Развитие коммуникативных способностей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа

Описание

За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 205.06 Кб (Скачать документ)

    Методика №4  Тестовая карта коммуникативной деятельности.

В таблицах 12-14 мы приведем результаты по тестовой карте коммуникативной деятельности. Где экспертам раздавались бланки с перечнем вопросов (см. приложение .), на которых на каждого студента давались объективные оценки. Бланки эксперты не подписывали, на них был указан только порядковый номер студента и курс обучения (группа).

Таб. 12. Тестовая карта коммуникативной деятельности студентов первого курса.

Порядковый номер студента

Баллы

Уровень коммуникативных  умений

1

19

Низкий 

2

34

Удовлетворительный

3

42

Высокий

4

25

Удовлетворительный

5

42

Высокий

6

34

Удовлетворительный 

7

28

Удовлетворительный 

8

15

Низкий 

9

18

Низкий 

10

40

Удовлетворительный 

11

33

Удовлетворительный 

12

44

Высокий

13

28

Удовлетворительный 

14

25

Удовлетворительный


 

Как видно из таблицы 12 - 57% студентов первого курса  обладают удовлетворительным уровнем коммуникативных способностей. На занятиях они чувствуют себя оживленно, но не всегда достигают поставленной цели. Их коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, они легко входят в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле внимания. В импровизированных дискуссиях они опираются на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. 3 (21%) студентов обладают высоким уровнем коммуникативных умений, они активно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса. В момент общения царит дружеская непринужденная атмосфера. Активно высказывают свои мнения, предполагают свои варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Эти студенты корректно направляют ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. 3 (21%) студентов обладают низким уровнем коммуникативной деятельности. В ходе общения с сокурсниками у него аудитория пассивна, всякая инициатива им подавляется. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной модели общения.

Таб.13. Тестовая карта коммуникативной деятельности студентов третьего курса.

Порядковый номер студента

Баллы

Уровень коммуникативных  умений

1

40

Высокий

2

34

Удовлетворительный

3

42

Высокий

4

25

Удовлетворительный

5

42

Высокий

6

40

Высокий

7

32

Удовлетворительный 

8

30

Удовлетворительный 

9

35

Высокий

10

28

Удовлетворительный 

11

34

Удовлетворительный 

12

44

Высокий


Как видно из таблицы 13 - 50% студентов третьего курса обладают высоким уровнем коммуникативных способностей. В ходе общения во время занятий аудитория заинтересованно наблюдает за ходом ответов этих студентов или обсуждают поставленный вопрос. Эти студенты умеют вызвать интерес к темам общения, к оживленному обсуждению поставленных ими задач, всякое удачное предложение тут же подхватывается. 6 (50%) студентов обладают удовлетворительными приемами общения, на занятиях чувствуют себя оживленно, но в ходе обсуждения какой-либо проблемы не всегда достигают поставленной цели.

Таб. 14. Тестовая карта коммуникативной деятельности студентов пятого курса.

Порядковый номер студента

Баллы

Уровень коммуникативных  умений

1

40

Высокий

2

34

Удовлетворительный

3

42

Высокий

4.

25

Удовлетворительный

5

42

Высокий

6

40

Высокий

7

46

Очень высокий

8

44

Высокий

9

35

Высокий

10

40

Высокий

11

42

Высокий

12

44

Высокий

13

39

Высокий

14

48

Очень высокий

15

30

Удовлетворительный

16

31

Удовлетворительный

17

36

Высокий

18

20

Удовлетворительный

19

42

Высокий

20

29

Удовлетворительный


Как видно из таблицы 14 двое (10%) студентов пятого курса обладают очень высоким уровнем коммуникативных способностей. Они владеют аудиторией, как дирижер оркестром, решая при этом поставленные задачи, эти люди достигли вершин своего мастерства в общении. Они прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с преподавателями и одногруппниками. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а решение каких-либо проблем  достигают поставленной цели. 12 (60%) студентов обладают высоким уровнем коммуникативных умений, они корректно направляют ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается собеседниками. Общение проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон. 6 (30%) студентов обладают удовлетворительными приемами общения, в импровизированных дискуссиях они опираются на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей.

Рис. 4. Сравнительная гистограмма уровня развития коммуникативных способностей студентов разных курсов и разных групп.

По данным результатам  исследования уровня развития коммуникативных  способностей студентов, представленным в сравнительной гистограмме, мы видим, что развитие коммуникативных  способностей на разных курсах и в  разных группах находится на разных уровнях развития. Т.е. наиболее оптимальный  уровень развития коммуникативных  способностей обнаруживается у студентов  пятого курса, что, по-видимому, зависит  от более установленной самооценке и мотивации учения, чем на первом и третьем курсах обучения. Именно на пятом курсе есть студенты, у  которых уровень коммуникативных  умений в общении достиг наивысшего мастерства, что не наблюдается в  группах первого и третьего курсах.

 

 

 

 

Выводы.

       Анализ результатов исследования в целом подтвердил гипотезу о том, что коммуникативные способности студентов будут развиваться в зависимости от вовлеченности студентов на разных курсах обучения специальности «ПП» в учебно-профессиональное общение, а также в зависимости от следующих личностных качеств студента: самооценки и особенностей профессиональной направленности, влияющих на характер тем общения, в связи с чем будут происходить качественные и количественные изменения в особенностях коммуникативных способностей.

       Студенты, предпочитающие  учебно-профессиональное  общение, чаще беседуют с одногруппниками  о темах, лекций, о трудностях  профессиональной подготовки об  особенностях предстоящих экзаменов.  Так, студенты  третьего курса  специальности «ПП» предпочитают  делиться с коллегами о проблемах  и успехах прохождения учебно-профессиональной  практике, а студенты пятого курса  предпочитают чаще общаться о  проблемах и задачах квалификационных  исследовательских работах, о  деятельности практических психологов.

           Коммуникативные способности студентов  развиваются  в зависимости  от уровня самооценки (высокий  уровень с выражением нравственности  и экстраверсии). Существенной характеристикой  самооценки студентов являются  нравственность, креативность, социабельность, оптимистичность. 

        Коммуникативные  способности развиваются также  на основе профессиональной направленности (удовлетворение от самого процесса и результата обучения). Она включает признание профессионального престижа профессии педагог-психолог, стремление удовлетворить профессиональные интересы, потребность в профессиональных познаниях.

      Студенты, предпочитающие учебно-профессиональные  темы общения, имеют высокую  самооценку и положительную профессиональную  мотивацию. В структуре коммуникативных  способностей были выявлены следующие  компоненты - это, во-первых, социально-перцептивные способности, умения, навыки, совокупность коммуникативных характеристик личности, к которым ним относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция, рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения). Во-вторых, это перцептивно-рефлексивные способности личности, выражающие способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, членом которой является личность, а также способности к пониманию места и роли в группе каждого из участников, в том числе и самого себя. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.

     Методический  комплекс позволил реализовать  цели исследования.

     Можно рекомендовать  анкету «учебно-профессиональное  общение студентов» для выявления  предпочитаемых тем общения у  студентов.

    Портфолио коммуникативных способностей студентов первого курса с высоким уровнем коммуникативной деятельности.

   Студенты с высоким уровнем коммуникативной деятельности обладают умением заинтересовать собеседника, корректно направляют ход беседы в непринужденную атмосферу активного взаимодействия сторон общения. Речь, исследуемых студентов с высоким уровнем коммуникативной деятельности, носит функционально-смысловой характер, образная. Общение продуктивно, отсутствует стихийность.

     Портфолио коммуникативных способностей студентов первого курса со средним уровнем коммуникативной деятельности.

    Студенты со средним уровнем характеризуются довольно свободной по форме коммуникативной деятельностью, они легко входят в контакт с собеседниками, но не все оказываются интересными собеседниками сами. В ходе общения у этих студентов возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

    Портфолио коммуникативных способностей студентов третьего курса с высоким уровнем коммуникативной деятельности.

       Студенты с высоким уровнем коммуникативной деятельности обладают умением активно высказывать мнения, предполагать варианты решения проблемы, так же обладают умением всякое удачное предложение тут же подхватить. Речь, исследуемых студентов с высоким уровнем коммуникативной деятельности, носит функционально-смысловой характер, более литературная. Общение продуктивно, отсутствует стихийность.

    Портфолио коммуникативных способностей студентов третьего курса со средним уровнем коммуникативной деятельности.

     Студенты со  средним уровнем коммуникативной  деятельности характеризуются как вполне удовлетворительно овладевшие приемами общения. Чаще в ходе бесед они являются собеседниками без определенной цели общения. Речь образная, носит характер повествовательной. Общение продуктивно, но иногда носит стихийный характер.

  

 

    Портфолио коммуникативных способностей студентов пятого курса с высоким уровнем коммуникативной деятельности.

У студентов с высоким  уровнем коммуникативной деятельности общение очень напряженное и близкое к модели активного взаимодействия. Эти студенты свободно владеют ораторской речью, как дирижеры, прекрасно распределяют свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с собеседниками. Речь носит литературный и научный характер, достаточно грамотная. В ходе беседы всегда стараются всеми способами заинтересовать собеседника, и всегда достигают поставленной цели в общении.

    Портфолио коммуникативных способностей студентов пятого курса со средним уровнем коммуникативной деятельности.

     Студенты со  средним уровнем коммуникативной  деятельности характеризуются доброжелательностью и заинтересованностью в ходе бесед с коллегами. Активны во время общения, держат собеседника в тонусе, но временами не замечают изменений в настроении собеседника. В их общении отсутствует дифференцированность (нет индивидуального подхода).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог всей этой работе, можно сказать, что проблема развития коммуникативных способностей действительно одна из наиболее сложных и неразрешенных. Есть много причин выбора той или ной профессии. И причины эти зависят в первую очередь от самой личности, в нашем случае от ее коммуникативных умений.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов