Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и пошагового коррекционного воздействия, преобразования методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи, а также внедрение тенденции обновления содержания образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы………………. 5
1.1. Развитие лексики детей дошкольного возраста…………………… 5
1.2. Состояние проблемы формирования лексики
у детей с речевой патологией в свете современных исследований…… 11
Выводы по первой главе………………………………………………… 16

Глава II. Особенности усвоения системы лексических
значений, отражающих эмоциональные состояния и
оценки, детьми с общим недоразвитием речи…………………………. 17
2.1. Этапы исследования эмоциональной лексики
детьми с общим недоразвитием речи старшего
дошкольного возраста…………………………………………………… 17
2.2. Проведение исследования………………………………………….. 23
Выводы по второй главе………………………………………………… 52

Глава III. Содержание логопедической работы с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи…………………………. 54
Выводы по третьей главе………………………………………………… 72

Заключение……………………………………………………………….. 73

Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Развитие эмоциональной лексики.doc

— 555.50 Кб (Скачать документ)

В вашей семье давно живет  собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела  и заболела. Собака все время лежит и стала очень грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем с грустью говоришь: «У меня есть собака».

Ты, твой папа и твоя мама живете в  большом загородном доме. Вам нужна  собака, чтобы охранять дом, но вы никак  не можете ее купить. Однажды вам предложили взрослую собаку, и вы ее взяли. Эта собака оказалась очень злой, она бросается не только на тех, кто приходит в ваш дом, но и на вас. Ты очень боишься собаки и поэтому со страхом говоришь о ней: «У меня есть собака».

Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе нравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Она погрызла диван, ножки стола и стула, испортила твои тапочки. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: «У меня есть собака».

Под «Новый год» всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок шевелится и удаляется от тебя. Ты не веришь своим глазам и начинаешь разворачивать коробку, а там сидит собака. Ты удивленно произносишь: «У меня есть собака?»

Далее дети выполняют задания, требующие  произнесения той или иной фразы  с определенной целевой установкой словесного действия. В этом случае речевая ситуация мысленно воссоздается самим говорящим.

В последующей работе нужно использовать также диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, а также сказки, разыгрываемые по ролям.

В процессе целенаправленной работы по формированию интонационной стороны  речи дети овладевают умением точно  передавать свои эмоциональные состояния, а также эмоции сказочных героев. Вышеуказанная деятельность способствует развитию выразительной речи детей, а также помогает усвоению эмоциональной лексики, употребление которой неразрывно связано с интонационным выражением значений.

Приведенные в рамках подготовительного этапа приемы и задания, направленные на ознакомление, распознавание и дифференциацию эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления, а также на развитие паралингвистических средств общения и формирование интонационной стороны речи, способствуют подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) к правильному усвоению эмоциональной лексики на следующем этапе.

Основной этап. Этот этап направлен  на формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Первый блок. Формирование эмоциональной  лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим  или другим лицом.

Обучение детей организовано таким  образом, чтобы мотивировать употребление данной лексики в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Поставленная цель обусловливает выполнение следующих задач:

расширение словарного запаса в  области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица;

формирование синонимических и  антонимических отношений;

развитие самостоятельных связных  высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.

Указанные задачи решаются в процессе проведения логопедических занятий  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной  речи.

В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала  используются рисунки, фотографии, предметные картинки, сюжетные картинки, пиктограммы (графическое изображение лиц с разными эмоциональными выражениями), цветообозначения, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию, изменение насыщенности цвета.

Процедура применения приема цветообозначения происходит следующим образом: логопед предлагает детям графические изображения эмоций (радость, грусть, злость, испуг, удивление), ниже он кладет полоски бумаги, окрашенные в синий, салатовый, красный, оранжевый, бирюзовый цвета. С помощью педагога дошкольники анализируют вспомогательные цветообозначения, соответствующие различным эмоциональным состояниям. Затем логопед использует указанные цветообозначения в лексической работе, например направленной на образование степеней сравнения прилагательных, семантическое значение которых состоит в нарастании того или иного эмоционального состояния. При этом в виде зрительных опор используются цветные полоски бумаги трех тонов, на которых слева направо возрастает насыщенность цвета.

Фрагмент занятия с применением приема цветообозначения.

На столе у логопеда лежит  пиктограмма с изображением эмоции радости и трехтональная полоска бумаги, окрашенная в светло-голубой, голубой, синий цвета. Логопед предлагает посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем педагог обращает внимание ребенка на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняет, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния. Сначала с помощью логопеда, а потом самостоятельно ребенок называет степени сравнения качественных имен прилагательных: радостный – еще радостнее – самый радостный.

Аналогичная работа проводится с разными  эмоциональными состояниями. На занятиях применяются также пиктограммы, нарастание эмоционального состояния в которых передается с помощью графических средств (один человечек немного улыбается, другой улыбается шире, а третий самый улыбчивый) или бумажных квадратов (на одном закрашена небольшая его часть, на втором половина квадрата, третий закрашен полностью). Эти графические изображения используются в работе в качестве зрительных опор при образовании сравнительной и превосходной степеней качественных имен прилагательных, а также при составлении словосочетаний (грустный клоун, а этот клоун еще грустнее, это самый грустный клоун), предложений (Сидит испуганный мишка, а ослик еще испуганнее, слоненок самый испуганный) и небольших рассказов с прилагательными, называющими различные эмоции. Приведем примеры коротких рассказов.

Жили-были три друга: Витя, Петя и Саша. Однажды пошли они гулять по берегу моря. Ходили они, ходили, и вдруг Витя нашел красивую раковину и был очень веселый. Петя увидел раковину и разноцветные камни и был еще веселее, а Саша поймал морского ежа и был самым веселым.

Жили-были три щенка: Тили, Били, Гили. У них была хозяйка, ее звали Таня. Девочка занималась рисованием, музыкой и плаванием, поэтому она поздно приходила домой, а щенки ждали ее и грустили. Тили был грустный, Били – еще грустнее, а Гили – самый грустный.

В одной сказочной стране жили три колдуньи: Зельда, Гризельда и Нильза. Они варили колдовское зелье, чтобы усыпить все сказочное королевство. Это были очень злые волшебницы. Зельда была злая, Гризельда – еще злее, а Нильза – самая злая.

Однажды Витя, Паша и Дима пошли в лес за грибами. Ходили они по лесу и зашли далеко. Вдруг в кустах малины кто-то зашевелился. Витя был испуганный, Паша – еще испуганнее, а Дима – самый испуганный.

В одном доме жили три подруги: Вера, Маша и Даша. Однажды они пошли  гулять. На улице было тепло и светило солнышко. Вдруг они увидели, что по дороге движется «живая шляпа». Вера была удивленная, Маша – еще удивленнее, а Даша – самая удивленная.

Процесс овладения синонимическими  отношениями происходит на основе замены одной лексической единицы другой, близкой по значению, при этом используется прием аналогии. Предварительно с детьми проводится работа по подбору слов близких по значению с помощью игровых приемов: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов». В виде наглядной помощи применяются пиктограммы и цветные полоски бумаги, выкладываемые в том количестве, сколько названо слов-синонимов. На этом этапе осуществляется работа по распространению предложений с помощью синонимов.

Фрагмент занятия.

Логопед предлагает ребенку подобрать как можно больше слов, близких по значению к слову «грустный». Ребенок называет слова: печальный, унылый.

Под пиктограммой, обозначающей эмоциональное  состояние грусти, ребенок выкладывает  две полоски бумаги. Затем логопед  показывает сюжетную картинку и просит дошкольников составить по ней предложение. Если дети употребляют только одно из отработанных слов, то логопед предлагает распространить предложение с помощью «слов-приятелей».

Также в работе применяются следующие  задания,

«Я начну, а ты продолжи»

Логопед произносит предложение, выделяя  в нем какое-то слово, а ребенок  подбирает к этому слову синонимы, например:

Радостный зайчик бежит по дорожке. Радостный ...

Грустный ослик гуляет на полянке. Грустный ...

Злой людоед возвращается в свой каменный дворец. Злой ...

Испуганный мальчик мчится домой. Испуганный ...

Удивленная лягушка выпрыгнула из кувшина. Удивленная ...

«Замени слово»

Логопед произносит предложение, а  ребенок заменяет повторяющееся  слово словом-синонимом, например:

Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали (печальный).

Веселые бельчата своими веселыми шутками  развеселили самых невеселых  зверушек (радостный).

В новогоднюю ночь удивленные мальчики и удивленные девочки бегали вокруг красиво наряженной елки (изумленные).

Испуганные звери, испуганные птицы  и испуганные люди выбежали из лесной чащи (напуганный, перепуганный).

Злой волшебник со своим злым слугой и злым вороном полетели в  злое царство (недобрый, недоброжелательный, жестокий).

Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. Логопед предлагает детям придумать небольшие истории по сюжетным картинкам, на которых изображены сказочные персонажи. Сначала дети определяют эмоциональные состояния сказочных героев, подбирают соответствующие пиктограммы и под ними выкладывают столько цветных бумажных полосок, сколько могут подобрать «слов-приятелей». Затем с помощью выделенных графических опор они составляют небольшие рассказы по сюжетным картинкам. Если детям трудно самим придумать рассказы, то логопед помогает им. На доске вывешивается сюжетная картина или серия картин, и логопед рассказывает небольшую интересную, увлекательную историю, делая паузы в тех местах, где детям нужно вспомнить и сказать подходящие по смыслу «слова-приятели». В конце занятия 2-3 человека повторяют рассказ логопеда, или по возможности видоизменяют его, или придумывают свой. Приведем примерное содержание рассказов.

На рыбалке (радость)

Олег с папой захотели порыбачить. Накопали они червей, взяли удочки и пошли на речку. Олег насадил на крючок червяка и закинул удочку. Вдруг поплавок начал опускаться в воду. Олег потянул удочку, а его папа стал ему помогать. Они вытянули большого судака. Рыбалка удалась на славу! Рыбаки сварили на костре уху, а потом веселые... (радостные) отправились домой.

Мышонок (грусть)

Однажды пошел мышонок Тим гулять и слышит плач. Подошел Тим поближе  и увидел, что около кустика  сидит маленький мышонок и  плачет. Он был очень грустный... (печальный, унылый). Тим спросил у него, почему он плачет. Маленький мышонок рассказал Тиму, что ему не с кем играть. Тим улыбнулся и предложил маленькому мышонку дружить с ним.

Гном Бузя (злость)

В одном сказочном лесу жил-был  гном Бузя. Он был очень злой... (сердитый, недоброжелательный). У него была любимая игрушка юла, такой не было ни у кого в сказочном лесу.

В его домике лежали и другие игрушки, которые он отбирал у маленьких детей. Однажды дети решили проучить гнома и спрятали его любимую юлу. Бузя очень расстроился. С тех пор все злые (сердитые, недоброжелательные) гномики знают, как обидно терять игрушки, и больше не отбирают их у маленьких ребят.

Лето (испуг)

Летом Катя поехала к бабушке  па дачу. У бабушки был большой  огород, и она попросила Катю сорвать  там морковь, петрушку и кабачок. Катюша побежала выполнять бабушкину просьбу. Вдруг раздался крик, и из огорода выбежала испуганная... (напуганная, перепуганная) Катя. Она увидела там огромное страшное чучело и очень испугалась.

Крокодил (удивление)

Однажды Толя пришел домой, приоткрыл  дверь и увидел, что ему дедушка принес крокодила. Толя очень удивился... (изумился, поразился). Мальчик стал наблюдать за ним. Крокодил то подползал к нему, то удалялся. Дедушка сказал, что это не живой крокодил, а игрушка. Толя и дедушка еще долго играли с крокодилом, и всем было очень весело.

Овладение антонимическими отношениями  в области эмоциональной лексики  базируется на противопоставлении объектов по дифференциальному признаку с  опорой на наглядный материал.

В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов используются приемы работы с изолированными словами («Скажи наоборот»), со словами в предложениях («Доскажи словечко», «Составь предложение»), слонами в связных высказываниях.

В данном блоке эмоциональной лексики  антонимическую пару составили слова  веселый – грустный.

При работе с антонимами нами применяются  различные виды зрительных опор (картинки, фотографии, пиктограммы), которые помогают детям правильно называть слова, дополнять предложения, а также  составлять интересные связные рассказы.

Фрагмент занятия на тему «Слова-антонимы "веселый" и "грустный"».

На занятии детям показывают две картинки, на которых изображен  один и тот же мальчик, только в  первом случае он веселый, а в другом – грустный. Логопед просит кого-нибудь из детей назвать, какой мальчик на первой картинке и на второй. Затем дети составляют словосочетания со словами «веселый» (веселый мальчик, веселая собачка, веселая мама и др.) и «грустный» (грустный мальчик, грустный котенок, грустный ослик и т.п.). Потом дети играют в игру «Скажи наоборот». Логопед начинает предложение, а ребята должны подобрать слово-антоним и закончить высказывание. Например: Мальчик веселый, а девочка... (грустная); щенок грустный, а котенок... (веселый) и т.п. Далее дети самостоятельно придумывают и произносят предложения с данными словами-антонимами.

Кроме того, следует использовать задания, основанные на анализе деформированных  предложений, что способствует усвоению и практическому закреплению  сведений о связном предложении, а также употреблению эмоциональной  лексики в предложениях. В результате подобной работы дети постепенно начинают усваивать, что смысл высказывания будет понятен лишь тогда, когда они сумеют «подружить» слова, т.е. научатся их правильно согласовывать, изменяя в некоторых из них окончания.

Информация о работе Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР