Развитие коммуникативных способностей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа

Описание

За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 205.06 Кб (Скачать документ)

Шкала  возможных  ответов:

1 – очень слабая выраженность качества,

2 – слабая    выраженность качества,              

3 – средняя   выраженность качества,             

4 – высокая   выраженность качества ,           

5 – очень высокая   выраженность качества.  

СПИСОК   ЛИЧНОСТНЫХ   КАЧЕСТВ

качество

Возможные  ответы

1

2

3

4

5

1

Активность

         

2

Воспитанность (уважение к  людям)

         

3

Доброжелательность

         

4

Жизнестойкость

         

5

Инициативность  (выдвижение  идей)

         

6

Искренность, правдивость

         

7

Настойчивость

         

8

Общительность

         

9

Отзывчивость (сочувствие, помощь другому)

         

10

Оптимизм, жизнерадостность (вера  в  лучшее)

         

11

Покладистый  характер (легкий,  гибкий, идущий на  сотрудничество и  компромисс)

         

12

Разумность ( учет  реальной  ситуации)

         

13

Самокритичность (способность  видеть у себя и плюсы, и минусы)

         

14

Самостоятельность (чаще - опора  на  себя)

         

15

Сдержанность

         

16

Собранность (неотвлекаемость)

         

17

Творческость (оригинальность)

         

18

Уверенность

         

19

Увлеченность чем-то  интересным

         

20

Уравновешенность (спокойствие)

         

21

Чувство красоты

         

22

Чувство  меры (в  желаниях, в  поведении)

         

23

Гармоничность (согласие  с собой и с внешним  миром)

         

24

Независимость суждений

         
 

СРЕДНЕЕ

 

 Приложение 3

 Методика №3 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Инструкция:

Прочитайте ниже перечисленные  мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для  Вас по пятибалльной шкале. 

  1. Денежный заработок
  2. Стремление к продвижению по работе
  3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
  4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
  5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
  6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы
  7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

Обработка:

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого  типа мотивации будет число, заключенное  в пределах от 1 до 5 (в том числе  возможно и дробное).

Интерпретация:

На основании полученных результатов  определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным  комплексам следует относить следующие  два типа сочетания:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами заключены  промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные  комплексы.

При интерпретации следует  учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит  другой по степени выраженности

  Бланк ответов

 

1

2

3

4

5

в очень незначи-тельной мере

в доста-точно незначи-тельной мере

в неболь-шой, но и в нема-ленькой  мере

в достаточ-но большой мере

в очень боль-шой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению по  работе

         

3. Стремление избежать критики  со стороны руководителя или  коллег

         

4. Стремление избежать возможных  наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении социального  престижа и уважения со стороны  других

         

6. Удовлетворение от самого процесса  и результата работы

         

7. Возможность наиболее полной  самореализации именно в данной  деятельности

         

 

Приложение 4

 Методика №4 Тестовая карта коммуникативной деятельности (разработанная на основе анкеты А.А.Леонтьева).

Тестовый материал

Положительные черты характера

Баллы

Отрицательные черты характера

1

Доброжелательность

7654321

Недоброжелательность

2

Заинтересованность

7654321

Безразличие

3

Поощрение инициативы

7654321

Подавление инициативы

4

Открытость (свободное выражение  чувств, отсутствие маски)

7654321

Закрытость (стремление держаться  за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

5

Активность (все время в общении, держит слушателей в тонусе)

7654321

Пассивность (не управляет процессом  общения, пускает его на самотек)

6

Гибкость (легко схватывает и разрешает  возникающие проблемы, конфликты)

7654321

Жесткость (не замечает изменений  в настроении аудитории)

7

Дифференцированность (индивидуальный подход)

7654321

Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального  подхода)


Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией, как дирижер, прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленной цели.

35-44 балла – высокая  оценка. В аудитории царит дружеская  непринужденная атмосфера. Все  участники занятия заинтересованно  наблюдают за ведущим или обсуждают  поставленный вопрос. Активно высказываются  мнения, предполагаются варианты  решения проблемы. Стихийность отсутствует.  Ведущий корректно направляет  ход беседы, не забывая отдать  должное юмору и остроумию  собравшихся. Всякое удачное предложение  тут же подхватывается. Занятие  проходит продуктивно в активном  взаимодействии сторон.

20-34 балла характеризует  ведущего как вполне удовлетворительно  овладевшего приемами общения.  Его коммуникативная деятельность  довольно свободна по форме,  он легко входит в контакт  с аудиторией, но не все оказываются  в поле его внимания. В импровизированных  дискуссиях он опирается на  наиболее активную часть собравшихся,  остальные же выступают большей  частью в роли наблюдателей. Занятие  проходит оживленно, но не всегда  достигает поставленной цели. Содержание  занятия может непроизвольно  приноситься в жертву форме  общения. Здесь возможны проявления  элементов моделей дифференцированного  внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов – низкая  оценка коммуникативной деятельности  человека в аудитории. Имеет  место односторонняя направленность  воздействия. Незримые барьеры  общения препятствуют живым контактам  сторон. Аудитория пассивна, инициатива  подавляется доминирующим положением  ведущего. Его стиль уподобляется  авторитарной или неконтактной  модели общения.

При очень низких оценках (7-10 баллов) всякое взаимодействие с  аудиторией отсутствует. Общение развивается  по моделям дикторского или гипорефлексивного  стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически  ни чем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Все функции ограничиваются лишь информационной стороной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов