Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и пошагового коррекционного воздействия, преобразования методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи, а также внедрение тенденции обновления содержания образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы………………. 5
1.1. Развитие лексики детей дошкольного возраста…………………… 5
1.2. Состояние проблемы формирования лексики
у детей с речевой патологией в свете современных исследований…… 11
Выводы по первой главе………………………………………………… 16

Глава II. Особенности усвоения системы лексических
значений, отражающих эмоциональные состояния и
оценки, детьми с общим недоразвитием речи…………………………. 17
2.1. Этапы исследования эмоциональной лексики
детьми с общим недоразвитием речи старшего
дошкольного возраста…………………………………………………… 17
2.2. Проведение исследования………………………………………….. 23
Выводы по второй главе………………………………………………… 52

Глава III. Содержание логопедической работы с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи…………………………. 54
Выводы по третьей главе………………………………………………… 72

Заключение……………………………………………………………….. 73

Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Развитие эмоциональной лексики.doc

— 555.50 Кб (Скачать документ)

Результаты анкетирования родителей показали, что развитие речи детей с ОНР (III уровень) происходило с существенной задержкой. В анамнезе зарегистрировано позднее появление гуления, лепета. Первые слова произносились после полутора лет, а простые фразы – после двух с половиной лет.

Нарушение звукопроизношения зафиксировано у 64% дошкольников ЭГ и у 10% детей КГ. Особенности в анатомическом строении артикуляционного аппарата отмечены у детей ЭГ в 42% случаев, которые проявились в своеобразии прикуса, построении зубного ряда, твердого нёба, языка, в КГ эти особенности выявлены у 20% дошкольников.

Следует заметить, что у 18% детей ЭГ был очень тихий голос, а чрезмерно громкий голос зафиксирован у 38% дошкольников. В некоторых случаях (14%) отмечено наличие назального оттенка голоса. Для темпа речи большинства детей ЭГ была свойственна нормальная скорость, ускоренный темп речи наблюдался у 18% детей, а замедленный – у 12%. У детей КГ указанных особенностей не наблюдалось. Общее звучание речи дошкольников характеризовалось монотонностью и слабой выразительностью у детей ЭГ в 76% случаев, у обследованных КГ – в 35%.

Для дошкольников ЭГ было присуще нарушение фонематических процессов в 94% случаев, для детей КГ – в 10%. Нарушения лексико-грамматического строя речи выявлены у 72% дошкольников ЭГ, в 20% случаев у детей КГ. При обследовании грамматического строя речи у детей ЭГ отмечено разнообразное количество ошибок в использовании грамматических форм: при употреблении имен существительных в именительном падеже множественного числа, в родительном падеже единственного и множественного числа; предложно-падежных конструкций; при согласовании имен прилагательных с существительными. В высказываниях детей преобладали простые, нераспространенные предложения, в их речи выраженно проявлялся аграмматизм. Подробные данные по обследованию лексики и связной речи дошкольников ЭГ и КГ представлены на последующих этапах.

Таким образом, результаты первого этапа показали преобладание факторов риска в натальном и постнатальном развитии у детей с ОНР (III уровень), а также специфические особенности речи в области звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, связной речи. По результатам обследования речи дошкольников ЭГ нами подтверждено логопедическое заключение ПМПК: общее недоразвитие речи (III уровень). Общее и речевое развитие детей КГ соответствует возрасту.

Второй этап (подготовительный) направлен на изучение паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи с помощью нескольких серий заданий.

Цель первого задания – выявление способности детей правильно выразить или понять выраженное другим лицом эмоциональное состояние в лицевой экспрессии.

Как известно, выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. С.Л. Рубинштейн писал о том, что выразительное движение (или действие) не только показывает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, создает его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его.

Исследование паралингвистических средств общения проводилось на основе задания (В.М. Минаева), направленного на изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции. Ребенку предлагалось изобразить радостного, грустного, злого, испуганного, удивленного мальчика (девочку). Средства лицевой экспрессии, используемые ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, фиксировались в соответствующем протоколе. Количественный материал по данному заданию наглядно отражают диаграммы (рис. 1).

Результаты, представленные в диаграммах (рис. 1), показывают, что в целом у детей с нормальным речевым развитием (КГ) количественные показатели при демонстрации эмоциональных состояний выше, чем у дошкольников с ОНР (ЭГ).

Качественный анализ позволяет выявить ряд особенностей у обследованных детей экспериментальной и контрольной групп. Дети обеих групп, получив от экспериментатора задание изобразить мимическими средствами злость, демонстрировали типичные признаки грусти.

Дошкольники ЭГ при демонстрации на лице испуга в 28% случаев использовали средства лицевой экспрессии, характерные для выражения удивления, а при передаче на лице удивления в 17% случаев показывали радость.

Рис. 1. Успешность использования детьми средств лицевой экспрессии

 

Следует отметить, что для детей с речевыми нарушениями характерны проявления гипомимии – бедности выражения эмоций мимическими средствами, что традиционно объясняется особенностями моторики данной категории детей. У дошкольников этой группы наименьшие трудности вызвали задания изобразить на лице радость и грусть. При необходимости выразить на лице злость, испуг, удивление дети с нарушениями речи испытывали значительные трудности. Это можно объяснить и трудностями в дифференцировании этих эмоций.

Второе задание состояло в обследовании интонации. В исследовании рассматривалось состояние интонационной стороны речи, служащей для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин). В связи с тем что нарушение интонации влияет на эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи при различных формах речевых нарушений (Л.И. Вансовская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, О.А. Токарева, Г.В. Чиркина и др.) и так как скудность словарного запаса часто коррелирует с бедностью интонационной выразительности речи, мы рассматривали интонации детей при передаче различных эмоциональных состояний.

Задание предполагает произнесение дошкольником предложения с разной интонацией, используя наглядный материал. Ребенку предлагается предметная картинка с изображением собаки (кошки), и он должен составить фразу, например: «У меня есть собака (кошка)». Затем создаются эмоциональные микроситуации и экспериментатор просит произнести высказывание радостно, грустно, зло, испуганно, удивленно. Адекватно переданная эмоция фиксируется в протоколе.

Количественные результаты обследования наглядно демонстрируют диаграммы (рис. 2).

Обследование интонационной стороны речи показывает, что в целом успешность выполнения данного задания детьми с нормальным речевым развитием – КГ (96%) – значительно выше, чем дошкольниками с общим недоразвитием речи – ЭГ (47%). В то же время незначительная часть детей КГ не выполнила задание, им не удалось произнести фразу зло, удивленно, и многие дошкольники ЭГ не смогли произнести предложенную экспериментатором фразу радостно, грустно, зло, испуганно, удивленно, что наглядно отражено на рис. 2.

Качественный анализ выразительной стороны речи детей с ОНР (III уровень) позволяет выявить некоторые их особенности:

наименьшие трудности возникали при произнесении предложения с интонацией радости;

Рис. 2. Интонационная сторона речи детей при передаче эмоциональных состояний

в некоторых случаях дети произносили фразу с восклицательной интонацией, в то время как ее требовалось сказать испуганно;

наибольшие затруднения возникли у дошкольников при произнесении предложения с интонацией удивления, они произносили его радостно или нейтрально.

На основе анализа задач подготовительного этапа можно сделать вывод о том, что выявленные у дошкольников с ОНР (III уровень) некоторые особенности в использовании паралингвистических средств и интонационной стороны речи могут оказывать отрицательное влияние на правильность понимания эмоциональных состояний, а также на овладение эмоциональной лексикой.

Третий этап – углубленное обследование лексической системы, которое проводится комплексно с использованием различных приемов и заданий, направленных на изучение состояния и выявление своеобразия эмоциональной лексики. Рассмотрены особенности нейтральной лексики у детей в сравнительном плане.

 

2.2. Проведение исследования

 

Первая часть. Выявление особенностей развития эмоциональной лексики. Задача этой части исследования – определение правильности называния детьми старшего дошкольного возраста эмоциональных состояний, доступных возрасту, и трансформация ими знаний об эмоциях в систему лексических значений, отражающих эмоциональные состояния. Для выполнения поставленной цели используются серии последовательных заданий и разнообразные приемы.

Цель первой серии заданий состоит в изучении определения и называния детьми эмоциональных состояний. В связи с поставленной целью детям предлагается несколько заданий.

Задача первого задания – определить и назвать эмоциональное состояние по фотографии. Диагностический материал включает в себя пять фотографий с изображением детей старшего дошкольного возраста, лицевая экспрессия которых ярко выражает их эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, испуг, удивление). Показав ребенку фотографию, педагог задает вопросы: «Кто изображен на фотографии? Что он (она) делает? Какое у него (нее) лицо?»

Во втором задании предлагается определить и назвать эмоциональное состояние по картинке. Опорный материал состоит из пяти картинок, на которых изображены мальчики и девочки – герои мультфильмов. Инструкция предъявляется аналогично первому заданию.

Третье задание направлено на изучение восприятия и называния детьми графического изображения эмоций. Наглядный материал – пять пиктограмм с графическим изображением на лице радости, грусти, злости, испуга, удивления. Предъявляют их по одной, сопровождая вопросом: «Какое это лицо?»

Количественные результаты выполнения первой части материала (определить и назвать эмоциональное состояние по фотографиям, предметным картинкам, пиктограммам) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования определения и называния эмоциональных состояний детьми

Эмоциональные состояния

Результаты выполнения задания

Группы детей

 

 

ЭГ

КГ

 

Радость

 

 

 

Грусть

 

 

 

Злость

 

 

 

Испуг

 

 

 

Удивление

Задание выполнено

Задание не выполнено

Задание выполнено неверно

 

Задание выполнено

Задание не выполнено

Задание выполнено неверно

 

Задание выполнено

Задание не выполнено

Задание выполнено неверно

 

Задание выполнено

Задание не выполнено

Задание выполнено неверно

 

Задание выполнено

Задание не выполнено

Задание выполнено неверно

100 %

 

88%

12%

 

85%

2%

13%

 

36%

13%

51 %

 

27%

20% 53%

100%

 

100%

 

95%

5%

 

47%

53%

 

62%

5% 33%


 

Обобщенные количественные показатели успешного определения и называния детьми эмоционального состояния но фотографиям, предметным картинкам, пиктограммам преобладали у дошкольников КГ и составили в среднем 81%, а у детей ЭГ – 67%.

Качественный анализ результатов обследования дошкольников двух групп (ЭГ и КГ) позволяет выявить следующие особенности: дети смешивали эмоциональное состояние злости с грустью; испуга с удивлением, грустью, злостью; удивления с радостью, испугом.

У дошкольников с ОНР (III уровень) наблюдались смешения понятий при определении эмоционального состояния «грусти» со «злостью», с «испугом»; «злости» с «испугом»; «испуга» с «радостью»; «удивления» со «злостью».

Выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста как с речевыми нарушениями, так и с нормальным развитием речи максимальная успешность достигнута в определении и назывании эмоциональных состояний радости, грусти и злости. Низкие результаты дошкольники показали при определении и назывании эмоций испуга и удивления, что выражалось и в высказываниях детей.

Анализ ошибок в области эмоциональной лексики позволяет дополнить имеющиеся данные о типичных лексических ошибках детей с ОНР новыми сведениями относительно лексики, выражающей эмоции.

Вторая серия заданий состоит в изучении способностей детей правильно подбирать к словам, входящим в состав эмоциональной лексики, синонимы и антонимы.

Первое задание включает работу с детьми по подбору синонимов. С этой целью педагог просит подобрать к каждому слову (радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный) другие слова, похожие по смыслу, которыми можно данное слово заменить.

Результаты выполнения задания по установлению синонимических отношений наглядно отражают диаграммы.

Количественный анализ полученных данных позволяет определить, что установление детьми синонимических отношений затруднено (выполнили задание в ЭГ – 22%, КГ – 42%; не справились с заданием в ЭГ – 46%, КГ – 23%; задание выполнили неверно в ЭГ – 32%, КГ – 35%).

 

Рис. 3. Употребление детьми синонимов в области эмоциональной лексики

 

Из рис. 3 видно, что количественные показатели при подборе синонимов к словам радостный, грустный, злой выше у детей КГ; к лексеме испуганный успешность выполнения задания составляет 7% у дошкольников КГ и 14% у детей ЭГ; обследованные двух групп к слову удивленный синонимы не подобрали.

Качественный анализ результатов позволяет определить, что у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) при подборе синонимов к словам эмоциональной лексики отмечен ряд особенностей, к наиболее распространенным из них относятся:

образование синонимов путем присоединения частицы не (радостная – негрустная; грустная – невеселая, недобрая, нерадостная; злой – недобрый, невеселый, некрасивый, нехороший);

случаи, когда дети употребляли слова, имеющие очень широкое значение (грустная – плохая; злой – плохой; удивленный – плохой, хороший; веселая – хорошая);

Информация о работе Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР