Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка
Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.
1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы
- уважать потребность членов семьи в уединении и собственном переживании горя;
Что вы можете сделать для себя:
- помнить, что вы переживаете нормальные реакции на ненормальные обстоятельства;
-позвольте себе страдать. Вы страдаете от потерь, и это правильно - переживать от утраты. Вы не сможете найти и сохранить утраченное, если не осознаете его значения;
- когда вы чувствуете себя плохо, напомните себе, что вокруг вас тоже страдают;
- постарайтесь регулярно питаться, использовать хорошо сбалансированную пищу и давать себе отдыхать;
- избегайте просмотра возбуждающих программ, кинофильмов с насилием или убийствами; музыки, представлений или ситуаций, которые усиливают беспокойство;
- физические упражнения могут помочь ослабить стресс. Чередование интенсивных нагрузок и расслабления поможет решить физические проблемы;
- овладейте методами управления напряжением: релаксацией, аутогенной тренировкой;
- обучитесь методам, способствующим достижению полноценного отдыха во время сна;
- говорите с людьми. Разговор - средство лечения;
- принимайте поддержку от тех, кто вас любит, от друзей и соседей. Люди заботятся о вас;
- не надо ничего немедленно изменять в жизни. В периоды выраженного стресса все мы склонны к ошибочным суждениям;
- будьте добры к себе;
- регулярно встречайтесь со специалистом (психолог, врач) или "группой поддержки";
- обращайтесь за помощью, когда это необходимо.
Психологическая подготовка детей к экстремальным ситуациям
В критических ситуациях решающая роль принадлежит моральной закалке и психологической готовности. Они определяют способность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в решающие моменты. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы и их трагические последствии требуют от взрослых и детей самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности.
Чтобы ослабить негативное воздействие на детей трагических событий, нужна целенаправленная психологическая подготовка, основными направлениями которой являются:
• обучение детей поведению в условиях чрезвычайных ситуаций;
• физическая подготовленность (занятия спортом) повышает устойчивость к психическим травмам;
• воспитание чувства долга и ответственности, коллективизма и взаимовыручки;
• выработка умения предвидеть возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и избегать попадания в них;
• подавить чувство страха;
• составить план и последовательность действий;
• начать действовать точно, быстро и решительно.
ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
При стихийных бедствиях и катастрофах особое значение приобретают психогенные расстройства, которые могут повлечь за собой развитие психических заболеваний, пограничных состояний, стать провокаторами различных хронических заболеваний (эпилепсия, сахарный диабет и т. д.), повлиять на дальнейшую жизнь ребенка.
Физиологические
и психологические расстройства
при экстремальных ситуациях
Реакции в ответ на различные экстремальные ситуации могут быть физиологическими, патологическими психогенными, психогенными невротическими или проявляться симптомами реактивных психозов(таблица 8).
Наряду с психическими расстройствами у детей могут отмечаться и физиологические — тошнота, головокружение, учащенное мочеиспускание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), тремор (дрожание всего тела, рук), обмороки, измененное восприятие пространства, искаженное восприятие расстояний между предметами, их размеров и формы.
Встречаются кинестетические иллюзии (ощущения качающейся земли, полета, плавания).
Обычно эти переживания развиваются при землетрясениях и ураганах. Например, после смерча пострадавшие дети делятся со взрослыми своими ощущениями по поводу действия непонятной силы, которая их «как будто тянет в яму», «толкает в спину», они «сопротивлялись этому», хватались руками за различные предметы, стараясь удержаться на месте.
В дальнейшем могут отмечаться расстройства сна (трудность засыпании, ночные кошмары), беспокойство, чувство эмоционального напряжения.
Воздействие химического и биологического оружия, излучения способствует развитию умственной и физической утомляемости, нарушению памяти и сна, колебаний настроения.
Наиболее разрушительной силой обладает терроризм, способный вызвать физическую и психическую травму.
Таблица 8
Психогенные расстройства,
наблюдаемые при опасных для жизни ситуациях
во время и после стихийных бедствий и катастроф*
Реакции и психогенные расстройства | Клинические особенности |
Физиологические ситуации | Эмоциональная напряженность, сохранена оценка происходящего и способность к целенаправленной деятельности |
Психогенные патологические реакции | Истерика или апатия (безразличие), депрессия (уныние, снижение аппетита, подавленное настроение), снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности |
Психогенные невротические состояния | Усиление психогенных патологических реакций (истерии, апатии, депрессии), появление навязчивых состояний (движений, мыслей), утрата понимания происходящего и возможностей деятельности |
Реактивные психозы | Выраженные нарушения психики — аффективно-шоковые реакции, нарушения сознания с возбуждением или заторможенностью, депрессия, истерия, псевдодеменция (невозможность назвать свое имя, день рождения, перечислить имена родных, воспроизвести алфавит, произвести счет) |
* Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина.
1993.
Проявления стресса
Страх, физическая травма — факторы стресса. Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает физиологические изменения (повышение артериального давления, усиленное потоотделение, одышка).
Эти изменения, согласно учению канадского ученого Ганса Селье, называются «общим адаптационным синдромом» (ОАС).
Общий адаптационный синдром включает три стадии:
• мобилизация;
• сопротивление;
• истощение.
В стадии мобилизации стрессовый фактор вызывает тревогу, мобилизацию организма, подготовку к срочной защите жизни и здоровья: возникают тахикардия, повышение артериального давления, прилив крови к мышцам.
Стадия сопротивления наступает после того, как опасность минует. Организм обладает способностью переносить действие стрессовых факторов в течение длительного времени.
Стадия истощения: сильный стресс или длительно действующие стрессовые факторы истощают организм в связи с потерей энергии. О стадии истощения свидетельствуют такие симптомы, как нервозность, тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, беспомощность, головные боли, нарушение сна и аппетита, слабая иммунная защита.
Стресс и возраст
Дети, как и взрослые, отвечают на стресс по-разному. Реакция зависит от воспитания, мировоззрения, уровня физической подготовки, возраста. Так, психологи выделяют следующие возрастные кризисные периоды развития детей и подростков:
• кризис 1 года;
• кризис 3 лет;
• кризис 7 лет;
• кризис 11 лет;
• кризис пубертатного периода (16—17 лет).
В каждый период развития ребенка могут происходить гуморальная (гормональная) перестройка, смена мировоззрения. В указанные периоды дети наиболее ранимы и подвержены воздействию стрессовых факторов, стадия мобилизации общего адаптационного синдрома короче, а стадия истощения наступает быстрее.
Стрессом можно управлять. Так, в подростковом периоде должны формироваться самосознание, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, жизненные интересы. Для реализации этих задач необходимо научить подростков управлять своей психикой и поддерживать стресс на оптимальном уровне. Это поможет им выстоять в любой экстремальной ситуации.
Чтобы справиться со стрессом, необходимо:
• стараться быть оптимистом: как только нахлынут мрачные мысли, постараться переключиться на что-то хорошее, что поможет видеть жизнь в светлых тонах;
• постоянно убеждать себя, что только ты сам отвечаешь за свое эмоциональное и физическое благополучие;
• регулярно заниматься физической культурой;
• ставить перед собой посильные задачи, реально смотреть на жизнь, не ждать от жизни слишком многого, не брать на себя невыполнимые обязательства;
• научиться твердо говорить «нет»;
• уметь радоваться каждому мгновению жизни;
• правильно питаться, соблюдать режим дня, высыпаться. Сон и правильное питание играют важную роль в преодолении стресса;
• противостоять вредным привычкам.
Психотерапевтические методики для детей
Переживания страха оказывают чрезвычайно негативное воздействие на психику, поэтому страхом нужно учиться управлять.
Техники управления страхом
I. Десенситизация (разработана Уолпом в 1969 г.). Направлена на снижение чувствительности к ситуации, которая вызвала страх, и обучение релаксации (расслаблению).
Сначала пациента обучают приемам расслабления мышц лица, шеи, тела. Когда вырабатывается способность к полному мышечному расслаблению и пациент находится в этом состоянии, он должен представить ситуацию, вызвавшую страх. Данную процедуру повторяют до тех пор, пока ребенок, не научится полному расслаблению в момент мысленного «прокручивания» пугающей ситуации.
П. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить травмирующее событие, в ходе которого он переживает экстремальный страх или тревогу.
III. Моделирование — наблюдение за опытом чужого переживания. Ребенку нужно продемонстрировать модель бесстрашного поведения в ситуациях, которые его испугали и воспоминания о которых будут пугать его в дальнейшем. Именно этой техникой, сами того не подозревая, родители, когда показывают ребенку пример бесстрашия, демонстрируют ему, каким образом следует реагировать на опасность и противостоять ей.
IV. Техника взаиморегуляции эмоций. Как любая эмоция, страх может ослабнуть или отступить под воздействием другой эмоции, злости, гнева.
Бывают ситуации, когда с последствиями экстремальных ситуаций (например, тяжелые психические расстройства и заболевания) может справиться только врач, а родителям и родственникам ребенка справиться трудно.