Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание

Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности

Содержание

|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |

Работа состоит из  1 файл

Реферат 8.docx

— 109.16 Кб (Скачать документ)

      Рассмотрев  материал  данного  параграфа,  вспомнили  основные  понятия

планиметрии: отрезок, луч, угол, треугольник,  четырехугольник,  окружность.

Рассмотрели  основные  свойства  этих  понятий.  А  так  же  выяснили,   что

построение геометрических фигур с заданными свойствами  при  помощи  циркуля

и линейки  осуществляется   по  определенным  правилам.  Прежде  всего  надо

знать, какие построения  можно  выполнить  с  помощью  линейки,  не  имеющей

делений и с помощью  циркуля.  Эти  построения  называются  основными.  Кроме

того, надо уметь  решать  элементарные  задачи  на  построение,  т.е.  уметь

строить: отрезок, равный данному: прямую, перпендикулярную данной прямой,  и

проходящую через данную точку; прямую,  параллельную  данной,  и проходящую

через данную  точку, касательную  к окружности.

 

 

 

      Уже в   начальной  школе  дети  начинают  знакомиться  с  элементарными

геометрическими понятиями,  геометрический  материал  занимает  значительное

место в традиционных и  альтернативных программах. Это связано  со  следующими

причинами:

      1. Он позволяет  активно использовать наглядно-действенный  и  наглядно-

образный  уровень  мышления,  которые  являются  наиболее   близкими   детям

младшего  школьного  возраста,  и  опираясь  на  которые,  дети  выходят  на

словесно-образный и словесно-логический уровни.

      Геометрия,  как и любой другой учебный  предмет, не может обходиться  без

наглядности. Известный русский  методист-математик  Беллюстин  В.  К.  еще в

начале XX века отмечал, что "никакое отвлеченное сознание  невозможно,  если

ему  не   предшествует   обогащение   сознания   нужными   представлениями".

Формирование отвлеченного мышления у  школьников  с  первых  школьных  шагов

требует    предварительного    пополнения    их     сознания     конкретными

представлениями. При этом удачное и умелое применение наглядности  побуждает

детей к познавательной самостоятельности  и повышает их интерес  к  предмету,

является важнейшим условием успеха. В тесной связи с  наглядностью  обучения

находится   и  его  практичность.  Именно  из  жизни  черпается   конкретный

материал для формирования  наглядных геометрических  представлений.  В  этом

случае обучение   становится  наглядным,  согласованным с жизнью  ребенка,

отличается практичностью (Н/Ш:2000, №4, с. 104).

      2.  Увеличение  объема  геометрического  материала   позволяет   более

эффективно  подготовить   учеников   к   изучению   систематического   курса

геометрии, который вызывает у школьников  общей и средней школы большие

трудности.

      Изучение  элементов геометрии  в начальных   классах   решает  следующие

задачи:

      - развитие  плоскостного и пространственного  воображения у школьников;

      -  уточнение   о  обогащение  геометрических  представлений учеников,

        приобретенных в дошкольном возрасте,  а также помимо  обучения  в

        школе;

      - обогащение  геометрических  представлений   школьников,  формирование

        некоторых  основных геометрических понятий;

      - подготовка  к изучению систематического  курса  геометрии  в  среднем

        звене школы.

 

      "В   современных  исследованиях   педагогов  и  методистов  все  большее

признание получает идея и  трех уровнях знаний, через которые так или иначе

проходит умственное развитие школьника.  Эрдниев  Б.  П.  и  Эрдниев  П.  М.

излагают их так:

            1-й уровень – знание-знакомство;

            2-й уровень – логический уровень  знания;

            3-й уровень – творческий уровень  знания.

      Геометрический  материал в младших классах  изучается на первом  уровне,

т. е. на уровне знания-знакомства (например, названия предметов:  шар,  куб,

прямая линия, угол).  На  этом  уровне  никакие  правила  и  определения  не

заучиваются. если отличает зрительно или на  ощупь  куб  от  шара,  овал  от

круга – это тоже знание, которое обогащает мир представлений  и  слов.  (Н/Ш:

1996, №3, с.44).

      В настоящее  время учителя составляют сами,  подбирают  из  изданной  в

достаточном  количестве  разнообразной литературы  математические   задачи,

направленные на развитие мышления, в том числе и таких  видов  мышления,  как

наглядно-действенное и наглядно  – образное,  включают  их  во  внеклассную

работу.

      Это,  например,  конструирование  из  палочек   геометрических   фигур,

распознавание фигур, полученных перегибанием листа бумаги,  разбиение  целых

фигур на части и составление  целых фигур из частей.

      Приведу   примеры  математических   заданий   на   развитие   наглядно-

действенного и наглядно-образного  мышления.

     1. Составь из  палочек:

 

 

 

     2. Продолжи

 

 

 

     3. Найди части,  на которые разбит прямоугольник,  изображенный слева, и

        отметь  их крестиком.

 

 

 

     4. Соедини стрелками  изображения и названия соответствующих  фигур.

 

        Прямиугольник.

        Треугольник.

        Точка.

        Луч.

        Отрезок.

        Квадрат.

        Круг.

        Окружность.

        Кривая  линия.

 

     5. Поставь номер  фигуры перед ее названием.

 

        Угол.

        Прямоугольник.

        Круг.

        Квадрат.

        Треугольник.

 

 

     6. Сконструировать  из геометрических фигур:

 

 

 

      Курс  математики  –  изначально  интегрированный.  Это  способствовало

созданию интегрированного курса "Математика и конструирование.

      Так как  одна из задач уроков трудового  обучения  –  развитие  у   детей

младшего школьного возраста всех  видов  мышления,  в  том  числе  наглядно-

действенного  и наглядно-образного,  то  это создало   преемственность   с

действующим курсом математики  в  начальных  классах,  который  обеспечивает

математическую грамотность  учащихся.

      самый распространенный  на уроках труда  вид   работы  –  аппликации  из

геометрических фигур. При  изготовлении аппликации у  детей  совершенствуются

навыки разметки, решаются задачи сенсорного развития  учащихся,  развивается

мышление, так  как,  расчленяя  сложные  фигуры  на  простые   и,  наоборот,

составляя из простых фигур  более сложные, школьники закрепляют  и  углубляют

свои  знания  о  геометрических  фигурах,  учатся  различать  их  по  форме,

величине, цвету, пространственному  расположению.  Такие  занятия  открывают

возможность для развития творческого конструкторского мышления.

      Специфика  целей и  содержания  интегрированного  курса  "Математика  и

конструирование"  определяет  своеобразие  методов  его  изучения,  форм   и

приемов проведения занятий,  где  на  первый  план  выходит  самостоятельная

конструкторско-практическая  деятельность   детей,   реализуемая   в   форме

практических работ и  заданий,  расположенных  в  порядке  нарастания  уровня

трудности и постепенного обогащения их новыми  элементами  и  новыми  видами

деятельности. Поэтапное  формирование  навыков  самостоятельного  выполнения

практических работ включает в себя как выполнение заданий  по образцу, так  и

задания творческого характера.

      Следует заметить, что в  зависимости  от  вида  урока  (урок  изучения

нового математического  материала или урок закрепления  и  повторения)  центр

тяжести при  его  организации  в  первом  случае  сосредоточен  на  изучении

математического материала, а  во  втором  –  на  конструкторско-практической

деятельности  детей,  в  ходе  которой   идет   активное   использование   и

закрепление приобретенных  ранее  математических  знаний  и  умений  в  новых

условиях.

      В  связи   с  тем,  что  изучение  геометрического  материала   по  этой

программе идет главным образом  методом практических действий м  объектами и

фигурами, большое внимание следует обратить на:

       - организацию   и  выполнение  практических  работ  по  моделированию

         геометрических фигур;

       -  обсуждение  возможных  способов   выполнения   того   или   иного

         конструкторско-практического  задания,  в ходе которого могут  быть

         выявлены свойства как самих моделируемых фигур,  так и отношений

         между ними;

       - формирование  умений преобразовывать объект  по  заданным  условиям,

         функциональным свойствам и параметрам  объекта, узнавать и выделять

         изученные геометрические фигуры;

       - формирование  элементарных навыков построения  и измерения.

       В настоящее  время  существует  много   параллельных  и  альтернативных

программ по курсу математики в начальных классах. Рассмотрим и сравним их.

 

 

 

           Глава III. Опытно-экспериментальная  работа по развитию

             наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления

                младших школьников на интегрированных  уроках

                      математики и трудового обучения.

 

      3.1. Диагностика  уровня  развития  наглядно-действенного  и  наглядно-

          образного  мышления  младших   школьников  в  процессе   проведения

          интегрированных уроков математики  и трудового обучения в 2  классе

          (1-4).

 

        Диагностика,  как  специфический  вид   педагогической  деятельности.

выступает непременным условием эффективности воспитательного  процесса.  Это

настоящее искусство –  найти в ученике то, что скрыто от  других.  С  помощью

диагностических методик  учитель  может  с  большей  уверенностью  подойти  к

коррекционной работе,  к  исправлению  обнаруженных  пробелов  и  недочетов,

выполняя роль обратной  связи,  как важного компонента  процесса  обучения

(Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство // Начальная школа.-1999,-№1).

      Овладение  технологией  педагогической  диагностики  позволяет  учителю

грамотно реализовать  принцип возрастного и индивидуального  подхода к  детям.

Этот принцип был выдвинут еще в 40-е  годы  психологом  Рубинштейном  С.  Л.

Ученый считал, что "изучать  детей, воспитывая и  обучая  их,  с  тем,  чтобы

воспитывать и обучать,  изучая  их,  -  таков  путь  единственно-полноценной

педагогической работы  и  наиболее  плодотворный  путь  познания  психологии

детей". (Давлетишина А. А.  Изучение  индивидуальных  особенностей  младшего

школьника //Начальная школа.-1993,-№5)

      Работа  над дипломным проектом поставила  передо  мной  один,  но  очень

важный вопрос: "Как  развивается  наглядно-действенное  и  наглядно-образное

мышление на интегрированных  уроках математики и трудового обучения?"

Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников