Развитие коммуникативных способностей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа

Описание

За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 205.06 Кб (Скачать документ)

   3). Адекватность  самооценки – это степень ее соответствия реальной  выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма - внутреннего программиста и регулятора  жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к  более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать  одним из показателей гармоничности личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.   Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов.

 

    1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.

       Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. [2 с.56]    В исследованиях Л.А. Барановой,  М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева [ 2 с.87 ], является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.  
     При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк). [ 23] Таким образом, изучение психологических особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым явлением в современной психологии высшей школы.

      Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно – в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством            Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

      Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

     Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая  представляет собой единство  
психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в  
психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой  воплощаются общественные отношения,  качества, порождаемые принадлежностью  студента к определенной социальной  группе, национальности;

3) с биологической, которая  включает тип высшей нервной  деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты,  физическую силу, телосложение и  т. д. Эта сторона в основном  предопределена наследственностью  и врожденными задатками, но  в известных пределах изменяется  под влиянием условий жизни.  
           Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач.       Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.  
            Если же изучить студента как личность, то возраст 18-23 года - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.  
       Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».  
     Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона [ 2, 3, 9], В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).  
      Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский [ 32 ]отмечает, что 19-23 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Изучением студенчества как  социальной группы занималась лаборатория  социологических исследований ЛГУ  под руководством          В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним  видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих  единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным  уровнем, период существования которых  ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в  систематическом усвоении и овладении  новыми знаниями, новыми действиями и  новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном  «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к  большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.  
           Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для  особого положения молодого человека в учении, но и для овладения  другими возможностями, ролями и  притязаниями. В студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и  перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой  строй жизни.

Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую  сферы психики. Они проявляются  и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование  его отношений к окружающей среде  и к своей деятельности, ведущей  же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение и дальнейшее развитие.

Смысл жизни – это важнейшее  новообразование юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни  проблема смысла жизни становится глобально  всеобъемлюще с учетом ближней и  дальней перспективы.

Также важным новообразованием юности является появление жизненных  планов, а в этом проявляется установка  на сознательное построение собственной  жизни как проявление начала поиска ее смысла.

В юности человек стремится  к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая  проблема юности. Знаменательно, что  в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как  предстоящей деятельности. Эта категория  людей стремится научиться оказывать  влияние на других и для этого  изучает социальные процессы, сознательно  рефлексируя на них.

     Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.

 

    1. Исследования  Веревкиной Т.А. факторов влияющих на становление коммуникативных способностей студентов.

    Веревкина Т.А. – кандидат педагогических наук Хабаровского педагогического университета, пишет о том, что процесс демократизации общества, востребовав нового человека - деятельного, жизнеустойчивого, способного к интенсивному "самодостраиванию", обусловил гуманизацию начального образования, а значит, и становление его ключевой фигуры - современного учителя, от которого в значительной степени зависит развитие творческого потенциала школьника. Одним из условий реализации гуманистически направленного образования выступают коммуникативные способности учителей, совершенствование которых осуществляется, прежде всего, в гуманистических межличностных отношениях преподавателей и студентов в процессе профессионально-педагогического образования.

     Теоретические  положения данного исследования опираются на  идеи значимости трансцендентального, "внутреннего" в человеке, обладающем творческой свободой и способном строить отношения с людьми по принципу любви (В. Франкл, М. Бахтин, М. Мамардашвили, К. Ясперс, М. Хайдегер и др.). Основой таких отношений является интеграция духовных ценностей, а сами отношения рассматриваются философами как единение, слияние, "взаимопроницание" человека и человека (Г. Батищев, М. Бубер и др.).

       В психологии продуктивно реализуются идеи "освобождающего" влияния отношений на реализацию возможностей личности и развитие её способностей (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Бодалёв, Е.И. Кузьмина и др.). Межличностные отношения выступают фактором эмоционального благополучия участников взаимодействия, способствующим установлению положительного психологического климата в группе (Г.М. Андреева, Н.П. Аникеева, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и др.), понимаются как ценностные отношения людей, представляющие основу свободного самоопределения личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А. Маслоу, А.Б. Орлов, К. Роджерс и др.) [22], как этическая основа анализа человеческих отношений (И.С. Кон, .Л. Скрипкина и др.). Раскрыта ведущая роль учителя и влияние его личности на развитие способностей учащихся, реализующихся в межличностных отношениях (А.А. Бодалёв, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.). [ 22 ] В структуре педагогических способностей выделены коммуникативные способности, позволяющие устанавливать гуманистические отношения между участниками процесса педагогического общения (Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова и др.). Исследования диалога как способа духовного общения (А.А. Бодалёв, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалёв, А.Ф. Копьев, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш)[ 6 ] и игры как средства моделирования творческих социальных отношений (Л.С. Выготский) позволили рассмотреть межличностные отношения как фактор самовыражения и саморазвития партнёров.

     В контексте теории педагогического взаимодействия (Л.И. Новикова, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова, Л.А. Никоненко, Г.В. Гамальская и др.) [   ] и теории педагогического общения (А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик, [   ] В.Н. Никитенко и др.) определены основные характеристики и пути организации межличностных отношений педагогов и воспитанников. Общение и взаимодействие рассматриваются как фактор активизации саморазвития личности (Л.Н. Куликова и др.). Исследованы педагогические условия осуществления личностных отношений, такие как: межсубъектный диалог (В.В. Горшкова), игра (А.А Вербицкий, Г.В. Винникова, В.Н. Никитенко, Л.И. Новикова, С.А. Смирнов, С.А Шмаков и др.), юмор (В.А. Сухомлинский, А.Н. Лук, М.Н. Станкин) и др.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов