Развитие коммуникативных способностей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа

Описание

За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 205.06 Кб (Скачать документ)

     Преобладание внутреннего  типа мотивации составляет у  8 (57,1%) студентов первого курса, что говорит о том, что студенты удовлетворены от самого процесса и результата обучения и получают возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. Преобладание внешнего положительного типа мотивации у 5 (35,8%) студентов первого курса, что, предположительно означает – эти студенты предпочитают думать о будущем денежном заработке, о стремлении к продвижению по карьерной лестнице, о том, чтобы быть на высоте по сравнению с остальными и т.д. Преобладание внешней положительной мотивации обнаружено у одного студента (7,2%) первого курса – это говорит о том, что студент обучается  на данной специальности по принуждению кого-либо (например, так хотели родители), или в зависимости от стремления избежать критики со стороны преподавателей или коллег.

    Таб. 6. Выявление преобладающего типа мотивации студентов третьего курса.

Преобладающий тип мотивации

Кол – во студентов

ВМ

41,6%    (5)

ВПМ

41,6%    (5)

ВОМ

16,7%  (2)


     Преобладание  внутреннего типа мотивации составляет  у 5 (41,6%) студента третьего курса,  внешней положительной мотивации  у 5 (41,6%) студентов третьего курса,  и преобладание внешней отрицательной  мотивации у 2 студентов (16,7%) третьего  курса. Преобладание внутренней  мотивации и внешней позитивной  мотивации находятся на одинаковом  уровне, и лишь двое студентов  обучаются только от того, чтобы избежать наказаний и упреков родителей, преподавателей, но сами не испытывают ни малейшего интереса к данной профессии

  

 

     Таб.7. Выявление преобладающего типа мотивации студентов пятого курса.

Преобладающий тип мотивации

Кол – во студентов

ВМ

35%    (7)

ВПМ

60%    (12)

ВОМ

5%  (1)


      Преобладание  внутреннего типа мотивации составляет  у 7 (35%) студентов пятого курса, внешней положительной мотивации у 3 (23,0%) студентов пятого курса, преобладание внутренней и внешней положительной мотивации в равной степени у 2 (15,3%) студентов пятого курса, и преобладание внешней отрицательной мотивации у 1 (7,69%)  студента пятого курса. В данном случае, наибольший процент составляет преобладание внешнего положительного типа мотивации, что, предположительно, зависит от окончания обучения в ВУЗе и поступления на работу, и в данном случае большинство студентов больше предпочитают продвижение по работе в будущем, по нахождению работы с более высоким уровнем заработка. Лишь один студент пятого курса предпочитает получить диплом, только для того, чтобы иметь высшее образование, а работать предпочитает в другой сфере.

      В ходе  исследования уровня преобладания  определенного типа мотивации  нами были составлены мотивационные  комплексы в каждой исследуемой  группе. Каждый студент был обозначен  своим порядковым номером, и  у каждого студента подсчитывались  баллы по каждому преобладающему  типу мотивации.

 

 

Таб. 8. Выявление мотивационного комплекса студентов первого курса.

      Тип мотива-

   кол-во    ции

  студентов

ВМ

 

ВПМ

 

ВОМ

1

4

<

4,7

>

3

2

4

>

3,66

>

2,5

3

3,5

<

3,66

>

1,5

4

2

<

3,33

>

2,5

5

4,5

=

4,5

>

4

6

4

<

4,66

>

4

7

4

<

4,1

<

5

8

4

<

4,33

>

2,5

9

3,9

>

3,7

>

1,7

10

4,5

>

4

>

2,5

11

5

>

4

>

3,2

12

4

>

3,66

>

1,5

13

4

>

3

>

2

14

4

>

3,66

>

2,5

Среднее по группе

3,96

>

3,93

>

2,74


     По данным  результата исследования мотивационного  комплекса группы студентов первого  курса, обнаруживается, что внутренняя  мотивация и внешняя позитивная  мотивация преобладает примерно  на одинаковом уровне, разница  лишь в 0,03 балла. Внешняя отрицательная мотивация преобладает на  значительно низком уровне по отношению к первым двум.

Таб. 9. Выявление мотивационного комплекса студентов третьего курса.

      Тип мотива-

   кол-во    ции

  студентов

ВМ

 

ВПМ

 

ВОМ

1

4,2

<

4,7

>

3,1

2

4

>

3,66

>

2,5

3

3,5

<

3,8

>

1,2

4

2

<

3,33

>

2,5

5

3,7

=

3,7

>

3

6

4

=

4

>

2,5

7

3,2

<

3,5

<

4

8

4

=

4

>

2,5

9

4,33

>

3,9

>

1,7

10

4,33

>

4

>

2,5

11

5

>

4,1

>

2,8

12

4

<

4,1

<

4,33

Среднее по группе

3,87

=

3,87

>

2,71


     По данным этой таблицы видно, что в среднем по группе преобладает на равном уровне внутренний тип мотивации – 3,87 балла, внутренний положительный тип мотивации – 3,87 баллов. Наименьший балл обнаружен в преобладании внешнего отрицательного типа мотивации в целом по группе.

 

 

Таб.10. Выявление мотивационного комплекса студентов пятого курса.

   Тип мотива-

 кол-во    ции

  студентов

ВМ

 

ВПМ

 

ВОМ

1

3,8

<

4

>

2,5

2

4,33

>

3,8

>

3

3

3,5

<

4,6

>

1,5

4

2

<

3,33

>

2,5

5

4,33

>

4,1

>

3,6

6

4

<

5

>

4

7

4

=

4

<

4,33

8

3,8

<

4,33

>

2,5

9

3,5

<

3,66

>

3,5

10

4,5

>

4

>

2,5

11

5

>

4,6

>

3,1

12

4

>

3,66

>

1,5

13

4

>

3

>

2

14

4

<

4,7

>

2,5

15

4

<

4,33

>

4

16

3,9

<

4,5

>

2,5

17

4

<

4,33

>

3

18

5

>

4,33

>

3,5

19

4,5

=

4,5

>

2

20

4

<

4,33

>

3,5

Среднее

3,81

<

4,15

>

2,87


    Данные результаты показывают, что на пятом курсе в целом по группе преобладает внешняя положительная мотивации обучения в ВУЗе – 4,15 баллов. Внешняя отрицательная мотивация наблюдается с тенденцией к понижению – 2,87 баллов.

Таб.11. Тенденция студентов разных курсов и разных групп выбора определенного мотивационного комплекса.

М о т и в  а ц и о н ы й     к о м п л е к с 

Кол-во выборов

I    курс

III курс

V курс

ВМ

>

ВПМ

>

ВОМ

5чел.

4 чел.

7чел.

ВМ

=

ВПМ

>

ВОМ

1 чел.

3чел.

1чел.

ВМ

<

ВПМ

>

ВОМ

7 чел

3чел.

11чел

ВМ

<

ВПМ

<

ВОМ

1 чел.

2 чел.

1 чел.


Примечание:

ВМ – внутренняя мотивация;

ВПМ – внешняя положительная  мотивация;

ВОМ – внешняя отрицательная  мотивация;

 

 




– оптимальный мотивационный комплекс (баланс мотивов);

 

 




– наихудший мотивационный комплекс.

На основе полученных данных рассчитывались мотивационные комплексы: оптимальный баланс мотивов ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ, в котором  внутренняя мотивация (ВМ) – высокая; внешняя положительная мотивация (ВПМ) – равна внутренней мотивации или ниже, но относительно высокая; внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) – очень низкая и близкая к 1. Чем оптимальнее мотивационный комплекс (баланс мотивов), тем более активность студентов мотивирована самим содержанием  профессионального обучения, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов [58]. Мотивационный комплекс ВМ > ВПМ > ВОМ обнаруживается в большем количестве у студентов третьего курса, что говорит о том, что большее количество студентов этого курса и этой группы предпочитают, в достаточно большой мере, получение удовлетворенности от успехов в обучении, профессиональных знаний. Самым предпочитаемым мотивационным комплексом наблюдается у студентов пятого курса, что, предположительно, зависит от их стремления к успешному окончанию обучения и к будущему карьерному продвижению в работе, удовлетворительного денежного заработка. Мотивационный комплекс ВМ = ВПМ > ВОМ предпочитают 1 студент первого курса, 3 студентов третьего курса и один пятого курса. Это свидетельствует о том, что студенты, с данными мотивационными комплексами, вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Студенты, у которых мотивационный комплекс характеризуется преобладанием внешней отрицательной мотивации ВМ < ВПМ < ВОМ, составили 1 студент первого курса, 2 студента третьего курса и один студент пятого курса. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов