурс на внешние (изменение среды) и внутренние (изменение себя) процессы. В обычных условиях активность, связанная с регуляцией своего состояния, минимальна и маскируется внешней активностью. По мере повышения субъективной сложности ситуации человек остается в состоянии выполнять только одну деятельность. Так, деятельность по саморегуляции, превращенная в самостоятельную психическую активность со своим мотивом, целью, представлением о результатах, может в определенной мере служить признаком ЭС.
В работах А.Г. Погорелова, А.М. Столяренко предпринята попытка выделить понятие «экстрем» /188/ или «экстремальность» /239/, которое, по мысли авторов, характеризует аспекты взаимодействия личности и ситуации. А.Г. Погорелов понимает его как фактор, описывающий результат взаимодействия экстремальных параметров среды и характеристик личности, как диспозиционное отношение между экстремальной средой и личностью. А.М. Столяренко описывает экстремальность как «показатель особого состояния системы «человек в ситуации», изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком» /239, С.47/.
Таким образом, экстремальная ситуация есть результат активного взаимодействия субъекта со средой, характерзующийся: объективной угрозой жизни, здоровью, ведущим жизненным ценностям субъекта; внезапностью наступления; необходимостью резкого выхода субъекта за пределы нормы привычных действий и операций, близостью адаптационного барьера; необходимостью деятельности по саморегуляции; событийным статусом данной ситуации на жизненном пути личности.
Внутри категории экстремальных ситуаций многие исследователи пытаются ввести некоторую классификацию, разделяющие внутренние или внешние причины возникновения экстремальности. Изученные работы позволили обобщить данные по таким классификациям /Приложение 1/. В большинстве непсихологических классификаций /пп. 1 - 7 таблицы/ преобладают ситуационные признаки (например, характер или распространенность последствий ЭС), в то время как психологи сосредотачивают свое внимание на внутренних аспектах ЭС, таких, например, как уровень трудности или степень вызываемых ситуацией стрессовых явлений /пп. 8 – 15/.
Таким образом, теоретический анализ, проведенный в данном разделе, позволяет нам заключить, что внешнесредовые и внутреннепсихологические условия ситуации необходимо рассматривать взаимосвязано, как личностно-ситуационное взаимодействие, особенности которого и придают ситуации статус экстремальной. Концепт «экстремальная ситуация» является родовым, объединяющим понятием для целого класса ситуаций; рабочее определение такой ситуации включает ряд внешних и внутренних признаков. Принадлежность ситуации к классу экстремальных можно определять как по этим признакам, так и по наличию фактора экстремальности (экстрима) - диспозиционного отношения между средой и личностью, изменяющимся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком.
Раздел 4. Экстремальная ситуация в представлении «наивного наблюдателя»
«Наивный наблюдатель» - понятие, используемое в психологии для указания на человека, не отягощенного специальными психологическими или философскими знаниям, просто человека с улицы: нашего современника, любого, с кем мы можем поболтать. Наивный означает простодушный, неопытный, неосведомленный; а совсем рядом в словаре Ожегова находится слово наитие – внезапно пришедшая мысль, вдохновение. Интересно задуматься, так ли уж наивен пресловутый «наивный наблюдатель»?
Анализ представлений современников об экстремальных ситуациях позволяет судить о степени их экстремальной компетенции, соответственно, готовности/неготовности к встрече с экстраординарностью. Последняя, как единодушно признают психологи, социологи и философы, становится единственной стабильной характеристикой все более нестабильного мира. В конечном итоге такой анализ позволяет судить, нужна ли нашему современнику специальная экстремальная подготовка и какого рода она должна быть?
Какова экстремальная подготовленность нашего сверстника и собеседника? В течение 2-х лет я проводила опросы студентов психологического факультета РГУ, студентов специальности «Защита от чрезвычайных ситуаций РГСУ», студентов спецфака «Психология здоровья» с целью выявления их представлений об экстремальных ситуациях (в дальнейшем – ЭС).
Значение этого понятия раскрывается прежде всего через выстраеваемый респондентом ассоциативный ряд. Большинство опрошенных акцентирует во-первых, значения, связанные с ощущениями опасности, угрозы; во-вторых, значения, связанные с неопределенностью, необычностью и переживаемым в этой связи чувством возбуждения, повышенной энергетики; в – третьих, значения, связанные с ресурсами, необходимыми для преодоления ЭС, либо с позитивными изменениями, которые могут произойти в личности после переживания ЭС:
1) опасность, угроза, тревога, страх, паника, бедствие;
2) риск, необычные ощущения, азарт, стресс, волнение, адреналин, спорт, неконтролируемость, острые ощущения, неожиданность, стихия;
3) изменение мировоззрения, растерянность, пустота, жизнь, интерес, стремление, достижение.
И если количество респондентов, выдающих ассоциативную продукцию по первому и второму типам, достаточно велико, то количество респондентов, дающих ассоциации по третьему типу, относительно мало. Можно полагать, что мы видим смешанный эффект влияния двух тенденций – биологически врожденного типа реакции на опасность и усвоенных социальных установок из доступной данному респонденту области социальных представлений об экстриме.
Биологически врожденная реакция на опасность, как описано В.А. Петровским, встречается 2-х типов: реакция избегания опасности, наблюдаемая в защитных рефлексах и реакция притяжения к опасности (ориентировочный рефлекс). Социальные представления, как показано нами, также образуются под влиянием трех тенденций: 1) интерпретация средствами массовой информации ЭС как бедствия, катастрофы; 2) интерпретация СМИ ЭС как интересного приключения; 3) культурно-христианская традиция интерпретации ЭС как возмездия и испытания, преодоление которого приводит к одухотворению и совершенствованию личности.
Почему сейчас актуальна эта тема? Большинство респондентов выстраивает следующую логическую цепочку в ответе на данный вопрос: «Мы живем в очень нестабильном мире. Нестабильность часто спровоцирована амбициями людей, их стремлением к большим достижениям, входящим в противоречие с их реальными возможностями, ресурсами разума, ответственности и нравственности. Нестабильность также проявляется в серьезных климатических катаклизмах. Никто от нее не застрахован, поэтому велика вероятность попадания обыденного человека в ЭС, каждому необходимы знания по психологии безопасности; тренинг установок и поведения в ЭС, опыт экстремального спорта как опыт облегченного (смоделированного) экстремального события».
Личный экстремальный опыт. 10 % респондентов сообщают об отсутствии личного экстремального опыта. Остальные называют следующие ситуации – самые экстремальные из личного опыта: травмы, сотрясения мозга; травмы близких, попадание в аварию; экзамены, падение, заблудился в лесу, тонул, вызовы к начальству, разборки с незнакомцами; прыжок с парашютом, землетрясение, автомобильная авария, опыт экстремального спорта (прыжок с парашютом, скалолазание, прыжок с моста, катание на лошади), расставание с любимым человеком, родительское наказание, провал на вступительных экзаменах, попытка вступить в единоборство с грабителем.
Что помогает справиться со сложной ситуацией? Здесь уместно будет привести выдержки из ответов:
- Родные, кто ждал меня дома; мое будущее, мои мечты…
- Вера в то, что еще можно что-то исправить….
- Очень большую поддержку я получила от близких, от моей семьи…
- Когда понесла моя лошадь, я стала мысленно со всеми прощаться и прощения просить. И тут на пути моей лошади попался рассыпанный овес, она встала как вкопанная.
- Экстремальная деятельность основывается не на угрозах, а на любви, на той радости, которую испытывает человек, преодолевающий свой страх, на осознании выполненного долга и общественной пользы от своих действий.
- Помогают психотехнологии: дыхание, якорение, аутотренинг.
- Отбросить эмоции и собраться с мыслями.
- Удача; опыт, спорт, предельная концентрация, сила воли, сознание долга; пример спокойного поведения близкого человека; обращение к высшим силам: молиться и просить прощения….
По мнению бойцов ПСС, преодолеть тяжелые состояния после взаимодействия с экстремальной средой помогают, в порядке убывания значимости:
1. Общение с друзьями
2. Алкоголь
3. Поддержка семьи
4. Секс
5. Баня
6. Природа
7. Спортивный досуг
8. Физическая работа
9. Музыка, чтение книг, кино
10. Посещение различных увеселительных заведений
Что меняется после переживания ЭС?
- Ничего не меняется (7%)
- Приобретается опыт, знания и алгоритмы;
- Улучшается здоровье; вера в себя, самоуважение, снижаются болезни.
- Учусь радоваться, понимать что надо делать усилия для преодоления; возникает закалка к бедам, лучшее знание себя, совершенствуется умение настраиваться…
- Если бы в моей жизни не было экстремальных ситуаций, я росла бы как растение, ничего не зная и не имея опыта жизни. Испытания нам даются такие, какие мы можем выдержать. Экстрим меня учит и дает жизненный опыт.
- Происходит своего рода компенсирование – замещение чувства собственной слабости и уязвимости чувством превосходства. Опыт преодоления чрезвычайно полезен: сняв парашют, я вышла из жизни победителем.
- Появляется возможность подняться над случайностью или пассивностью своего существования. Обыденная жизнь становится слишком затхлой. Вы празднуете победу над смертью. В этом состоянии у человека обостряются все чувства и ощущения. Вы нежно любите людей, разделяющих с вами эти моменты….
- Прыжок с парашютом: боязнь и чувство страха прошли после показа сертификата родственникам и, как ожидалось, грандиозного скандала, а чувство моей состоятельности пусть даже в этом маленьком смелом поступке останется на всю жизнь.
- Я научилась в любых ситуациях не опускать руки… У меня появилась вера в себя. Я на многие вещи смотрю проще и не раздуваю из мухи слона. Если солнышко в сердце будет светить, никакие «овраги» не заставят заблудиться, потеряться и опустить руки…
- После кражи сумки я извлекла большой урок: нельзя оставлять свои вещи без присмотра. После экстремальных ситуаций многое начинаешь ценить и оценивать вещи по-другому.
- Я бы назвала экстрим «шагов в эволюции каждого человека».
- Я даже рада, что пережила ужас разлуки, потери самого драгоценного для меня человека… Эта ситуация многое поменяла в моей жизни, научила уважать близких людей, считаться с их желаниями, интересами, ценить их доброту и заботу, научилась отвечать взаимной заботой, спокойно разрешать конфликты. Я поняла, что нужно ценить жизнь, каждую минуту наслаждаться тем хорошим, что она нам дает, радоваться тому, что раньше казалось само собой разумеющимся…Я поняла, что полезно иногда забывать о своей гордыне.
- Чем сложнее выпали на нашу душу испытания, тем больше радость от успешного прохождения их.
- Анализ нападения позволил понять, что весь день я чувствовала себя жертвой:конфликт дома, отказ в приеме на работу, бросил молодой человек… Моя виктимность притянула нападавшего. Да еще я в таком состоянии пошла через темный переулок!
Нужен ли нам экстрим сегодня?
- Мне нужен!!! Экстремальные виды спорта связаны с проникновением человека в сферы, недоступные ему по определению. Мы биологически не приспособлены для полетов, пребывания на глубине, ледолазания и т.п. В подобных условиях наш организм испытывает мощный стресс, переживает витальную угрозу, и вместе с тем, упоительное чувство овладения миром, преодоления собственной природы.
- ЭС как социальная практика очень нужна сегодня, поскольку в реальной жизни диапазон ЭС очень велик: от насилия и уничтожения до экстремизма.
- Профилактика ЭС сегодня необходима: во-первых, это востребованный в нестабильном мире навык, во-вторых, это оздоровление человека на всех его уровнях: физическом, психологическом, социальном, духовном…А в третьих – ЭС – это момент стимуляции личностного развития.
- Необходимо вести просветительсую работу, обучая людей использовать позитивную энергию экстремальных событий.
- Я рассматриваю ЭС как толчки к развитию, к переходу на новый уровень.