Психология экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка

Описание

Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.

Содержание

1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уч. пособ Психол ЭСправдина васильева.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Поэтому можно говорить о том, что экстремальные увлечения являются своеобразными социореабилитационными (термины В.Э. Чудновского) и социопрофилактическими факторами, реализующими «прививку» экстремальности в локальных и контролируемых вариантах. Фактически такие «приключения» совершенствуют экстремальную подготовленность и экстремальные способности личности, все более востребованные в современном мире. Экстремальная подготовленность и лежащая в ее основе развитая способность к мета-адаптации (приспособленность, умение быстро и эффективно разворачивать любой комплекс требуемых ситуацией адаптационных процессов) является одним из факторов повышения личной безопасности в современном неспокойном, нестабильном, изобилующем экстремальными происшествиями мире.

Описанные выше как феномены, сопровождающие развитие личности, здесь наблюдаются те же явления и процессы: возрастание личностной автономии, веры в себя, выход на новые уровни осмысления реальности, интеграция, становление личностной идентичности, расширение возможностей самопознания, способностей к трансценденции, развитие осмысленности жизни, повышение экзистенциального тонуса и доверия к миру. Позитивные личностные изменения в ЭС аналогичны изменениям происходящим в личности в процесс ее развития. Таким образом, экстремальная ситуация действительно в некоторых случаях может быть рассмотрена как своеобразный «катализатор личностного развития».

Однако этот вывод до последнего времени являлся чисто теоретическим, т.к. исследований, фиксирующих реальное возрастание, например, степени осмысленности жизни или развития личностной идентичности, в психологической научной литературе практике не было.

Для респондентов, представлявших ЭС прежде всего как  «приключение», наиболее актуальный жизненный мотив можно описать как стремление к развлечению, получению удовольствий, поддержанию возбуждения, самоутверждению. Для тех, кто прежде всего акцентировал представление об ЭС как об «опасности» актуальный мотив – самозащита, обеспечение собственной безопасности; для представлявших ЭС прежде всего как «испытание» - саморазвитие, самореализация. В конце концов разница в этих представлениях предопределила разные внутриличностные изменения у представителей трех выделенных групп в ЭС.

Представления об экстремальной ситуации как о приключении оказались характерны для людей с противоречивыми частными самооценками, целеустремленных самоуверенных, общительных, с невысокой степенью осмысленности жизни, предпочитающих в стрессовых ситуациях импульсивные, манипулятивные стратегии и стратегию «поиск поддержки». После переживания ЭС для них было характерно: повышение степени осмысленности жизни, интернальности и удовлетворенности самореализацией при разнонаправленных, не имеющих четко выраженной тенденции изменениях частных самооценок; неадекватный рост самоуважения («Я – герой»), ухудшение самочувствия и настроения.

Представления об экстремальной ситуации как об опасности оказались характерны для людей с противоречивыми частными самооценками, тревожных, астеничных, с невысокой степенью осмысленности жизни, предпочитающих в стрессовых ситуациях стратегии осторожных действий, избегания и стратегию «поиск поддержки». После пребывания в экстремальной ситуации для них было характерно: повышение степени осмысленности жизни, целеустремленности, интернальности при опять-таки разнонаправленном изменении частных самооценок и ярко выраженном снижении самоуважения, возрастании тревожности.

Представления об экстремальной ситуации как испытании оказались присущи лицам, обладающим позитивной самооценкой, развитой социальной идентичностью и высокой степенью осмысленности жизни. Они предпочитали  просоциальные и ассертивные стратегии преодоления. После пребывания в ЭС для них оказалось характерно: повышение степени осмысленности жизни, целеустремленности, удовлетворенности самореализацией и изменение интернальности в сторону нормы; равномерное по всем шкалам повышение самооценок и улучшение самочувствия.

   Таким образом, для всех испытуемых было показано развитие степени осмысленности жизни при переживании ЭС, но в зависимости от типа отношения к ЭС такое изменение характеризовалось либо адаптивными, либо дезадаптивными изменениями в Я-концепции. Однако степень осмысленности жизни, измеряемая с помощью опросника СЖО (Д.А. Леонтьев, 1991) и субъективных оценок, безусловно, возрастала всегда, что явилось впервые полученным экспериментальным подтверждением развивающего влияния ЭС на личность. Таким образом, основной тенденцией динамики социально-психологических характеристик в моделируемой экстремальной ситуации является типичное для лиц с разными особенностями представлений об экстремальной ситуации возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности, интернальности. Экстремальные условия актуализируют процессы самопознания, саморефлексии, самооценивания, осмысления жизни и переструктурирования ведущих мотивов поведения. Именно этими процессами объясняется зафиксированная в ЭС динамика большинства социально-психологических характеристик личности. Ситуация вообще, а тем более экстремальная, может являться пусковым моментом изменения, перестройки личностной структуры ценностных и смысло-жизненных ориентаций в процессе социализации, одновременно являясь средством познания мира; она актуализирует проблему выбора в силу своей неопределенности и невозможности уклонения для субъекта, заставляя осознавать свою реальную ценностную структуру, совершенствовать ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 14. Система профилактики посттравматических стрессовых расстройств

 

Разработано много средств и методов коррекции острых и посттравматических стрессовых расстройств, и в то же время  очень мало – систем профилактики.

Необходимо прежде всего выделить несколько теоретически обоснованных направлений такой профилактики. Во-первых, общепринятая концепция адаптационного барьера заставляет нас обратить внимание на развитие различных ресурсов здоровья человека: как на биологическом, так и на социально-психологическом уровнях. Процесс оздоровления  - это, собственно и есть процесс развития, накопления и совершенствования различного рода потенциалов. Конкретные направления и технологии такого  развития удобно представить в виде таблицы:

Уровень

здоровья

Направления

развития аддаптац. ресурсов

 

                      Методы развития

 

Примечания

Физиологический

Физические тренировки, здоровый образ жизни

Технологии развития основных физических качеств; методы здорового питания, закаливания, культура сексуальных отношений, преодоление вредных привычек, оптимизация режима труда и отдыха, освоение дыхательных комплексов

Такого типа комплексные программы оздоровления получили название «Wellness»

Психологический

Совершенствование познавательных процессов, оптимизация состояний, коррекция свойств

  Методы развития памяти, внимания, мышления (в том числе интуитивного), волевых процессов,  тренировка основных мыслительных процессов, освоение алгоритмов ситуационного анализа, психотерапевтические методы коррекции акцентуаций характера, методы саморегуляции.

Наиболее  разработаны – методы саморегуляции (дыхат. комплексы, аутотренинг, релаксационные методы)

Социальный

Развитие коммуникативной компетентности  и укрепление социальной идентичности

Социально-психологические тренинги, освоение новых социальных ролей, разработка и реализация социальных проектов; в организации - совершенствование корпоративной культуры, укрепление командного духа.

Тренинги коммуникативных навыков, освоение  социальных технологий, team-bealding

Духовный

Совершенствование ценностно-смысловой сферы

Освоение методов медитации, настроев, молитвы и т.п.

Практика жизни; тренинг толерантности к ЭС

 

Второй путь профилактики  неблагоприятных последствий ЭС – совершенствование психологических навыков противостояния экстриму. Это возможно в рамках индивидуальной саморазвивающей работы, под руководством  психотерапевта или тренера на тренингах, связанных с ЭС.

Третье направление профилактики – приобретение опыта переживания экстремальных ситуаций. Для профессионалов существуют программы подготовки в условиях, максимально приближенных к «боевым»; прочие же могут подвергнуть себя испытанию в физических нагрузках (которые тоже являются стрессом для организма), спортивных состязаниях, или программах досугового экстрима (в экстремально-приключенческом туризме человек сталкивается с моделируемыми ЭС и в облегченных условиях получает опыт совладания, осуществляя т.н. «прививку экстремальности»). Здесь имеет место развитие т.н. экстремальной подготовленности личности, благоприятно сказывающееся на формировании психологической устойчивости любого человека.

 

Современные психотехники саморегуляции  в экстремальных ситуациях

Саморегуляция – важнейшее направление развития стресс-толерантности. Фактически способность к саморегуляции можно развивать не только с помощью техник эмоционального уровня; но также с помощью технологий когнитивной (изменение установок и представлений), экзистенциальной (развитие способностей к распознаванию смысловых планов реальности) и поведенческой психологии (развитие опыта оптимальных стратегий преодоления). Каждая сфера психики может делать свой вклад в преодоление стресса, и каждая развивает способности к саморегуляции. Ресурсы когнитивной заключаются в понимании причин трудностей, осмыслении, построении, уточнении образа ситуации и включении его в целостные представления субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с окружением. Способность к когнитивному переструктурированию жизненной ситуации позволяет чувствовать себя в большей ответственности за свои поступки и решения, полнее ощущать осмысленность жизни и быть более удовлетворенным ею. К ресурсам эмоциональной сферы относится осознание и принятие  своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлимыми формами проявления чувств, снятие эмоционального напряжения, контроль динамики переживания – устранение застреваний, неполного отреагирования, зацикливания. Ресурсы поведенческой (и деятельностной) сферы гармонизации настроения  заключаются в перестройке поведения, в изменении целей, задач, стратегий, планов, режимов деятельности.

Разделение единого процесса преодоления трудностей по перечисленным руслам в немалой степени условно. Например, «переживание», занимающее центральное место во внутренней картине преодоления критических ситуаций, не удается отнести к какой-либо сфере психики. Это работа по перестройке всего психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение общей осмысленности жизни (Василюк, 1984). Фактически, правильно организованное переживание - это тоже техника саморегуляции.

По нашему мнению, все многообразие  технологий саморегуляции можно классифицировать по двум ведущим типам:

1. Технологии «срочной саморегуляции» - те приемы и методы, которые позволяют в реально происходящей ситуации оперативно отрегулировать, откоррективровать эмоциональное состояние. К ним можно отнести:

- «Усиление осознавания», или техника «тотального контроля разума»,   разновидностью которой является техника «Резиновое время». Она применяется при обучении полицейских США, летчиков, менеджеров, спасателей.

- Дыхательные технологии саморегуляции. Так, техника «Дыхание шариком» профессора Х. Херминсона из Новой Зеландии предназначена для снятия страха и перенесения из негативного буду­щего в настоящее. Этой технике он научил известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест;

- Самовнушение;

- Частичная психофизическая релаксакция;

- Техника снятие напряжения в 12 точках;

- Техника отвлечения внимания;

- Техники визуализации;

Второй тип технологий – методы  развития способностей к саморегуляции, которые предполагают длительное совершенствование навыков, занятие по специальным программам для достижения новых психофизиологических и эмоционально-волевых уровней саморегуляции. Это:

- Тренировка поведения в экстремальных условиях; (разновидности -  технология «ситуативно-образной психорегулирующей тренировки», метод СОЭВУС (словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием);

- Техника «диссоциации с ситуацией»; 

- Тренинг саморегуляции (классический  аутотренинг (методика Шульца), релаксационные технологии, психофизическая тренировка; различные способы формирования «ресурсных состояний» и  «внутренних убежищ»;

- Когнитивные технологии (расширение представлений; обучение ситуационному анализу). Все когнитивные приемы призваны минимизировать фактор неизвестности, составляющий один из существенных факторов дестабилизации состояния в стрессе.

- Приемы расширения ресурсов здоровья;

- Поведенческие технологии (репетиции правильного поведения);

- Технологии создания ресурса позитивных эмоциональных переживаний;

- Технологии развития самоотношения;

- Медитации.

И, наконец, последние из предлагаемых технологий – тренинговая работа на уровне ценностно-смысловой сферы личности, обучение опыту видения второго плана реальности – смыслов всего происходящего.

Применение вышеописанных методов саморегуляции требует предварительного обучения. Возможно, именно сегодня жизнь ставит нас  перед необходимостью формирования в каждом человеке новых аспектов культуры здоровья – культуры преодоления экстраординарных ситуаций.  Внедрение  профилактических программ подготовки к  ним  не только в практику профессий, связанных с риском, но и в практику высшей школы будет способствовать повышению культуры здоровья, культуры личной безопасности будущего специалиста.

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций