Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников
|Введение
|Глава I. Развитие наглядно-
|на интегрированных уроках
математики и трудового
|П. 1.1. Характеристика мышления
как психического процесса.
|П. 1.2. Особенности развития
наглядно-действенного и
|мышления детей младшего
школьного возраста.
|П. 1.3. Изучение опыта учителей
и методов работы по развитию
|наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления
|Глава II. Методико-математические
основы формирования
|наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления
|П. 2.1. Геометрические фигуры
на плоскости.
|П. 2.2. Развитие наглядно-
|при изучении геометрического
материала.
|Глава III. Опытно-экспериментальная
работа по развитию
|наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления
|на интегрированных уроках
математики и трудового
|П. 3.1. Диагностика уровня
развития наглядно-
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков
математики и трудового
|(1-4)
|П. 3.2. Особенности использования
интегрированных уроков по
|и трудовому обучению
при развитии наглядно-
|наглядно-образного мышления
младших школьников.
|П. 3.3. Обработка и анализ
материалов эксперимента.
|Заключение
|Список использованной
литературы
|Приложение
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
Долгое время в школах существовала авторитарная система обучения и
воспитания с жестким стилем управления, с использованием принудительных
методов обучения, игнорированием потребностей и интересов школьников не
может создать благоприятных условий для внедрения идей на переориентацию
обучения с усвоением ЗУНов на развитие личности ребенка: его творческих
способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Потребность учителя в новых технологиях и те разработки, которые давала
педагогическая наука.
Долгие годы внимание исследователей сосредотачивалось на исследовании
проблем обучения, давших много интересных результатов. раньше основное
направление развития дидактики и методики шло по пути совершенствования
отдельных компонентов процесса обучения, методы и организационные формы
обучения. И только в последнее время педагоги обратились к личности
ребенка, стали развивать проблему мотивации в обучении, пути формирования
потребностей.
Потребность во введении новых учебных предметов (особенно предметов
эстетического цикла) и ограниченные рамки учебного плана и времени обучения
детей.
К числу противоречий можно отнести и то обстоятельство, что современное
общество стимулирует развитие в человеке эгоистических потребностей
(социальных, биологических). А эти качества мало способствуют развитию
духовной личности.
Решить эти противоречия невозможно без качественной перестройки всей
системы начального обучения. Социальные запросы, предъявляемые к школе,
диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных
проблем и является проблема интеграции обучения в начальной школе.
К вопросу об интеграции обучения в начальной школе наметился ряд
подходов: от проведения урока двумя учителями разных предметов или
соединения двух предметов в один урок и проведение его одним учителем до
создания интегрированных курсов. О том, что надо учить детей видеть связи
всего существующего в природе и в повседневной жизни, учитель чувствует,
знает и, следовательно, интеграция в обучении – это веление сегодняшнего
времени.
За основу интеграции обучения необходимо взять как одно из
составляющих углубление, расширение, уточнение нескорых общих понятий,
которые являются объектом изучения различных наук.
Интеграция обучения имеет цель: в начальной школе заложить основы
целостного представления о природе и обществе и сформировать отношение к
законам их развития.
Таким образом, интеграция – процесс сближения, связи наук,
происходящий наряду с процессами дифференциации. интеграция совершенствует
и помогает преодолеть недостатки предметной системы и направлена на
углубление взаимосвязей между предметами.
Задача
интеграции состоит в том,
объединение отдельных частей разных предметов в единое целое при наличии
одних и тех же целей и функции обучения.
Интегрированный курс помогает детям соединить получаемые знания в
единую систему.
Интегрированный процесс обучения способствует тому, что знания
приобретают качества системности, умения становятся обобщенными,
комплексными, развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-
образное, логическое. Личность становится всесторонне развитой.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является
установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук и
понимание закономерностей всего существующего мире. А это возможно при
условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их
углубление и обогащение.
Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок, в
содержание которого будет включена та группа понятий, которая относится к
данному учебному предмету, но в интегрированном уроке привлекаются знания,
результаты анализа, понятия с точки зрения других наук, других научных
предметов. В начальной школе многие понятия являются сквозными и
рассматриваются на уроках математики, русского языка, чтения, ИЗО,
трудового обучения и т. д.
Поэтому в настоящее время необходимо разработать систему
интегрированных уроков, психологической и творческой основой которых будет
установление связей между понятиями, являющимися общими, сквозными в ряде
предметов. Цель образовательной подготовки в начальной школе – формирование
личности. Каждый предмет развивает как общие, так и специальные качества
личности. Математика развивает интеллект. Так как в деятельности учителя
главное – развитие мышления, то тема нашей дипломной работы является
актуальной и важной.
Глава I. Психолого-педагогические основы развития
наглядно-действенного и
мышления младших школьников.
п.1.1. Характеристика мышления как психологического процесса.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и
отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и
восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом
пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать
лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение
действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании
сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что
человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения,
восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания.
косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как
познание общего и существенного в объектах действительности возможно
потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее
существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное
обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой
группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам
(представлениям и даже восприятиям).Но там она всегда ограничена
наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия
материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т. д.
– широчайшие обобщения, выраженные словом.
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим
миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается
мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации
является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед
человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает
сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе
преобразует мир.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и
восприятия и переходит к мышлению.
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы
Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников