Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа
За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).
Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………
Цель: исследование профессиональной мотивации студентов.
Методика может применяться для диагностики мотивации учебно-профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. (см. Приложение 3)
Методика №4 Тестовая карта коммуникативной деятельности (разработанная на основе анкеты А.А.Леонтьева).
Цель: выявить уровень коммуникабельности студентов первого, третьего и пятого курсов.
Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуется заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. [6; с. 291].
Для этого необходимо
выступить в качестве
2.2. Анализ результатов исследования.
Всего было анкетировано 85 студентов первого, третьего и пятого курсов. Студенты первого курса – 28 человек, студенты третьего курса – 30 человек, студенты пятого курса – 27 человек.
а). Анализ результатов анкетирования.
Цель: определить выборку исследования по предпочтению тем общения.
Таб.1. Количественные показатели (в процентах) предпочтения студентами разных тем общения.
Курс обучения |
Кол-во опрошенных студентов |
Предпоч. учебно-профессиональное общение |
Предпоч. общественно-политическое общение |
Предпоч. бытовое общение |
Предпоч. дружеское общение | ||||
I |
28 |
14 |
50% |
3 |
10,7% |
4 |
14,2% |
7 |
25% |
III |
30 |
12 |
40% |
6 |
20% |
8 |
26,6% |
4 |
13,3% |
V |
27 |
20 |
74% |
4 |
14,8% |
2 |
7,4% |
1 |
3,7% |
По результатам исследования предпочитаемых тем общения студентов было выявлено, что наиболее предпочтительнее является для студентов всех исследуемых курсов учебно-профессиональное общение (50%, 40% и 74%), по сравнению с другими темами общения. Самый высокий показатель предпочтения учебно-профессионального общения у студентов пятого курса – 74%. 50% студентов первого курса и 40% студентов третьего курса также предпочитают учебно-профессиональное общение. Наименьшее количество исследуемых студентов первого курса предпочитают общественно-политическое общение – 3 (10,7%). У студентов первого курса на втором месте по предпочтению тем общения является предпочтение дружеского общения - 7 студентов (25%), что, предположительно, зависит от нового вида деятельности, т.е. обучения в ВУЗе, от новых ощущений, что приводит к поиску новых друзей. У студентов третьего курса обнаруживается тенденция к повышению предпочтения бытового общения – 8 студентов (26,6%) и общественно-политического общения – 6 студентов, что составляет 20% из общего количества анкетированных студентов третьего курса.
Рис.1. Сравнительная гистограмма количественных показателей (в процентах) предпочтения тем общения студентами разных курсов, разных групп.
Самый низкий показатель предпочтения тем общения у студентов третьего и пятого курсов – это предпочтение дружеского общения - 4 (13,3%) студентов третьего курса и 1 (3,7%) студент пятого курса. Что, предположительно, говорит о том, что студенты пятого курса более заинтересованы в успешном окончании обучения в ВУЗе и чаще общаются именно на учебно-профессиональные темы.
Таб.1. Сравнительный статистический анализ количества студентов, предпочитающих учебно-профессиональное общение.
Курс |
Количество опрошенных студентов |
Предпочитают учебно-профессиональное общение | |
I |
28 |
14 |
50% |
III |
30 |
12 |
40% |
V |
27 |
20 |
74% |
Рис.2. График динамики показателей учебно-профессионального общения на разных курсах.
Согласно статистическому анализу количества студентов, предпочитающих учебно-профессиональное общение и графику динамики показателей, мы установили, что показатель учебно-профессионального общения значительно понижается у студентов третьего курса – 40%, и значительно повышается у студентов пятого курса - 74%, что предположительно зависит от мотивации обучения студентов в ВУЗе, от уровня самооценки и наиболее выраженных показателей качеств самооценки личности.
- Как видно, учебно-профессиональное общение студентов имеет более высокий показатель на первом и пятом курсах специальности «ПП»: на первом курсе – 50%, на пятом курсе – 74%. Самый высокий показатель предпочтения учебно-профессионального общения на пятом курсе.
- На первом курсе наблюдается тенденция к повышению показателя предпочтения учебно-профессионального общения, на третьем курсе – тенденция к понижению 40%. Предположительно, что на первом курсе ещё повышен интерес к получению профессиональных знаний, студенты заинтересованы в дальнейшем успешном обучении, в переходе на следующий курс обучения. У студентов пятого курса предполагается, что высокий показатель предпочтения учебно-профессионального общения зависит от интереса к будущей практической деятельности. У студентов третьего курса тенденция к понижению показателя предпочтения учебно-профессионального общения (40%), мы предполагаем, зависит от предпочтения других тем общения, интереса к личной жизни. Процесс обучения их менее интересует, чем личная жизнь.
Таб. 3. Выборка по предпочтение учебно-профессионального общения студентов I, III, V курсов специальности «ПП».
Общее кол-во студентов |
Учебно-профессиональное общение |
Общественно-политическое общение |
Бытовое общение |
Дружеское общение | ||||
85 |
46 |
54,1% |
13 |
15,2% |
14 |
16,4% |
12 |
14,1% |
Рис. 3. Круговая диаграмма общих показателей выборки исследования предпочтения тем общения студентов.
Из 85 исследованных нами
студентов - 46 (54,1%) студентов предпочитают
учебно-профессиональное
Методика №2 Самооценка личности (О.И.Мотков).
Таблица 4. Сравнительные данные общей самооценки личностных качеств студентов на разных курсах обучения в ВУЗе.
№ |
Индивидуальный показатель (фактор личности) качеств самооценки |
Самооценка качеств личности | ||
I курс 14 чел. |
III курс 12 чел. |
V курс 20 чел. | ||
1 |
Нравственность |
4,25 |
4,06 |
3,75 |
2 |
Воля |
3,46 |
3,44 |
3,28 |
3 |
Самостоятельность |
3,82 |
4,00 |
3,42 |
4 |
Креативность |
3,58 |
4,06 |
3,23 |
5 |
Гармоничность |
3,64 |
3,72 |
3,34 |
6 |
Экстраверсия |
4,03 |
4,01 |
3,64 |
Эти данные позволяют увидеть различия в индивидуальных показателях качеств самооценки личности, а также в ее адекватности у студентов первого, третьего и пятого курсов. По индивидуальным показателям «воля», «гармоничность» и «экстраверсия» у студентов первого и третьего курсов U-различия не значимы. Максимумы на первом курсе – «нравственность» и «экстраверсия», на третьем курсе – «нравственность» и «креативность», на пятом курсе – «нравственность» и «экстраверсия». Минимумы – это «воля» на первом и третьем курсах и «креативность» на пятом курсе .
По критерию U Манна-Уитни достоверности различий - различия по всем индивидуальным показателям между качествами самооценки первокурсников, третьекурсников и пятикурсников оказались не значимыми.
На всех исследуемых курсах – самый высокий балл индивидуального показателя качеств самооценки имеет качество «нравственность», что говорит о том, что студенты специальности «ПП» считают это качество самооценки личности весьма существенной характеристикой положительного развития их личности в целом. Наименьшее различие между оценками показателей качеств самооценки личности обнаруживаются между самооценкой нравственности и экстраверсии – в среднем разница от 0,22 до 0,05 баллов. Экстраверсия высоко значимо связана со всеми показателями методики: Самостоятельностью, Креативностью, Гармоничностью, Волей. Т.е. она во многом определяет Общую самооценку личности, Самостоятельность и Гармоничность. Экстраверсия – «суперфактор», фундаментальное свойство личности, выраженность которого во многом определяется генотипом, «примерно на 50%». В ряде исследований студентов под руководством автора методики было показано, что из свойств темперамента именно экстраверсия (наряду с подвижностью и лабильностью, спонтанностью) в наибольшей мере связана с гармоничностью личности (Соколова И.С., 2003; Дорогов А., 2002). Т.е. наличие выраженной экстраверсии в юношеском (студенческом) возрасте в большой степени благоприятствует развитию гармоничности личности в различных ее аспектах. Это и понятно, так как, по Айзенку, экстраверсия включает в себя целый синдром характеристик: «социабельность, разговорчивость, бодрость, оптимистичность, уверенность в себе… интерес к внешнему миру… [с. 167]. Большинство из этих черт могут быть отнесены к характеристике гармоничной личности.
Таб.4. Уровни выраженности самооценки у студентов первого, третьего и пятого курсов.
Курс |
Кол-во студентов |
Уровни выраженности самооценки личности студента. | |||||||
Высокий |
Псевдовысокий |
Средний |
Низкий | ||||||
1 |
14 |
7 |
50% |
1 |
7% |
4 |
29% |
2 |
14% |
3 |
12 |
9 |
75% |
0 |
- |
2 |
17% |
1 |
8% |
5 |
20 |
12 |
60% |
0 |
- |
8 |
40% |
0 |
- |
Из 14 студентов первого курса 50% имеют высокий уровень выраженности самооценки личности. Из 12 студентов третьего курса 75% (9 студентов) имеют высокий уровень выраженности самооценки и из 20 исследуемых пятикурсников 12 человек (15%) имеют высокий уровень общей выраженности самооценки личности. Из полученных результатов видно, что наиболее оптимальным, гармоничным является высокий уровень выраженности самооценки личности студентов на всех исследуемых группах, но наиболее выражен этот уровень у студентов третьего курса. Психологически здоровый человек имеет такой уровень Общей самооценки выраженности позитивных аспектов и качеств личности. При этом на высоком уровне обязательно должны быть выражены Нравственность, Воля, Самостоятельность и Гармоничность, а в юношеском возрасте – и Экстраверсия, в чем мы и убедились по полученным результатам проведенной методики. Но, как мы видим, на первом курсе обнаруживаются и псевдовысокий уровень выраженности самооценки, что указывает на неадекватно завышенную самооценку (когда человек чрезмерно высоко оценивает свои личностные качества), и 14% из общего количества исследуемых первокурсников с низким уровнем выраженности самооценки, что указывает на заниженность самооценки. Заниженность самооценки у студентов первого курса, предположительно зависит от уровня тревоги. Так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам, то возможно он находится в тревожном или депрессивном состоянии, испытывает страх перед новым стилем жизни, происходит самобичевание после каких-либо неудач и т.п. также среди студентов третьего курса обнаруживается один студент с заниженной самооценкой, и возможно, по тем же вышеперечисленным причинам.
Методика №3 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
К. Замфир определяла эффективность следующих типов мотивации 1) денежный заработок; 2) стремление к карьерному продвижению по работе; 3) желание не подвергаться критике со стороны руководителя и коллег; 4) стремление избежать возможных наказаний или неприятностей; 5) ориентация на престиж и уважение со стороны других; 6) удовлетворение от хорошо выполненной работы; 7) общественная полезность труда. Для анализа ответов использовалась следующая шкала: 1 балл – «в очень незначительной мере», 2 балла – «в достаточно незначительной мере», 3 балла – «в не большой, но и не в малой мере», 4 балла – в достаточно большой мере», 5 баллов – в очень большой мере».
Таб. 5. Выявление преобладающего типа мотивации студентов первого курса.
Преобладающий тип мотивации |
Кол – во студентов |
ВМ |
57,1% (8) |
ВПМ |
35,8% (5) |
ВОМ |
7,2% (1) |
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов