Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа
За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).
Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I . Психологическое
исследование развития коммуникативных
способностей студентов……………………………………………………
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..
Выводы ……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.). Особенности общения в позднем юношеском - раннем взрослом возрасте исследованы в меньшей степени. Так, мало изучена проблема особенностей общения студентов в вузе в процессе обучения на разных его этапах, недостаточно разработаны научные основы проблемы влияния общения, на формирование профессиональной направленности будущего специалиста, развитие коммуникативных способностей студентов.
Анализ данных научной литературы позволяет выявить роль общения в формировании личности будущего специалиста, в частности в формировании его, профессионально-педагогической направленности. (Н.В. Кузъмина, А.И. Щербаков, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Сластенин).[ 29 ]
Большинство
авторов, исследующих
По мнению Я.Л.Коломинского суть проблемы подготовки специалиста состоит в такой организации педагогического процесса в вузе, при которой возможно формирование целостной социально-активной личности будущего инженера, не только усвоение им теоретических знаний, но и приобретение практических умений, социального опыта общения.
На наш взгляд, особое значение для формирования личности студента как будущего специалиста имеют те виды общения, которые вытекают из задач познавательной деятельности. Ведущее место в системе коммуникаций студента занимает общение в учебной группе, поскольку оно включено непосредственно в учебно-воспитательный процесс. В учебной группе концентрируются познавательные, профессиональные общественные связи студента. Группа студентов представляет собой коллектив, занятый совместной общественно значимой деятельностью - подготовкой к будущей педагогической деятельности, поэтому основной целью этого коллектива является подготовка к будущей профессии и приобретение необходимых для этого знаний, умений и навыков. Отсюда, наряду с другими проблемами, вытекает необходимость исследования особенностей общения в студенческой группе.
Особый интерес для нас в плане общения представляет структура педагогических способностей и один из ее важнейших компонентов - коммуникативные способности. Педагогические способности - это ансамбль свойств личности, отвечающий требованиям педагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижения в ней высоких показателей (Н. В. Кузьмина, Ф. Н. Гоноболина, А. И. Щербакова, Н. Д. Левитова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина и др.) [ 29 ]
Коммуникативные способности - это способности к общению с окружающими, умение найти правильный подход, установить с ними целесообразное взаимоотношение, наличие такта (В. А. Крутецкий).[ 28 ]
Рассматривая коммуникативные
способности как
Общение в деятельности педагога выступает: во-первых, как средство решения собственно учебных задач; во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса; в-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обуславливающих успешность воспитания и обучения; в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности учащихся. Таким образом, коммуникативные способности могут проявляться, формироваться и развиваться в соответствующей педагогической деятельности, которая, в сущности, является коммуникативной. Коммуникативность включает расположенность к людям, доброжелательность, общительность. Общительность является основным компонентом коммуникативных способностей. А. В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность:
- особенности мышления;
- свободное владение речью;
- эмпатия и спонтанность восприятия;
- определенные социальные установки (интерес к самому процессу общения, а не только к его результату);
- коммуникативные умения.
Ю. Л. Ханин, А. В. Мудрик, А. К. Маркова, В. А. Кан-Калик рассматривали в своих работах компоненты общительности, в т. ч. коммуникативные умения - умения, способствующие достижению высоких результатов в общении.
Органическим компонентом коммуникативных способностей являются речевые способности: хорошая вербальная память, правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентировать речь на собеседника (Б. А. Ильюк). Естественно, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура педагога. К.К. Платонов, выделил три подструктуры из общей структуры коммуникативных способностей.
Первую подструктуру составляет гностическая способность, т.е. способность человека понимать других людей. Ее элементы:
- стремление к пониманию других людей;
- умение слушать партнера по общению;
- наблюдательность;
- способность к идентификации.
Вторая подструктура – экспрессивная способность, т.е. способность к самовыражению личности. В нее входят стремления быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие партнерам.
Третья подструктура – интеракционная способность, т.е. способность влиять на партнеров по общению. Она включает в себя требовательность к членам коллектива, вежливость, такт, дисциплинированность, умение
убеждать, решительность.
А.К. Маркова в работе «Психология труда учителя» пишет, что педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность – три основные стороны учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность всех этих трех сторон.
Актуальность исследования.
По мнению некоторых авторов, главные
особенности профессионально--
Коммуникативная деятельность между двумя субъектами дидактического процесса (преподавателем и студентами) играет огромную роль в обучении, ее успешность во многом зависит от коммуникативных способностей личности педагога, выбора оптимальных форм организации обучения, правильного соотношения деятельности и общения на занятиях с одной стороны и индивидуальных коммуникативных способностей студентов с другой стороны. С учетом вышесказанного была выбрана тема исследования.
Объект исследования: коммуникативные способности.
Предмет исследования: особенности коммуникативных способностей студентов по специальности «ПП».
Гипотеза. Мы выдвинули предположение о том, что коммуникативные способности студентов будут развиваться в зависимости от вовлеченности студентов на разных курсах обучения специальности «ПП» в учебно-профессиональное общение, а также в зависимости от следующих личностных качеств студентов: самооценки и особенностей профессиональной направленности, влияющих на характер тем общения, в связи с чем будут происходить качественные и количественные изменения в особенностях коммуникативных способностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке теоретического подхода и методики исследования коммуникативных способностей как особых способностей личности студента по специальности «ПП», интегрированных в общую структуру личности того же субъекта. Знание феномена профессиональных коммуникативных способностей студента по специальности «ПП» позволит оказать ему квалифицированную психологическую помощь.
Новизна исследования состоит в разработке гипотезы и методического комплекса исследования позволившего изучить феномен коммуникативных способностей студентов по специальности «ПП» Приднестровского региона.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных способностей студентов разных курсов обучения в вузе по специальности «ПП» и составить их портфолио.
Задачи:
Методологические основы исследования. Исследование опирается на теоретические положения Н.В.Кузьминой, А.И.Щербакова, Ф.Н.Гоболина, В.А Сластенина, Я.Л.Коломинского и др. о развитии коммуникативных способностей в формировании личности будущего специалиста.
Выборка: студенты специальности «ПП» третьего и пятого курсов в количестве 50 человек, возрастом от 17 до 22 лет. Состояние здоровья студентов и их успеваемость удовлетворительное.
Методы исследования: анкетирование и тестирование.
Ключевые слова:
1). Коммуникативные способности – Коммуникативные способности - это способности к общению с окружающими, умение найти правильный подход, установить с ними целесообразное взаимоотношение, наличие такта (В. А. Крутецкий).[ 28 ]
2) Учебно-профессиональная деятельность - это ведущая в юношеском возрасте, и имеет свое специфическое содержание (мотив и иерархия целей), позволяющее отличать ее от других видов деятельности. Ее мотивом выступает переживание субъектом своего соответствия требованиям профессиональной ситуации, образу профессионала.
Содержательное наполнение данного образа составляют качества, которыми определяется соответствие требованиям профессии на уровне общепринятых значений, с одной стороны, и представления, отношения, проецируемые субъектом профессионального становления, с другой (Д.Б.Эльконин).
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов