Психология экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка

Описание

Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.

Содержание

1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уч. пособ Психол ЭСправдина васильева.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Как правило, одним из этапов коррекции психических рас­стройств и психической реабилитации является психотерапия.

Основные методы психотерапии следующие:

• индивидуальный, включающий в себя изучение личности ре­бенка, помощь в разрешении психотравмирующей ситуации, изменение отношения, коррекцию поведения, что улучшает са­мочувствие;

•   групповой — обучение детей сплоченности, взаимопомощи;

•   семейный — лечение и восстановление за счет применения определенных взаимоотношений внутри семьи;

•   рациональный — логическое переубеждение, обучение пра­вильному мышлению, разъяснение, ободрение и отвлечение пациентов;

•  внушение;                                                                                                                                                                                                                                                 •  самовнушение — проводится перед засыпанием или пробужде­нием путем многократного (до 30 раз) автоматического повто­рения одной и той же формулы, Отражающей содержание бо­лезненных переживаний;

•   аутогенная тренировка — расслабление (релаксация) и целе­направленные самовнушения. До начала занятий телу прида­ется удобное положение; упражнения направлены на вызыва­ние ощущения тепла, овладение дыханием, работой сердца;

•  музыкотерапия — использование музыки с лечебной целью. Особенно эффективна спокойная музыка, прослушивание пе­ния птиц, звуков, издаваемых животными, шума морского прибоя, журчания ручья;

•  библиотерапия — лечение при помощи чтения книг со счаст­ливым концом;

•    арттерапия — использование прикладных методов художест­венного творчества; воплощение рисунков или орнаментов на определенную тему в конкретном материале или на произволь­ную тему в материале на выбор. Занятие заканчивается обсуж­дением темы и манеры исполнения;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        • имаготерапия — использование игр с лечебной целью. Игры развивают и обогащают личность, используют творческую активность детей, воспитывают способность адекватно реагиро­вать на неблагоприятные ситуации, укрепляют и обогащают эмоциональные ресурсы и коммуникативные возможности, тренируют способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, создают творческий интерес, обогащают жизнь ребенка новым содержанием. 

 

 

 

Необходимо научить детей правильно распознавать плохих и хороших людей. Ребенок должен понять, что приятная внеш­ность незнакомого человека не всегда означает его добрые намере­ния, он должен быть обучен правильному поведению с незнакомы­ми людьми.

Для формирования понимания того, кто является своим и чужим человеком, попросите детей изобразить на одном рисунке своих (ма­му, папу, бабушку, дедушку и т. д.), а на другом — чужих, посторон­них людей (продавец магазина, почтальон, прохожие на улице), на третьем — чужих, но знакомых (воспитательница детского сада, друзья родителей и соседей).

Можно рассмотреть с детьми типичные опасные ситуации воз­можных контактов с чужими людьми на улице:

•   взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обе­щая показать что-то интересное, предлагая игрушку;

•   взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка по­кататься;

•   взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым, жеватель­ной резинкой.

Обсудите с детьми каждую ситуацию, объясните, что опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает куда-то пойти или что-то предлагает. Дети должны запомнить, что до­верять следует только близким людям, а незнакомый человек может причинить ему вред, например, разлучить с близкими, испугать.

Поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужого человека, ид­ти с ним куда-либо, соглашаться сесть в машину. Можно поп­росить детей вспомнить и рассказать, что случилось с Буратино, как его обманули кот Базилио и лиса Алиса, позвав пойти с ними на Поле Чудес.

Ребенок может оказаться в опасной ситуации и дома. Следует рассказать детям, что нельзя входить в подъезд и лифт с незнакомым человеком. Особое внимание нужно уделить ситуации, когда незнакомый человек пытается войти в квартиру и уговаривает ребенка открыть дверь. Ребенок не должен этого делать, даже если у незнако­мого человека ласковый голос или он представился милиционером, почтальоном, знакомым родителей.

В данной ситуации лучше воспользоваться телефоном и набрать 02 (вызвать милицию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Александровский  Ю.А. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. 124 с.

2.      Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский псих.-соц. институт, 1999.  416 с

3.      Андреева Г.М. Образ мира в структуре социального познания// Мир психологии, 2003, №4, С. 31 – 40. 

4.      Андреева Г.М. Наследие А.Н. Леонтьева и современная психология социального познания // Мир психологии, 2003, № 2, С.

5.      Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Питер, 1998. 245 с.

6.      Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – 5 изд.- Аспект Пресс, 2003. 364 с.

7.      Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 560с.

8.      Аршавский В.В., Ротенберг В.С. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию// Журнал ВНД. 1976. №2. Т.26. С 424 – 428.

9.      Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.

10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 301с.

11. Беркен Толли. Экстремальная духовность. Потрясающее путешествие за внутренние границы. М.: ИД «София», 2004. 224 с.

12. Боль и страх в экстремальном спорте. Вертикальный мир, 2003, № 37. С.62 – 67.

13. Варфоломеева О.С. Экзистенциальные противоречия формирования психически устойчивой личности.// Прикладная психология и психоанализ, 2, 2003, С. 42 – 52.

14. Василюк Ф.В. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 85 с.

15. Воробьев Ю.Л. Стратегические аспекты обеспечения безопасности государства в современных условиях // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М.: изд-во ВИНИТИ, 2003. Вып.1. С 11 - 17

16. Жигулин А.Е. Стремительный рост популярности приключенческого туризма // Туристический бизнес. 1995. №7 (18). С.26 – 28.Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами.  К., 1997. С. 284-292.

17. Кристал Г. Травма и аффекты // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №3. С. 15 –43.

18. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Из-во СПб. Ун-та, 2000. С. 405 – 440.

19. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах.  М.: 2001. 431 с.

20. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.  487с.

21. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // Всероссийская научно-практ. конф. по экзистенциальной психологии: Материалы сообщ. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. М.: Смысл, 2001. С. 100 – 109.

22. Литвиненко С.Н. Личностные особенности индивидов, выбирающих риск // Материалы Всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С. 33 - 35.

23. Лищук В.А., Мосткова Е.В.  Технология повышения личного здоровья. М.: Медицина, 1999.  320 с.

24. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. 430 с.

25. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. Школа полит. Исслед., 2000. 215 с.

26. Маслоу А. Дальние пределы человеческой пси­хики. Спб.: Евразия, 1997.  430 с.

27. Ошо. Храбрость. Радость жить рискуя. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004 – 224 с.

28. Правдина Л.Р. Исследование личностных особенностей работников службы МЧС // Материалы всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.  С. 80 – 82.

29. Правдина Л.Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности. Канд. диссертация, Ростов-на-Дону, 2004.

30. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

31. Рубцов В.В., «Психология экстремальных ситуаций (к проблеме построения нового научного направления)» доктор психол. наук, ректор МГППУ,тезисы.

32. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К.В. Сельченок. МН.: Харвест. М.: АСТ, 2000. С. 6 – 38.

33. Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 95 – 103

34. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Изд-во гуманитарный центр, 2007 – 276 с.

35. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.

36. Фатхи О.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 18 с.

37. Фоменко Г.Ю. Психологические проблемы сотрудников, выполняющих служебные задачи в районах со сложной оперативной обстановкой // Личность и бытие: теория и методология: Материалы всерос. научно-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Изд-во КГУ, 2003. С.182 – 193.

38. Франкл В. Психолог в концентрационном лагере / Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990.

39. Чудновский В.Э., Бодалев А.А. и др. Исследование проблем смысла жизни и акмэ (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. С.129 –132

40. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИПН РАН, 2000. 448 с.

41. Bugental J.F.T. What is distinctive about this existential-humanistic perspective on psychotherapy // The Saybrook Perspective. 1995, spring.

 

 

 

 

 

 

 

.


 

 

 



Информация о работе Психология экстремальных ситуаций