Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |
обучение, формирование умений и навыков, которое носит практический
характер, не всегда одинаково глубоко подкрепленный теоретическим
осмыслением.
Основными
положениями этого курса
- существенное усиление
математики, обеспечивающее развитие пространственных
представлений и воображений, включающих в себя линейные,
плоскостные и
- интенсификация развития детей;
Основная цель курса "Математика и конструирование" состоит в том,
чтобы обеспечить числовую грамотность учащихся, дать им начальные
геометрические представления, развивать наглядно-действенное и наглядно-
образное мышление и пространственное воображение детей. Сформировать у них
элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Данный курс
представляет возможность дополнить учебный предмет "Математика"
конструкторско-практической деятельностью учащихся, в которой находит
подкрепление и развитие мыслительная деятельность детей.
Курс "Математика и конструирование" с одной стороны способствует
актуализации и закреплению математических знаний и умений через
целенаправленный материал логического мышления и зрительного восприятия
учащихся, а с другой стороны, создает условия для формирования элементов
конструкторского мышления и конструкторских умений. В предлагаемом курсе
кроме традиционных сведений даются сведения о линиях: кривой, ломаной,
замкнутой, о круге и окружности, центре и радиусе окружности. Расширяется
представление об углах, знакомятся с объемными геометрическими фигурами:
параллелепипедом, цилиндром, кубом, конусом, пирамидой и их моделированием.
Предусмотрены различные виды конструктивной деятельности детей:
конструирование из палочек равной и неравной длин. Плоскостное
конструирование из вырезанных готовых фигур: треугольника, квадрата,
круга, плоскости, прямоугольника. Объемное конструирование с помощью
технических рисунков, эскизов и чертежей, конструирование по образу, по
представлению, по описанию и др.
К программе прилагается альбом с печатной основой, в которой
приводятся задания на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
Наряду с курсом "Математика и конструирование" существует курс
"Математика с усилением линии на развитие познавательных способностей
учащихся", авторы С. И. Волкова и Н. Н. Столярова.
Предлагаемый курс математики характеризуется теми же базисными
понятиями и их последовательностью, что и действующий в настоящее время
курс математики в начальной школе. Одной из основных целей разработки
нового курса стало создание действенных условий для развития познавательных
способностей и деятельности детей, их интеллекта и творческого начала,
расширение их математического кругозора.
Содержание
представляемого курса состоит
арифметического, алгебраического, геометрического, блока содержательно-
логических задач и блок, который можно условно назвать компьютерным. Первые
три блока являются основными носителями содержания математического курса.
Основным
из компонентов программы
познавательных процессов младших школьников и базирующееся на нем
математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать,
замечать общее в различном, находить закономерности и делать вывод, строить
простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить
классификацию объектов, понятий по заданному основанию, развивать
способность к простейшим обобщениям, умения использовать математические
знания в практических работах.
Четвертый блок программы по математике содержит в себе задачи и
задания на:
- развитие познавательных процессов учащихся: внимания,
воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
- формирование специфических
обобщения, классификации,
- формирование умений практически применять полученные
математические знания.
Систематическое
выполнение целенаправленно
логических заданий, решение нестандартных заданий будет развивать и
совершенствовать
Среди программ, рассмотренных выше, существуют программы развивающего
обучения. Программа развивающего обучения Л. В. Занюкова разработана для
трехлетней начальной школы и является альтернативной системе обучения,
которая действовала и действует сейчас в практике. Геометрический материал
пронизывает все три курса начальной школы, т. е. он изучается во всех трех
классах по сравнению с традиционной системой.
В первом
классе особое место уделяется
фигурами, их сравнению, классификации, выявлению свойств, присущих той или
иной фигуре.
"Именно
такой подход к изучению
эффективным для развития детей", - считает Л. В. Занюков. Его программа
направлена на развитие познавательных способностей детей, поэтому в
учебнике по математике содержится много заданий на развитие памяти,
внимания, восприятия, развития, мышления.
Развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
предусматривает в развитии ребенка познавательных функций (мышления,
восприятия памяти и т. д.) Программа ставит своей целью формирования у
младших школьников математических понятий на основе содержательного
обобщения, которое означает, что ребенок движется в учебном материале от
общего к частному, от абстрактного к конкретному. Основным содержанием
представленной программы обучения является понятие рационального числа,
начинающегося с анализа генетически исходного для всех видов чисел
отношений. Таким отношением, порождающим рациональное число, является
отношение величин. С изучением величин и свойств их отношений и начинается
курс математики в первом классе.
Геометрический
материал связывается с
ними. Вычеркивая, вырезая, моделируя, дети знакомятся с геометрическими
фигурами и их свойствами. В третьем классе специально рассматриваются
способы непосредственного измерения площади фигур и вычисления площади
прямоугольника по заданным сторонам. Среди имеющихся программ существует
программа развивающего обучения Н. Б. Истоминой. При создании своей системы
автор постаралась осуществить всесторонний учет тех условий, которые влияют
на развитие детей, Истомина подчеркивает, что развитие может осуществляться
в деятельности. Первой идеей программы Истоминой является идея деятельного
подхода к обучению максимальная активность самого ученика. И репродуктивная
и продуктивная деятельность влияет на развитие памяти, внимания,
восприятия, но мыслительные процессы успешнее развиваются при продуктивной,
творческой деятельности. "Развитие будет идти, если деятельность будет
систематичной",- считает Истомина.
В учебниках первого – третьего классов содержится много заданий
геометрического содержания для развития позитивных способностей.
2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления детей младшего школьного возраста.
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном
возрасте.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными
категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных
предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает
развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что
предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные
модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)
"Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает
у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого
факта, образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или
чтения книжки, очень ярки". (Блонский П.П.: 1997, с. 34).
Младшие
школьники склонны понимать
наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся
решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или
действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое
количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и
переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие
школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки
зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление:
то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании,
например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций
требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину –
это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной
аналитико-синтетической
работы, выделения деталей
другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает
назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-
действенного и наглядно-
возрасте формально-логическое мышление.
Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышления
дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество,
как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной
задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им
интересней, что их увлекает,
то младшие школьники в
школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном
порядке, научиться управлять своим мышлением.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению
способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников