Развитие коммуникативных способностей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа

Описание

За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 205.06 Кб (Скачать документ)

    Педагогические  условия, обеспечивающие развитие  коммуникативных способностей,  включают качественную работу  преподавателя, – с одной стороны,  и условия, обеспечивающие качество  коммуникативной подготовки обучаемых  (студентов), – с другой.

     Поэтому, по  мнению автора, система психолого-педагогической  подготовки студента должна включать  в себя следующие подсистемы: диагностику индивидуальных различий  обучающихся; формирование групп  по принципу психологической  совместимости и уровню развития  личности; типологизацию обучающихся  по уровню развития личностных  качеств,  объему  и качеству  педагогического опыта, уровню  сформированности соответствующих  знаний и умений, способов деятельности; психологическую психофизиологическую  коррекцию личности обучающихся;  повышение эффективности методической  работы с помощью широкого  использования в педагогической  практике логико-категориальных  тезаурусов; повышение мотивации  преподавателей в сфере педагогической  деятельности; разработку пакета  прикладных программ для автоматизации  обработки психолого-педагогической  информации.

     Так, Ф.З.Якушева определила типы развивающих задач в процессе реализации функций коммуникативно-педагогической деятельности преподавателем решаются следующие задачи:

  • Проектирование: формулирование конкретных целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых профессиональной деятельностью; планирование учебного курса с учетом поставленных целей; учет этапов формирования умственных  действий; предвидение возможных затруднений у студентов при изучении ими учебного курса и путей их преодоления.
  • Конструирование: отбор материала для данного занятия с учетом способности студенческой аудитории к его восприятию, подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;  выбор рациональной структуры занятия в зависимости от его цели, содержания, уровня развития студентов; планирование содержания занятия с учетом межпредметных связей; разработка заданий для самостоятельной работы студентов; выбор системы оценки и контроля обученности студентов.
  • Организация: организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов и т.д.; использование педагогических методов, адекватных учебной ситуации; организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;  применение технических средств обучения.
  • Передача информации (коммуникация, общение): ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов; создание тестов по читаемому курсу; изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
  • Социально-психологическое регулирование: стимулирование студентов к постановке вопросов, проведение дискуссии; дисциплинирование студентов, установление обстановки сотрудничества в условиях равноправного общения;  оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры; конструктивное разрешение конфликтов;  управление психическим состоянием субъекта педагогического взаимодействия; активизация познавательной деятельности студентов;  саморегуляция своих психических состояний; установление и поддержание деловых взаимоотношений: а) с коллегами; б) со студентами; в) с администрацией.
  • Научное исследование:  использование методик психолого-педагогического исследования, способов обобщения оформления их результатов; формирование у студентов методологической культуры; формулирование выводов и требований к изменению собственной методики преподавания; анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической теории, восприятие положительного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Исследования Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана.

     Фарукшина  Н.Т. считает, что активность личности студента должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров общении, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

     Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативных способностей.

      Коммуникативные способности  складываются из умений:

    • Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
    • Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
    • Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

      Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

       Автор пишет о том, что коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

     Автор считает целесообразным рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

  • коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической  ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
  • коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения)
  • коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
  • коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

     Каждая из этих составляющих требует специального социо-технологического анализа.

     Эмоционально-психологическая саморегуляция в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

     Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно, оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности, верно, оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

      Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

     Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона  и речевой громкости.

     В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

      Коммуникативные способности как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» студента.

     Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей студента, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

     Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативных способностей личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника обучения и т.п.

      Автор   говорит о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление; культуру речевого действия; культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; культуру жестов и пластики движений; культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;  культуру эмоций.

     Коммуникативная культура личности, как и коммуникативные способности, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативных способностей являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

      Автор делает вывод о том, что развитие коммуникативных способностей студентов является необходимым условием успешной реализации их  личности в учебно-профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методика и результаты исследования.

2.1.   Программа и методы исследования.

     Цель исследования: выявить особенности коммуникативных способностей студентов разных курсов обучения в вузе по специальности «ПП».

    Задачи:

    • Подготовить выборку исследования;
    • Выявить предпочитаемые студентами темы общения по четырем блокам;
    • Выявить общий уровень самооценки студентов;
    • Определить особенности профессиональной мотивации студентов;
    • Проследить структуру коммуникативных способностей;
    • Провести анализ полученных результатов и сделать выводы.

      Объект исследования: коммуникативные способности.

     Предмет исследования: особенности коммуникативных способностей студентов по специальности «ПП».

      Согласно гипотезе исследования: мы предположили, что коммуникативные способности студентов будут развиваться в зависимости от вовлеченности студентов на разных курсах обучения специальности «ПП» в учебно-профессиональное общение, а также в зависимости от следующих личностных качеств студентов: самооценки и особенностей профессиональной направленности, влияющих на характер тем общения, в связи с чем будут происходить качественные и количественные изменения в особенностях коммуникативных способностей, был разработан методический комплекс.

      Исследование проводилось на основе методического комплекса включающего следующие методические приемы:

  1. Анкета №1 Учебно-профессиональное общение студентов (оригинальная анкета)
  2. Методика №2  Самооценка личности  (О.И.Мотков).
  3. Методика №3 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
  4. Методика №4 Тестовая карта коммуникативной деятельности (разработанная на основе анкеты А.А.Леонтьева).

    Анкета №1 Учебно-профессиональное общение студентов (оригинальная анкета).

      Цель: изучение  предпочитаемых тем общения студентов на первом, третьем и пятом курсах обучения.

      Описание: в данной анкете нужно внимательно прочитать предложенные суждения, и если студент с ними согласен он должен это суждение отметить галочкой. Данная анкета разработана в виде четырех блоков по, предположительно, предпочитаемым темам общения: учебно-профессиональное общение, общественно-политическое, бытовое и личностное общения. (см. Приложение 1)

   Методика №2 Самооценка личности  (О.И.Мотков).

      Цель: изучение общего уровня самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

     В представленной методике испытуемым предлагается список из 24 позитивных  качеств  личности, которые входят в характеристику  «идеальной»  личности. 24  качества личности группируются в следующие факторы: нравственность,  воля,  самостоятельность и   чувство реальности,  креативность,  гармоничность, экстраверсия, общая  самооценка  позитивности  развития  личности. (см. Приложение 2)

         Методика №3 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов