Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание

Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности

Содержание

|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |

Работа состоит из  1 файл

Реферат 8.docx

— 109.16 Кб (Скачать документ)

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших  школьников

                                 Содержание

|Введение                                                               |

|Глава I. Развитие наглядно-действенного  и наглядно-образного мышления  |

|на интегрированных уроках  математики и трудового обучения.             |

|П. 1.1. Характеристика мышления  как психического процесса.             |

|П. 1.2. Особенности развития  наглядно-действенного и наглядно-образного|

|мышления детей младшего  школьного возраста.                            |

|П. 1.3. Изучение опыта учителей  и методов работы по развитию           |

|наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления младших  школьников.|

|Глава II. Методико-математические  основы формирования                  |

|наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления младших  школьников.|

|П. 2.1. Геометрические фигуры  на плоскости.                            |

|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного  и наглядно-образного мышления   |

|при изучении геометрического  материала.                                |

|Глава III. Опытно-экспериментальная  работа по развитию                 |

|наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления младших  школьников |

|на интегрированных уроках  математики и трудового обучения.             |

|П. 3.1. Диагностика уровня  развития наглядно-действенного  и            |

|наглядно-образного мышления  младших школьников в процессе  проведения   |

|интегрированных уроков  математики и трудового обучения  во 2 классе     |

|(1-4)                                                                  |

|П. 3.2. Особенности использования  интегрированных уроков по математике |

|и трудовому обучению  при развитии наглядно-действенного и              |

|наглядно-образного мышления  младших школьников.                        |

|П. 3.3. Обработка и анализ  материалов эксперимента.                    |

|Заключение                                                             |

|Список использованной  литературы                                       |

|Приложение                                                             |

 

                                  Введение.

      Создание  новой системы  начального  обучения  вытекает  не  только  из

новых  общественно-экономических  условий  жизни  нашего  общества,   но   и

определяются   большими  противоречиями  в  системе  народного  образования,

которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:

Существующая система  авторитарного воспитания и  обучения  и  потребность  в

творческом развитии личности

      Долгое  время в школах существовала  авторитарная  система  обучения  и

воспитания с жестким  стилем  управления,  с  использованием  принудительных

методов обучения, игнорированием  потребностей  и  интересов  школьников  не

может создать благоприятных  условий для  внедрения  идей  на  переориентацию

обучения с усвоением  ЗУНов на  развитие  личности  ребенка:  его творческих

способностей, самостоятельности  мышления и чувства личной ответственности.

Потребность учителя в  новых технологиях  и  те  разработки,  которые  давала

педагогическая наука.

      Долгие  годы внимание исследователей  сосредотачивалось на  исследовании

проблем обучения,  давших  много  интересных  результатов.  раньше  основное

направление развития дидактики  и  методики  шло  по  пути  совершенствования

отдельных компонентов процесса  обучения,  методы  и  организационные  формы

обучения.  И  только  в  последнее  время  педагоги  обратились  к  личности

ребенка, стали развивать  проблему мотивации в  обучении,  пути  формирования

потребностей.

Потребность  во  введении  новых  учебных  предметов   (особенно   предметов

эстетического цикла) и ограниченные рамки учебного плана и времени  обучения

детей.

К числу противоречий можно  отнести  и  то  обстоятельство,  что  современное

общество  стимулирует  развитие  в   человеке   эгоистических   потребностей

(социальных, биологических).  А  эти  качества  мало  способствуют  развитию

духовной личности.

 

      Решить  эти противоречия невозможно  без качественной  перестройки   всей

системы начального обучения.  Социальные  запросы,  предъявляемые  к  школе,

диктуют учителю  поиск  новых  форм  обучения.  Одной  из  таких  актуальных

проблем и является проблема интеграции обучения в начальной  школе.

 

       К вопросу  об интеграции обучения  в   начальной  школе  наметился   ряд

подходов:  от  проведения  урока  двумя  учителями  разных   предметов   или

соединения двух предметов  в один урок и проведение  его  одним  учителем  до

создания интегрированных  курсов. О том, что надо учить  детей  видеть  связи

всего существующего в  природе и в  повседневной  жизни,  учитель  чувствует,

знает и, следовательно, интеграция в обучении  –  это  веление  сегодняшнего

времени.

      За  основу  интеграции  обучения  необходимо   взять   как   одно   из

составляющих  углубление,  расширение,  уточнение  нескорых  общих  понятий,

которые являются объектом изучения различных наук.

      Интеграция  обучения имеет цель:  в   начальной  школе  заложить  основы

целостного представления  о природе и обществе  и  сформировать  отношение  к

законам их развития.

      Таким   образом,  интеграция   –   процесс   сближения,   связи   наук,

происходящий наряду с  процессами дифференциации.  интеграция  совершенствует

и  помогает  преодолеть  недостатки  предметной  системы  и направлена   на

углубление взаимосвязей между предметами.

      Задача  интеграции состоит в том, чтобы   помочь  учителям  осуществлять

объединение отдельных частей разных предметов в  единое  целое  при  наличии

одних и тех же целей  и функции обучения.

      Интегрированный  курс помогает  детям  соединить   получаемые  знания  в

единую систему.

      Интегрированный   процесс  обучения  способствует  тому,   что   знания

приобретают   качества   системности,   умения    становятся    обобщенными,

комплексными, развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-

образное, логическое. Личность становится всесторонне развитой.

      Методической  основой  интегрированного  подхода   к  обучению  является

установление внутрипредметных и межпредметных  связей  в усвоении  наук  и

понимание закономерностей  всего  существующего  мире.  А это возможно  при

условии   многократного возвращения к понятиям  на  разных   уроках,   их

углубление и обогащение.

      Следовательно,  за основу интеграции может   быть  взят  любой  урок,  в

содержание которого будет включена та группа понятий,  которая относится к

данному учебному предмету, но в интегрированном уроке  привлекаются  знания,

результаты анализа, понятия  с  точки  зрения  других  наук,  других  научных

предметов.  В  начальной  школе  многие   понятия   являются   сквозными   и

рассматриваются  на  уроках  математики,  русского   языка,   чтения,   ИЗО,

трудового обучения и т. д.

      Поэтому   в   настоящее   время   необходимо    разработать    систему

интегрированных уроков, психологической  и творческой основой  которых  будет

установление связей между  понятиями, являющимися общими,  сквозными  в  ряде

предметов. Цель образовательной  подготовки в начальной школе  –  формирование

личности. Каждый предмет  развивает как общие,  так  и  специальные  качества

личности. Математика развивает  интеллект. Так  как  в  деятельности  учителя

главное –  развитие  мышления,  то  тема  нашей  дипломной  работы  является

актуальной и важной.

 

 

 

              Глава I. Психолого-педагогические  основы развития

                 наглядно-действенного и наглядно-образного

                        мышления младших школьников.

 

 

        п.1.1. Характеристика мышления как  психологического процесса.

 

      Предметы  и  явления  действительности  обладают  такими  свойствами  и

отношениями, которые можно  познать непосредственно, при  помощи  ощущений  и

восприятий (цвета, звуки, формы, размещение  и  перемещение  тел  в  видимом

пространстве), и такими свойствами и отношениями,  которые можно   познать

лишь опосредованно и  благодаря обобщению, т. е. посредством  мышления.

        Мышление   –   это    опосредованное    и    обобщенное    отражение

действительности, вид  умственной  деятельности,  заключающийся  в  познании

сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.

      Первая  особенность мышления – его   опосредованный  характер.  То,  что

человек не  может  познать  прямо,  непосредственно,  он  познает  косвенно,

опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное  –  через  известное.

Мышление  всегда  опирается  на  данные  чувственного  опыта   –   ощущения,

восприятия, представления, и на ранее  приобретенные  теоретические  знания.

косвенное познание  и  есть  познание опосредованное.

       Вторая  особенность  мышления  –   его  обобщенность.  Обобщение   как

познание  общего  и  существенного  в  объектах  действительности   возможно

потому, что  все  свойства  этих  объектов  связаны  друг  с  другом.  Общее

существует и проявляется  лишь в отдельном, конкретном.

       Обобщения   люди   выражают   посредством   речи,   языка.   Словесное

обозначение относится не только к отдельному объекту, но  также  и  к  целой

группе   сходных   объектов.   Обобщенность   также   присуща   и    образам

(представлениям  и   даже   восприятиям).Но   там   она   всегда   ограничена

наглядностью. Слово же позволяет  обобщать безгранично.  Философские  понятия

материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества  и  т.  д.

– широчайшие обобщения, выраженные словом.

       Мышление  –  высшая  ступень  познания  человеком   действительности.

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и  представления.

Через органы чувств – эти  единственные каналы связи организма  с  окружающим

миром – поступает в  мозг информация. Содержание информации  перерабатывается

мозгом.  Наиболее  сложной  (логической)   формой   переработки   информации

является деятельность мышления. Решая  мыслительные  задачи,  которые  перед

человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы  и  тем  самым  познает

сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем  на этой  основе

преобразует мир.

      Наше познание  окружающей  действительности  начинается  с  ощущений  и

восприятия и переходит  к мышлению.

      Функция  мышления – расширение границ  познания путем выхода за  пределы

Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников