Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и пошагового коррекционного воздействия, преобразования методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи, а также внедрение тенденции обновления содержания образования.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы………………. 5
1.1. Развитие лексики детей дошкольного возраста…………………… 5
1.2. Состояние проблемы формирования лексики
у детей с речевой патологией в свете современных исследований…… 11
Выводы по первой главе………………………………………………… 16
Глава II. Особенности усвоения системы лексических
значений, отражающих эмоциональные состояния и
оценки, детьми с общим недоразвитием речи…………………………. 17
2.1. Этапы исследования эмоциональной лексики
детьми с общим недоразвитием речи старшего
дошкольного возраста…………………………………………………… 17
2.2. Проведение исследования………………………………………….. 23
Выводы по второй главе………………………………………………… 52
Глава III. Содержание логопедической работы с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи…………………………. 54
Выводы по третьей главе………………………………………………… 72
Заключение……………………………………………………………….. 73
Список литературы…………………
Характерные признаки выражения:
радости – брови и лоб спокойные, глаза прищурены, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;
грусти – внутренние уголки бровей подняты вверх, уголки губ опущены;
гнева – брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки, уголки губ опущены;
испуга – внутренние уголки бровей подняты вверх, рот раскрыт;
удивления – брови высоко подняты и округлены, рот раскрыт.
На каждом занятии дети изучают разные эмоциональные состояния с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммы. Применение особенно графических изображений лиц для обозначения эмоциональных состояний способствует более эффективной ориентации детей в распознавании того или иного вида лицевой экспрессии, а также развитию внимания и памяти. В коррекционной работе применяется прием соотнесения эмоционального состояния с определенным цветом.
Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном и насыщенностью. По данным исследований Ч.А. Измайлова, если представить цветовой тон в виде непрерывного континуума, то эмоция, выражающая радость, расположена в синей, грусть – в салатовой, гнев – в красной, испуг – в оранжевой, удивление – в бирюзовой цветовой гамме.
Таким образом, каждая эмоция имеет свою цветовую характеристику. Приведенные выше данные мы использовали в работе с детьми; например, дошкольникам раздавались фотографии, картинки, графические изображения того или иного эмоционального состояния и набор цветных карточек. Педагог предлагает рядом с картинкой (фотографией, пиктограммой) положить соответствующий цветной картон, или, наоборот, перед ребенком лежит цветная карточка, а ему нужно подобрать соответствующую картинку с тем эмоциональным выражением, которое соотносится с данным цветом. По мере успешного выполнения этого задания перед ребенком выкладывают две (три, четыре, пять) цветные карточки. Устраиваются соревнования между командами. Выигрывает та группа детей, которая подбирает большее количество картинок (фотографий, пиктограмм) и не совершает ошибочных выборов.
Также в работе используются игры с карточками, на которых изображены люди и животные, выражающие различные эмоциональные состояния (Н.Л. Белопольская). Например, можно использовать игру «Имитация».
Ребенка просят найти среди карточек
всех веселых (грустных, испуганных, злых,
удивленных) людей и зверей. Затем
предлагают воспроизвести на своем
лице сходное эмоциональное
Знакомство с различными видами эмоций происходит с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики, приведем некоторые из них.
«Обезьянка»
Два ребенка выходят в круг. Одному из них дается задание изобразить какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Другой ребенок – «обезьянка» – повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться выполнять вес точно, копировать все движения, позы, выражения лица.
«Художник»
У каждого ребенка на столе стоит зеркало. Педагог предлагает детям представить, что они художники, а потом посмотреть в зеркало и нарисовать того, кого они в нем видят. Для того чтобы «художнику» было понятнее, как этот человек выглядит, следует изменять выражение лица. Педагог просит детей изобразить на лице радость (грусть, испуг, злость, удивление).
«На меня посмотри. Скажи, что изменилось на лице». Педагог выбирает ведущего и просит его сделать веселое лицо. Затем комментирует, обращаясь к детям: «Посмотрите на лицо, какое оно – веселое или грустное? Глаза прищурены? Краешки губ подняты вверх или опущены вниз?» и т.д. Потом предлагает детям закрыть глаза, а ведущего просит сделать печальное (злое, испуганное, удивленное) лицо. Дошкольники по команде педагога открывают глаза и определяют, что изменилось в выражении лица ведущего.
Выражение интенсивности проявления тех или иных эмоциональных состояний происходит с помощью специальных игровых приемов.
«Я веселым буду, а кто будет веселее, тот и молодец!» Педагог предлагает детям посмотреть, какое у него выражение лица, при этом изображает какое-либо эмоциональное состояние, например радость. Затем просит кого-нибудь из детей изобразить более веселого, а потом самого веселого человека.
Дошкольники обучаются составлению
графических изображений лиц
с помощью заранее подготовленн
Ознакомление с эмоциональными состояниями в процессе коррекционных занятий происходит также и через восприятие классической и популярной музыки. Мы рекомендуем использовать танцевальную музыку из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, Ф. Шопена, В.А. Моцарта, финал «Маленькой ночной серенады», Ж. Бизе, юношеская симфония (финал), П. И. Чайковского, «Времена года»; а также музыкальные произведения В. Герчик, «Песня стрекозы», В. Шаинского, «Чунга-Чанга», «Небылицы», «Пропала собака» и др. Дети с закрытыми глазами прослушивают музыкальный фрагмент, представляя и фантазируя возникающие образы и ситуации. После прослушивания дошкольники рассказывают, какое настроение навеяла та или иная музыка, что представлялось им, когда они слушали музыкальные отрывки.
Затем педагог раздает наборы цветных карточек и предлагает подобрать в соответствии с тем или иным эмоциональным настроением, которое навеяла мелодия, к звучащей музыке подходящую карточку: радость – голубую; грусть – салатовую; гнев – красную; испуг – оранжевую; удивление – бирюзовую (Ч.А. Измайлов).
С целью закрепления знаний детей об эмоциях на итоговых занятиях применяются задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний. Так, например, можно использовать следующие игры.
«Профессии»
Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу по заданию педагога веселого и грустного художника, воспитателя, строителя, водителя, парикмахера и т.д., имитируя движения, характерные для людей определенной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой – веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.
«Кубик»
Педагог бросает кубик, на каждой грани которого схематично изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние (радость, грусть, испуг, злость, удивление). Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
«Хоровод»
Дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, веселую бабочку, испуганного зайчика, удивленную сову.
Приведем примерные фрагменты занятий.
Фрагмент занятия по теме «Эмоциональные состояния радости и грусти».
Дети делятся на две группы. Группам
по очереди предлагаются фрагменты
сказок (рассказов, историй и пр.)
радостного и грустного содержания.
Одна команда поднимает
Фрагмент занятия по теме «Эмоциональные состояния радости, грусти и страха».
Педагог предлагает детям прослушать отрывки из произведений К. И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице в зависимости от ситуации. Затем им предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.
Третий блок. Формирование интонационной стороны речи.
Значительная часть детей с общим недоразвитием речи (III уровень) не могут выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. В связи с установленными трудностями необходимо проводить целенаправленную работу по формированию:
воспроизведения ритма речи;
восприятия выразительности
умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи;
дифференциации интонационной
выразительности в
Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмичные упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности и способствуют ее развитию.
Следует использовать специальные упражнения по развитию воспроизведения ритма речи:
прослушать с закрытыми
отстучать по подражанию предъявленные простые ритмы;
отстучать по подражанию предъявленные сложные ритмы;
отстучать по подражанию серию акцентированных ударов (громкий удар, тихий удар).
Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности речи.
Детям предлагается прослушать сказку или рассказ, например сказку «Золушка». Первый раз педагог читает ее без интонационного оформления, а второй раз выразительно. У ребят выясняется, какое чтение им больше понравилось и почему, потом им разъясняется, что голос при чтении можно изменить, с его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, злость, а также просьбу, приказ и т.п. Дошкольникам объясняется, что можно говорить быстро и медленно, громко и нежно и т.д. После второго прослушивания сказки с детьми обсуждается, какими голосами говорили мачеха, ее дочери, Золушка, фея и т.д. Затем предлагается поиграть в игру «Чей голос?» (взрослый, меняя громкость и тон голоса, произносит фразы из сказки, а дети определяют, какому персонажу из сказки принадлежит голос).
С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи проводится ряд игр.
«Какое настроение у ежика»
Педагог произносит предложения, рассказывает небольшие истории от лица ежика с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления). Ребята внимательно слушают и определяют, какое настроение у ежика, а затем показывают соответствующую пиктограмму.
«Какая маска говорит»
На доске вывешено пять масок (пиктограмм),
которые демонстрируют
На этом этапе проводятся также игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, например «Мама пришла», но произнесенную с разнообразными эмоциональными оттенками. При этом описываются различные ситуации, предшествующие данной фразе, например:
Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и воскликнул: «Мама пришла!»
Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, а потом решили поиграть в «Привидения». Ребята разрисовались красками, вырезали одежду из простыней. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал: «Мама пришла?» и т.п.
На этапе формирования умения пользоваться
средствами выразительности в
отработка интонации на материале эмоциональных междометий:
междометия, выражающие радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай- аи. О! Браво! Вот это да!
междометия, выражающие тяжелые психологические состояния или отрицательное отношение к фактам действительности; те же междометия, которые выражают радость, восторг, восхищение, могут выражать противоположные чувства (горе, печаль, тревогу, ужас, досаду), но при другой интонации, например: А-Л-А! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу!
междометия, выражающие удивление, например: Ой! Ух, ты! Ах! Ба!, страх – Ой-ой! У-у! Ух! Ужас!
Эта работа проводится на материале стихов. Педагог читает стихотворения (К.И. Чуковского, «Доктор Айболит», «Тараканище» и др.), а дошкольник проговаривает только междометия с нужной интонацией. Затем отработка интонационной конструкции имеет следующую последовательность: дети сопряженно с логопедом проговаривают предложение, повторяют фразу за логопедом, произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов, историй, стихов, рассказов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: сопряженно, отраженно, самостоятельно. При выполнении всех упражнений используются средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика.
На заключительном этапе дифференциации интонационной выразительности в экспрессивной речи применяются различные предложения, которые по сигналу логопеда дети произносят с определенной интонацией. Вводятся упражнения, в которых необходимо проговорить фразу после того, как педагог опишет ту или иную ситуацию, например произнести фразу «У меня есть собака» в ситуациях, которые близки детям:
Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: «Подрастешь, купим тебе собаку!» Шло время, и наконец настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: «У меня есть собака!!!»
Информация о работе Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР