Психология экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка

Описание

Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.

Содержание

1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уч. пособ Психол ЭСправдина васильева.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

В психологии ситуаций не существует единой классификации ситуаций , однако можно отметить тенденцию к формированию устойчивых общепринятых терминов: социальная ситуация /49, 84, 213, 253/, трудная, сложная ситуация /14, 15, 91, 101/, критическая  (кризисная, конфликтная) ситуация /17, 63, 178, 180/, стрессовая ситуация /111, 112, 161, 223/, жизненная ситуация /49, 113, 260/, чрезвычайная ситуация /30, 68, 148, 209, 281/, экстремальная ситуация /3, 4, 44, 55, 80, 101, 130, 141, 145, 189,  222, 239, 254, 255, 258/.

 

 

 

Таблица 1

 

Классификации экстремальных ситуаций

 

 

3

Источник

Выделяемые классы

Основания классификации

1

2

3

4

1

Ст. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991

-          чрезвычайные  криминальные ситуации;

-          чрезвычайные ситуации некриминального характера (стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии,  крупные аварии, угрожающие жизни и безопасности граждан)

 

Криминогенность ситуации

2.

Федеральный закон "О защите населения и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

-    локальные

-   местные

-   территориальные

-   региональные

-   федеральные

-   трансграничные

Охват ситуацией определенной площади

3.

Министерство чрезвычайных ситуаций

-          по количеству пострадавших

-          по материальному ущербу

-          по  границе зоны распространения поражающих факторов

Характеристики внешних последствий

4.

Ю.А Александровский

-          стихийные бедствия

-          катастрофы – результат человеческой деятельности

-          войны и боевые действия

 

Экстремальность физических параметров среды

5.

Н.Н Пуховский

 

-          антропонатурогенные

-          антропотехногенные

-          антропосоциогенные

 

По мере участия в причинах катастрофы человеческого фактора

6.

П.Г.Белов

-          природно-экологические

-          техногенно-производственные

-          антропогенно-социальные

Неадекватность между людьми и реально циркулирующими потоками энергии, вещества и  информации (энергоэнтропийная концепция)

7.

В.И.Лебедев

-          космические

-          авиационные

-          подводные;

-     другие

По виду рискованной профессиональной деятельности

 

 

8.

 

О.С. Васильева

-          возникшие по внешним, независимым от человека причинам (катастрофы, стихийные бедствия, военные действия, смерть, болезни близких и т.п.)

-          возникающие как результат выбора человека: экстремальный спорт, криминал, наркотики

 

По локализации причин

возникновения ЭС

 

99.

 

Н.В. Наенко

-          трудные (у субъекта есть сложная задача, имеющая для него повышенную значимость)

-          параэкстремальные (в случае, если решение такой задачи  происходит в сложных условиях, связанных с риском)

-          экстремальные (когда от  решения задачи зависит вся будущая жизнь человека, все  его дальнейшее существование)

 

По выраженности степени экстремальности

 

110.

 

Д.А. Леонтьев

-  ситуации краха сложившихся структур,   распада жизненных ценностей, когда разрушено все, что было, и человек       обнаруживает себя "в чистом поле"

- ситуации   трансценденции, не вызванная какой-либо внешней необходимостью, ситуация, когда человеку "больше всех надо", когда он стремится к постоянному развитию, выходя за пределы того, что от него требуется

По характеру факторов, вызвавших ЭС

911.

 

Е.О Лазебная

- мелкие повседневные неприятности

-неудачи, связанные с социальным или профессиональным функционированием (провал на экзаменах, крах карьеры. семейные проблемы и т.п.)

- более значительные несчастья и горести  (болезнь, ущерб, потеря близких)

- травматические (ситуации, связанные с переживанием угрозы гибели  или вреда для здоровья, ситуации насилия над личностью, внезапные болезни, трагическая утрата близких, пребывание в зоне боевых действий

По уровню сопровождения события негативными эмоциями:

интенсивными эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности.

 

112.

 

В.И. Медведев

-          физические

-          информационно-семантические.

 

По типу экстремальных условий

113.

 

Е.Ю. Коржова

 

-          сильные (поведение человека в большей степени определяется особенностями ситуации)

-          слабые (поведение определяется больше личностью человека)

По факторам, определяющим поведение человека

114.

 

Э.М.Рутман

-     природно-естественные;

-     антропогенные;

-          социально-гигиенические и

-          социально-психические (экономические затруднения, вредные привычки, аффекты, стрессы, гиподинамия, физические и умственные перенапряжения)

По характеру вызывающих ЭС факторов

115

 

Столяренко А.М.

-          нормальные – обыденные, не   

      представляют сложностей

-          параэкстремальные – близкие к экстремальным, вызывают сильное напряжение

-          экстремальные – характеризуются предельным внутренним напряжением человека

-          гиперэкстремальные – вызывают внутренние нагрузки превышающие возможности человека, непереносимые разрушающие

По интенсивности «внутреннего напряжения и степени переносимости обычным человеком

 

Понятие «экстремальная ситуация» (в дальнейшем – ЭС) сегодня обретает статус одной из унифицированных, генерализирующих категорий  как в обыденной жизни, так и в сфере научного поиска. Этим понятием оперирует психология, катастрофология, конфликтология, теория безопасности, теория менеджмента, философия /3, 61, 69, 80, 243/. Практическая психология в связи с экстремальными ситуациями фиксирует две проблемы: пропорционально увеличивается количество людей, принимавших когда-либо в них участие (они часто становятся носителями травматического опыта) и возрастает обусловленность катастрофических последствий ЭС «человеческим фактором» – т. е. неэффективными, подчас деструктивными  действиями людей в таких ситуациях /137, 163/. Обе тенденции требуют разработки психологических подходов, методов, технологий, которые могли бы быть противопоставлены негативному влиянию ЭС на личность.

Определение ЭС можно обнаружить в работах по безопасности жизнедеятельности как обстановки, возникающей в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека /216/. А.М. Столяренко, исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности /239/. В подавляющем большинстве психологических работ, опрерирующих понятием экстремальная ситуация, значение этого термина никак не определяется. Поэтому нам представляется важным провести его социально-психологический анализ и сформулировать рабочее определение.

Развиваемое с античных времен понимание сущности экстремумов, экстремальности и принципов экстремального /Аристотель, Н. Кузанский, Бруно, Лейцбниц и др./, поднятое до современных философских обобщений  о закономерностях экстремальных изменений /М. Планк, И. Пригожин и др./, находит свое отражение и в понятии «экстремальная ситуация». Экстремальность, как считали еще в античности, указывает на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют по сути границы, меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой и обретают иное существование. В словаре С. Ожегова читаем: «экстремальный» – крайний, необычный по трудности, сложности». В философской интерпретации «экстремальная ситуация» – понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях».

Однозначности данного термина в последнее время угрожает тенденция интерпретировать как экстремальную любую ситуацию, сколько-нибудь связанную со стрессом. Фактически на сегодняшний день в психологии этот термин находится в периоде становления /14, 55/, содержание его складывается стихийно, что является отражением относительно недавнего появления в обыденной практике людей экстраординарных явлений. Сегодня постоянно расширяется круг проблем, связываемых с понятием ЭС. Наряду со стихийно возникающими природными бедствиями и военными конфликтами, обозначается группа профессионально обусловленных экстремальных ситуаций (работники МЧС, МВД, отдельные виды спорта, бизнес и т.п.).

          Понятие «ЭС» широко используется в обыденной практике, иллюстрацией чему является наличие многочисленных «Энциклопедий ЭС», «Конференций по ЭС», «Школ выживания в ЭС», статей и руководств по поведению в ЭС /3, 79, 80, 129, 130,  216, 243/. Здесь в качестве экстремальных приводятся, наряду с традиционными ситуациями катастроф, бедствий, социальных конфликтов, также ситуации, связанные с противоправными действиями; аварийные ситуации; социальные ситуации негативного плана; ситуации, создаваемые самим субъектом; неблагоприятные природные явления; ситуации с животными, паранормальные явления.

В работах психологов за последние несколько лет ситуации, упоминаемые как экстремальные, включают очень широкий спектр внешних условий: натуро-  и техногенные катастрофы /3, 115/; боевые действия, теракты / 2, 125, 126, 127, 243/; профессиональные ситуации; экстремальные виды спорта и развлечений /81, 188 - 192, 196, 197, 206, 254/; вынужденное переселение /97, 220/; конфликты в семье /17, 246, 247/; эмоциональные кризисы /63/; смерть близких /15/; алкоголизм и заболевания близких /246/; чрезвычайные ситуации в управлении /95, 96, 160/.

Фактически психологи в ранг ЭС возводят широкий круг аномальных (необычных, нештатных событий), оказывающих глубокое влияние на жизнь и судьбу человека; Э.М. Рутман предлагает называть их «экстремалиями» /218/.

К понятию ЭС непосредственно примыкают и  используются как синонимы следующие термины:

1. Травматическая ситуация /21, 44, 80, 125, 259/. При использовании данного понятия акцентируется тема негативных психологических последствий, вызванных ЭС. Сегодня к травматическим относят всю совокупность ситуаций, связанных с переживанием угрозы, трагической гибели  или непоправимого вреда для здоровья. Они сопровождается переживанием экстремального по интенсивности дистресса –эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности. К травматическим же относятся любые ситуации насилия над личностью, внезапные тяжелые болезни, трагическая утрата близких, пребывание в зоне боевых действий /15, 119, 125, 259/.

2. Чрезвычайная ситуация – обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от норм  жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды /30/. Данный термин чаше  применяется в работах по катастрофологии /3/, в практике работы Министерства чрезвычайных ситуаций РФ /30, 68, 283/. Акцент при его применении переносится на внешние факторы ситуации, угрожающие, как правило, целым общественным группам, неожиданно возникающие и разрушающие привычную жизнь (ситуации преимущественно природного или техногенного происхождения).

3. Ситуация риска (предельного риска, аварийная) – термин распространен в работах, посвященных производственной безопасности – как в психологическом, так и в технологическом ее понимании /146, 148/. В практике особых профессий риска понятие ЭС как специальный термин применяется, в зависимости от акцентуации экстремогенных факторов, в достаточно широком диапазоне интерпретаций, таких как «угрожающая ситуация», «опасная девиантность», «нештатная, чрезвычайная ситуация».

4. Кризисная ситуация, критическая ситуация, выделяются психологами как характеристика особых классов ситуаций, к которым прежде всего относят ситуации стресса, фрустрации, конфликта или кризиса /2, 17, 63, 64, 158/. Эти ситуации определяются как невозможность реализации внутренних необходимостей своей жизни, их критичность определяется порождением дефицита смысла в жизни человека /64/. Характеристика кризисного события может быть дана на  макросредовом уровне – как  угрожающее возрастание неблагоприятных условий для жизнедеятельности; на социально-психологическом уровне (микросоциальном) – как «ломка» динамических стереотипов поведения; на личностном уровне – как возрастание внутриличностной напряженности, нарушение относительного равновесия, кризисное состояние личности; и, наконец, на психофизиологическом уровене – как истощение адаптационных ресурсов, «прорыв» адаптационого барьера /180/. В работе А.А. Осиповой, Л.К. Чаусовой и др. кризисными называются ситуации, «связанные со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, межнациональными конфликтами, терактами, боевыми действиями и другими экстремальными происшествиями, к которым, как правило, человек не готов» /178, С.5/. Выход события за рамки нормального человеческого опыта и сильнейшие субъективные переживания являются, по мнению авторов, сущностными признаками таких событий.

5. Трудная (сложная) ситуация /14, 15, 16, 91, 172, 237, 239/ – Н.В. Наенко  определяет ситуацию как трудную, когда у субъекта есть сложная задача, имеющая для него повышенную значимость /172/. Данное понятие применяется в психологических работах, когда речь идет о ценностно-смысловом анализе субъективных последствий ЭС или в контексте анализа поведенческих стратегий, избираемых человеком для преодоления /91/.

6. Экстрим, экстрем  – данные понятия фокусируют внимание на тематике экстремального спорта или приключений (например, популярная телепрограмма «Русский экстрим»), т.е. сознательно выбираемой человеком непрофессиональной деятельности на грани его возможностей. Важно понимать, что такого рода деятельность человек выбирает ради переживания особого состояния, а также для «победы над собой», т.е. в психологической  интерпретации - для стимулирования личностного роста /141, 188/.

7. Гиперстрессовые (стрессогенные) ситуации /3, 122, 126, 239/. В данном случае при применении понятия  имеются в виду негативные, дистрессовые последствия для человека пережитой  ЭС.

В приведенных терминах как бы разделяются средовые, физиологические и информационно-семантические, внутренне-личностные  «условия» ситуации, делающие ее экстремальной. Однако все вышеперечисленные термины объединяются в одном – экстремальная ситуация, и могут быть в любом контексте заменены на это понятие. Такого же мнения придерживается А.М. Столяренко: «Экстремальные – это родовое, общее понятие» для всех перечисленных классов ситуаций /239, С.5/. Мы также полагаем, что «экстремальная ситуация» – наиболее широкий термин, частными случаями которого можно считать все упомянутые понятия.

Из контекста психологических работ, в которых без определения применяется термин ЭС, мы попытались выявить факторы, наличие которых позволяет авторам относить рассматриваемую ситуацию к классу экстремальных. В рамках современного подхода  в качестве определяющего или универсального критерия экстремальности рассматривается наличие объективной, опасности непосредственной угрозы жизни и здоровью человека.

Л.И. Анциферова отмечает методологический недостаток большинства современных подходов к определению ЭС - упрощенное описание трудных, опасных  жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от индивида действий на границе его адаптивных возможностей или даже превосходящих имеющиеся у него резервы /15/.  С ее точки зрения, в таких определениях не учитывается главное – та ценность, которая в экстремальных условиях может быть потеряна или уничтожена. Это обстоятельство и делает ситуацию трудной, экстремальной, стрессовой. Уровень индивидуальной стрессогенности  каждого из жизненных событий зависит от субъективной ценности объекта, потерей которого угрожает данная ситуация. Таким образом, фактор опасности, угрозы может быть выражен как в отношении жизни и здоровья человека, так и в отношении важнейших личностных ценностей, смыслов, оснований жизни /3, 61, 80, 118/.

Следующий фактор экстремальности можно обозначить как непосредственную близость адаптационного барьера /3, 4, 15, 49/. Экстремальность ситуации определяется экстремальностью требований к адаптивным возможностям человека /97/. Согласно концепции Ю.А. Александровского, экстремальность ситуации обусловлена прорывом строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования (адаптационного или «защитного» барьера), которое обуславливает сопротивляемость психическим перегрузкам /3/.

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций