Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа
За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).
Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………
Преобладание внутреннего типа мотивации составляет у 8 (57,1%) студентов первого курса, что говорит о том, что студенты удовлетворены от самого процесса и результата обучения и получают возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. Преобладание внешнего положительного типа мотивации у 5 (35,8%) студентов первого курса, что, предположительно означает – эти студенты предпочитают думать о будущем денежном заработке, о стремлении к продвижению по карьерной лестнице, о том, чтобы быть на высоте по сравнению с остальными и т.д. Преобладание внешней положительной мотивации обнаружено у одного студента (7,2%) первого курса – это говорит о том, что студент обучается на данной специальности по принуждению кого-либо (например, так хотели родители), или в зависимости от стремления избежать критики со стороны преподавателей или коллег.
Таб. 6. Выявление преобладающего типа мотивации студентов третьего курса.
Преобладающий тип мотивации |
Кол – во студентов |
ВМ |
41,6% (5) |
ВПМ |
41,6% (5) |
ВОМ |
16,7% (2) |
Преобладание
внутреннего типа мотивации
Таб.7. Выявление преобладающего типа мотивации студентов пятого курса.
Преобладающий тип мотивации |
Кол – во студентов |
ВМ |
35% (7) |
ВПМ |
60% (12) |
ВОМ |
5% (1) |
Преобладание
внутреннего типа мотивации
В ходе
исследования уровня
Таб. 8. Выявление мотивационного комплекса студентов первого курса.
Тип мотива- кол-во ции студентов |
ВМ |
ВПМ |
ВОМ | ||
1 |
4 |
< |
4,7 |
> |
3 |
2 |
4 |
> |
3,66 |
> |
2,5 |
3 |
3,5 |
< |
3,66 |
> |
1,5 |
4 |
2 |
< |
3,33 |
> |
2,5 |
5 |
4,5 |
= |
4,5 |
> |
4 |
6 |
4 |
< |
4,66 |
> |
4 |
7 |
4 |
< |
4,1 |
< |
5 |
8 |
4 |
< |
4,33 |
> |
2,5 |
9 |
3,9 |
> |
3,7 |
> |
1,7 |
10 |
4,5 |
> |
4 |
> |
2,5 |
11 |
5 |
> |
4 |
> |
3,2 |
12 |
4 |
> |
3,66 |
> |
1,5 |
13 |
4 |
> |
3 |
> |
2 |
14 |
4 |
> |
3,66 |
> |
2,5 |
Среднее по группе |
3,96 |
> |
3,93 |
> |
2,74 |
По данным
результата исследования
Таб. 9. Выявление мотивационного комплекса студентов третьего курса.
Тип мотива- кол-во ции студентов |
ВМ |
ВПМ |
ВОМ | ||
1 |
4,2 |
< |
4,7 |
> |
3,1 |
2 |
4 |
> |
3,66 |
> |
2,5 |
3 |
3,5 |
< |
3,8 |
> |
1,2 |
4 |
2 |
< |
3,33 |
> |
2,5 |
5 |
3,7 |
= |
3,7 |
> |
3 |
6 |
4 |
= |
4 |
> |
2,5 |
7 |
3,2 |
< |
3,5 |
< |
4 |
8 |
4 |
= |
4 |
> |
2,5 |
9 |
4,33 |
> |
3,9 |
> |
1,7 |
10 |
4,33 |
> |
4 |
> |
2,5 |
11 |
5 |
> |
4,1 |
> |
2,8 |
12 |
4 |
< |
4,1 |
< |
4,33 |
Среднее по группе |
3,87 |
= |
3,87 |
> |
2,71 |
По данным этой таблицы видно, что в среднем по группе преобладает на равном уровне внутренний тип мотивации – 3,87 балла, внутренний положительный тип мотивации – 3,87 баллов. Наименьший балл обнаружен в преобладании внешнего отрицательного типа мотивации в целом по группе.
Таб.10. Выявление мотивационного комплекса студентов пятого курса.
Тип мотива- кол-во ции студентов |
ВМ |
ВПМ |
ВОМ | ||
1 |
3,8 |
< |
4 |
> |
2,5 |
2 |
4,33 |
> |
3,8 |
> |
3 |
3 |
3,5 |
< |
4,6 |
> |
1,5 |
4 |
2 |
< |
3,33 |
> |
2,5 |
5 |
4,33 |
> |
4,1 |
> |
3,6 |
6 |
4 |
< |
5 |
> |
4 |
7 |
4 |
= |
4 |
< |
4,33 |
8 |
3,8 |
< |
4,33 |
> |
2,5 |
9 |
3,5 |
< |
3,66 |
> |
3,5 |
10 |
4,5 |
> |
4 |
> |
2,5 |
11 |
5 |
> |
4,6 |
> |
3,1 |
12 |
4 |
> |
3,66 |
> |
1,5 |
13 |
4 |
> |
3 |
> |
2 |
14 |
4 |
< |
4,7 |
> |
2,5 |
15 |
4 |
< |
4,33 |
> |
4 |
16 |
3,9 |
< |
4,5 |
> |
2,5 |
17 |
4 |
< |
4,33 |
> |
3 |
18 |
5 |
> |
4,33 |
> |
3,5 |
19 |
4,5 |
= |
4,5 |
> |
2 |
20 |
4 |
< |
4,33 |
> |
3,5 |
Среднее |
3,81 |
< |
4,15 |
> |
2,87 |
Данные результаты показывают, что на пятом курсе в целом по группе преобладает внешняя положительная мотивации обучения в ВУЗе – 4,15 баллов. Внешняя отрицательная мотивация наблюдается с тенденцией к понижению – 2,87 баллов.
Таб.11. Тенденция студентов разных курсов и разных групп выбора определенного мотивационного комплекса.
М о т и в а ц и о н ы й к о м п л е к с |
Кол-во выборов | ||||||
I курс |
III курс |
V курс | |||||
ВМ |
> |
ВПМ |
> |
ВОМ |
5чел. |
4 чел. |
7чел. |
ВМ |
= |
ВПМ |
> |
ВОМ |
1 чел. |
3чел. |
1чел. |
ВМ |
< |
ВПМ |
> |
ВОМ |
7 чел |
3чел. |
11чел |
ВМ |
< |
ВПМ |
< |
ВОМ |
1 чел. |
2 чел. |
1 чел. |
Примечание:
ВМ – внутренняя мотивация;
ВПМ – внешняя положительная мотивация;
ВОМ – внешняя отрицательная мотивация;
|
– оптимальный мотивационный комплекс (баланс мотивов);
|
– наихудший мотивационный
На основе полученных данных рассчитывались мотивационные комплексы: оптимальный баланс мотивов ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ, в котором внутренняя мотивация (ВМ) – высокая; внешняя положительная мотивация (ВПМ) – равна внутренней мотивации или ниже, но относительно высокая; внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) – очень низкая и близкая к 1. Чем оптимальнее мотивационный комплекс (баланс мотивов), тем более активность студентов мотивирована самим содержанием профессионального обучения, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов [58]. Мотивационный комплекс ВМ > ВПМ > ВОМ обнаруживается в большем количестве у студентов третьего курса, что говорит о том, что большее количество студентов этого курса и этой группы предпочитают, в достаточно большой мере, получение удовлетворенности от успехов в обучении, профессиональных знаний. Самым предпочитаемым мотивационным комплексом наблюдается у студентов пятого курса, что, предположительно, зависит от их стремления к успешному окончанию обучения и к будущему карьерному продвижению в работе, удовлетворительного денежного заработка. Мотивационный комплекс ВМ = ВПМ > ВОМ предпочитают 1 студент первого курса, 3 студентов третьего курса и один пятого курса. Это свидетельствует о том, что студенты, с данными мотивационными комплексами, вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Студенты, у которых мотивационный комплекс характеризуется преобладанием внешней отрицательной мотивации ВМ < ВПМ < ВОМ, составили 1 студент первого курса, 2 студента третьего курса и один студент пятого курса. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом.
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов