Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа
За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).
Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………
Педагогические
условия, обеспечивающие
Поэтому, по
мнению автора, система психолого-
Так, Ф.З.Якушева определила типы развивающих задач в процессе реализации функций коммуникативно-педагогической деятельности преподавателем решаются следующие задачи:
Фарукшина Н.Т. считает, что активность личности студента должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров общении, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативных способностей.
Коммуникативные способности складываются из умений:
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Автор пишет о том, что коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.
Автор считает целесообразным рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:
Каждая из этих составляющих требует специального социо-технологического анализа.
Эмоционально-психологическая саморегуляция в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно, оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности, верно, оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.
Экспрессивные
навыки коммуникативно-исполнительской
деятельности принято рассматривать как
систему умений, создающих единство голосовых,
мимических, визуальных и моторнофизиолого-
Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости.
В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.
Коммуникативные способности как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» студента.
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей студента, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативных способностей личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника обучения и т.п.
Автор говорит о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление; культуру речевого действия; культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; культуру жестов и пластики движений; культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; культуру эмоций.
Коммуникативная культура личности, как и коммуникативные способности, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативных способностей являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.
Автор делает вывод о том, что развитие коммуникативных способностей студентов является необходимым условием успешной реализации их личности в учебно-профессиональной деятельности.
Глава II. Методика и результаты исследования.
2.1. Программа и методы исследования.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных способностей студентов разных курсов обучения в вузе по специальности «ПП».
Задачи:
Объект исследования: коммуникативные способности.
Предмет исследования: особенности коммуникативных способностей студентов по специальности «ПП».
Согласно гипотезе исследования: мы предположили, что коммуникативные способности студентов будут развиваться в зависимости от вовлеченности студентов на разных курсах обучения специальности «ПП» в учебно-профессиональное общение, а также в зависимости от следующих личностных качеств студентов: самооценки и особенностей профессиональной направленности, влияющих на характер тем общения, в связи с чем будут происходить качественные и количественные изменения в особенностях коммуникативных способностей, был разработан методический комплекс.
Исследование проводилось на основе методического комплекса включающего следующие методические приемы:
Анкета №1 Учебно-профессиональное общение студентов (оригинальная анкета).
Цель: изучение предпочитаемых тем общения студентов на первом, третьем и пятом курсах обучения.
Описание: в данной анкете нужно внимательно прочитать предложенные суждения, и если студент с ними согласен он должен это суждение отметить галочкой. Данная анкета разработана в виде четырех блоков по, предположительно, предпочитаемым темам общения: учебно-профессиональное общение, общественно-политическое, бытовое и личностное общения. (см. Приложение 1)
Методика №2 Самооценка личности (О.И.Мотков).
Цель: изучение общего уровня самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.
В представленной методике испытуемым предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят в характеристику «идеальной» личности. 24 качества личности группируются в следующие факторы: нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия, общая самооценка позитивности развития личности. (см. Приложение 2)
Методика №3 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов