В этой работе была рассмотрена
как развитие самооценки личности студентов
и их индивидуальных качеств самооценки,
так и мотивация учения в ВУЗе, так и развитие
коммуникативных способностей и предпочтение
наиболее значимых для каждого студента
тем общения. Изучение этих аспектов показало,
что мотивация и уровень самооценки оказывает
большое влияние на успешность развития
коммуникативных способностей, а также
сами мотивы выбора зависят от отношения
молодых специалистов к своей будущей
профессии, от ее коммуникативных умений.
Мотив выбора отражает позицию
личности, сформировавшуюся на основе
собственного опыта и осмысления
социально значимых целей деятельности.
Так изучая тему нашей работы, можно
заключить, что коммуникативные
умения развиваются с опытом и
с желанием работать в данной сфере,
с желанием поделиться своими знаниями
и умениями с окружающими.
В развитии коммуникативных
способностей главную роль играет направленность
самой личности, которая включает в себя
ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы,
идеалы, самооценку. Направленность личности
определяет то, как человек относится
к окружающему миру и самому себе, единство
его поведения и деятельности, создает
устойчивость личности, позволяя противостоять
нежелательным влияниям извне и изнутри,
является основой саморазвития и профессионализма,
точкой отсчета для нравственной оценки
целей и средств поведения.
Подводя анализ данной работы,
можно сказать, что для учителя
недостаточно обладать необходимыми знаниями
и навыками, чтобы хорошо выполнять
свои обязанности, что эта профессия
требует каких-то специфических
качеств личности. Из опыта известно:
хорошее знание учебного предмета,
методики его преподавания, старание
ещё совсем не дает гарантии, что
данный работник является хорошим учителем.
Он так же должен обладать и коммуникативными
умениями, умением общаться, слушать
и принимать разумную инициативу
со стороны своих учеников, не бояться
высказать свое личное мнение, поделиться
своим опытом и наблюдениями.
Все исследователи сходятся
на том, что работа учителя будет
успешной только в том случае, если
основные качества его личности соответствуют
характеру профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного,
выбор профессии учителя находится
в зависимости от целого ряда факторов.
Изучив психолого-педагогическую литературу
по заявленной проблеме и проанализировав
теоретические источники, была выявлена
зависимость между коммуникативными
качествами, мотивами выбора профессии,
и самооценки личности. Было выяснено,
что коммуникативные способности, зависят
от самой личности, поэтому оказывает
влияние на успешность будущей профессии.
Таким образом, цель исследования была
достигнута. Но, по нашему мнению, для более
конкретного исследования развития коммуникативных
способностей нужно, кроме самооценки
и мотивации, исследовать также и тип темперамента
личности, его характера и интеллектуальных
способностей, что также влияют на развитие
коммуникативных способностей.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 1981.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - выпуск 2.
- Ананьев Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 1976. С.13-35.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. 1968.
- Аткинсон ДЖ.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.
- Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. –Талинн,1998. - 189 с.
- Введение в практическую социальную психологию. /под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой, - М., 1996
- Возрастная и педагогическая психология./под ред.
Петровского, а. В. 2 – е изд.,
испр. И доп. М., 1979.
- Выготский. Л. С. Педагогическая Психология. //психология: классические труды. М., 1996.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах-м, 2000 (эксперимент, тестирование, проективные методики и др. Методы. Бурдон, штур, ддо, лд, мини-мульт, спилбергер, несуществующее животное, незавершенные предложения сакса и леви, психогеом. Тест, аутосоциометрия, с. 227-230 - самооценка)
- Горюнова Е.М. Проблема коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе (статья) // Материалы межвузовской учебно-методической конференции ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2001 г., - Тула: ТГПУ, 2001. - 5 п.л.
- Горюнова Е.М. Развитие коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку (на примере английского языка) : дис. ... Канд. Психол. Наук : 19.00.07 : Тула, 2004 188 c. Ргб од, 61:05-19/130
- Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
- Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998
- Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева – М.: Изд-во ЭКСМО, 1999. – 228 с.
- Кан-калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе.// Формирование личности специалиста в вузе. Сб. Науч. Тр. - Грозный, 1980. - с. 5 – 13.
- Кан-калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный. 1976.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994; 285 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Изд-во ЭКСМО, 1996. – 216 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на дону, 1996.
- Климов Е.А., Романов В.Я. На дальних подступах к психологии психолога //"Мир психологии",1997г..№3(12).
- Коломинский Я.Л. Человек: Психология. - М.: Просвещение,1986 - 223 с.
- Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1983.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [уч. Пособие для пед. Ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.
- Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску. М., 1997.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
- Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.
- Леонтьев А.А. Психология общения. - М, 1999. - с.178.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Лисовский В.Т., Дмитриева А.В. Личность студента. Л., 1974.
- Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов - психологов.// Вестн.моск.ун-та.сер.14 Психология.2000г.,№1
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. Пос. М., 1993 - 97 с. (методики изучения базовой и прижизненно образующейся личности, самооценки способностей, изучения памяти, внимания, пространственного воображения, мышления – игра «5» и др. , задачи на пространст-венное воображение, матрицы равена)
- Мотков О.И. Методика «самооценка личности», вар. 1 и 2. М., 2003.
- Образ жизни современного студента. Л., 1991
- Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань, 1977.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: просвещение, 1979, с. 87-91 – методика изучения самооценки)
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность./ред. А. Карелин. М.:аст, 1997
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - м.-с.-пет., 1994.
Интернет – ресурсы:
- http://koi.www.vvsu.ru/niirpo/conf/2001oct16/coll/64.asp
К.Г. Кречетников «Учет
мотивационных аспектов при проектировании
средств информационных технологий
обучения».
- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09.php Бордовская Н., Реан А. Педагогика.
- http://kemocpom.chat.ru/test/zamfir.html
- http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm
Каташев В.Г. «Исследование
мотивации профессионального обучения»
- http://career.vvsu.ru/vuzam/analytics/motivation.asp
- http://kama.openet.ru:91/index.php?option
- http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2005/issue1/Edu3.html
- http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm
Приложение 1
Анкета №1 Учебно-профессиональное общение студентов
(оригинальная анкета).
Инструкция:
Внимательно прочти, предложенные
суждения. Если они верны отметь
знаком V подходящий вариант или
допиши свой вариант ответа.
- В группе я часто обсуждаю материальную сторону жизни, стили в моде, покупки и т.д.
- Принимаю участие в обсуждении тем бытового характера (долги, события жизни).
- Беседую с коллегами о приобретении и пользовании какими-либо предметами, и о их качестве.
- Советуюсь с куратором о проблемах бытового характера (стипендии и общежитии т. д.).
- Допиши свой вариант__________________________________________
______________________________________________________
- Беседую с коллегами о темах, содержании лекций, проф. практике , о трудностях подготовки к предстоящему экзамену.
- В группе я предпочитаю беседовать на профессиональные темы: о проф. практике, о работе практических психологов.
- Люблю задавать вопросы преподавателям о своей профессии и отвечать на практических занятиях.
- Обращаюсь к преподавателям за советами в области обучения профессиональной подготовки педагога-психолога.
- Допиши свой вариант____________________________________
- Часто обсуждаю с преподавателем события общественной жизни университета, политические актуальные вопросы .
- Делюсь своими взглядами на окружающий мир во время бесед с преподавателем.
- Беседую с коллегами об общественных и политических событиях в стране и мире.
- Обсуждаю актуальные общественно-политические темы с коллегами.
- Допиши свой вариант ____________________________
- Часто делюсь со своими коллегами личными проблемами, советуюсь с ними.
- Советуюсь с куратором о проблемах в отношениях с родными и друзьями.
- Сообщаю друзьям о событиях в личной жизни, о личных проблемах и радостях.
- В обществе коллег беседую об отношениях с друзьями,
близкими людьми.
- Допиши свой вариант ответа_______________________________
Бланк ответа
Ф.И.О.________________________________________________Группа__________Дата______________
Инструкция: Уважаемый(ая) студент(ка)! Внимательно
прочти, предложенные суждения. Если они
верны отметь знаком V подходящий вариант
или допиши свой вариант ответа.
- В группе я часто обсуждаю материальную сторону жизни, стили в моде, покупки и т.д.
- Принимаю участие в обсуждении тем бытового характера (долги, события жизни).
- Беседую с коллегами о приобретении и пользовании какими-либо предметами, и о их качестве.
- Советуюсь с куратором о проблемах бытового характера (стипендии и общежитии т. д.).
- Допиши свой вариант__________________________________________
____________________________________________________________
- Беседую с коллегами о темах, содержании лекций, проф. практике , о трудностях подготовки к предстоящему экзамену.
- В группе я предпочитаю беседовать на профессиональные темы: о проф. практике, о работе практических психологов.
- Люблю задавать вопросы преподавателям о своей профессии и отвечать на практических занятиях.
- Обращаюсь к преподавателям за советами в области обучения профессиональной подготовки педагога-психолога.
- Допиши свой вариант____________________________________
_______________________________________________________________
- Часто обсуждаю с преподавателем события общественной жизни университета, политические актуальные вопросы .
- Делюсь своими взглядами на окружающий мир во время бесед с преподавателем.
- Беседую с коллегами об общественных и политических событиях в стране и мире.
- Обсуждаю актуальные общественно-политические темы с коллегами.
- Допиши свой вариант ___________________________________
____________________________________________________________
- Часто делюсь со своими коллегами личными проблемами, советуюсь с ними.
- Советуюсь с куратором о проблемах в отношениях с родными и друзьями.
- Сообщаю друзьям о событиях в личной жизни, о личных проблемах и радостях.
- В обществе коллег беседую об отношениях с друзьями,
близкими
людьми.
- Допиши свой вариант ответа_______________________________
____________________________________________________________
Приложение 2
Методика №2 Самооценка
личности (О.И.Мотков).
В представленной
методике испытуемым предлагается список
из 24 позитивных качеств личности,
которые входят в характеристику «идеальной»
личности. 24 качества личности группируются
в следующие факторы: нравственность,
воля, самостоятельность и чувство
реальности, креативность, гармоничность,
экстраверсия, общая самооценка позитивности
развития личности.
Описание:
- Активность
- Воспитанность (уважение к людям)
- Доброжелательность
- Жизнестойкость
- Инициативность (выдвижение идей)
- Искренность, правдивость
- Настойчивость
- Общительность
- Отзывчивость (сочувствие, помощь другому)
- Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее)
- Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс)
- Разумность ( учет реальной ситуации)
- Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы)
- Самостоятельность (чаще - опора на себя)
- Сдержанность
- Собранность (неотвлекаемость)
- Творческость (оригинальность)
- Уверенность
- Увлеченность чем-то интересным
- Уравновешенность (спокойствие)
- Чувство красоты
- Чувство меры (в желаниях, в поведении)
- Гармоничность (согласие с собой и с внешним миром)
- Независимость суждений
БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков)
ВАРИАНТ 2
ФИО……………………………………………………….
Пол …… Возраст ………………
Место работы (учебы)………………………
Дата обследования …………….
ИНСТРУКЦИЯ
Оцените, пожалуйста,
степень проявления у вас
личностных качеств, составляющих приводимый
ниже Список. Оценивайте ближайший
год жизни. Выбирайте один ответ
из пяти возможных, представленных в
Шкале возможных ответов, ставя
напротив оцениваемого качества соответствующую
цифру в колонке с данным
ответом. Отвечайте искренне. Сохранение
тайны ваших ответов – профессиональный
долг экспериментатора.