Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:04, дипломная работа
За последние годы значительно активизировался интерес психологов к проблеме общения, что связано с его огромной ролью в жизни и деятельности общества. Были изучены аспекты: место общения в системе общественных и межличностных отношений, деятельностный характер общения, его природа, сущность, структура и функции, общение в процессе совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Л.П. Буева, И,А. Зимняя, А.С. Золотнякова, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.А, Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). В возрастном аспекте в значительной степени исследованы особенности общения в дошкольном и подростковом возрасте (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский и др.).
Введение………………………………………………………………………3
Глава I . Психологическое исследование развития коммуникативных способностей студентов……………………………………………………11
Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………...11
Исследования Веревкиной Т.А. факторов становления коммуникативных способностей студентов……………………………18
Исследования Фатыховой Р.М о влиянии характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза…………………………………………………………………….23
Исследование Якушевой Ф.З. проблемы развития коммуникативных способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах…………………………………………27
Исследование Фарукшиной Н.Т. структуры коммуникативных способностей студентов технического вуза Татарстана………………31
Глава II. Методика и результаты исследования………………………..37
2.1 Программа и методы исследования………………………..……………37
2.2 Анализ результатов исследования….…………………………………..41
Выводы ……………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………
Шкала возможных ответов:
1 – очень слабая выраженность качества,
2 – слабая выраженность качества,
3 – средняя выраженность качества,
4 – высокая выраженность качества ,
5 – очень высокая выраженность качества.
СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
№ |
качество |
Возможные ответы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
Активность |
|||||
2 |
Воспитанность (уважение к людям) |
|||||
3 |
Доброжелательность |
|||||
4 |
Жизнестойкость |
|||||
5 |
Инициативность (выдвижение идей) |
|||||
6 |
Искренность, правдивость |
|||||
7 |
Настойчивость |
|||||
8 |
Общительность |
|||||
9 |
Отзывчивость (сочувствие, помощь другому) |
|||||
10 |
Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее) |
|||||
11 |
Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс) |
|||||
12 |
Разумность ( учет реальной ситуации) |
|||||
13 |
Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы) |
|||||
14 |
Самостоятельность (чаще - опора на себя) |
|||||
15 |
Сдержанность |
|||||
16 |
Собранность (неотвлекаемость) |
|||||
17 |
Творческость (оригинальность) |
|||||
18 |
Уверенность |
|||||
19 |
Увлеченность чем-то интересным |
|||||
20 |
Уравновешенность (спокойствие) |
|||||
21 |
Чувство красоты |
|||||
22 |
Чувство меры (в желаниях, в поведении) |
|||||
23 |
Гармоничность (согласие с собой и с внешним миром) |
|||||
24 |
Независимость суждений |
|||||
СРЕДНЕЕ |
Приложение 3
Методика №3 Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Инструкция:
Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.
Обработка:
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация:
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.
Наихудшим мотивационным
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности
Бланк ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
в очень незначи-тельной мере |
в доста-точно незначи-тельной |
в неболь-шой, но и в нема-ленькой мере |
в достаточ-но большой мере |
в очень боль-шой мере | |
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении |
|||||
6. Удовлетворение от самого |
|||||
7. Возможность наиболее полной
самореализации именно в |
Приложение 4
Методика №4 Тестовая карта коммуникативной деятельности (разработанная на основе анкеты А.А.Леонтьева).
Тестовый материал
Положительные черты характера |
Баллы |
Отрицательные черты характера | |
1 |
Доброжелательность |
7654321 |
Недоброжелательность |
2 |
Заинтересованность |
7654321 |
Безразличие |
3 |
Поощрение инициативы |
7654321 |
Подавление инициативы |
4 |
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие маски) |
7654321 |
Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) |
5 |
Активность (все время в общении, держит слушателей в тонусе) |
7654321 |
Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) |
6 |
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) |
7654321 |
Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории) |
7 |
Дифференцированность (индивидуальный подход) |
7654321 |
Отсутствие |
Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией, как дирижер, прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленной цели.
35-44 балла – высокая
оценка. В аудитории царит дружеская
непринужденная атмосфера. Все
участники занятия
20-34 балла характеризует
ведущего как вполне
11-19 баллов – низкая
оценка коммуникативной
При очень низких оценках
(7-10 баллов) всякое взаимодействие с
аудиторией отсутствует. Общение развивается
по моделям дикторского или
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей студентов