Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |
Рассмотрев материал данного параграфа, вспомнили основные понятия
планиметрии: отрезок, луч, угол, треугольник, четырехугольник, окружность.
Рассмотрели основные свойства этих понятий. А так же выяснили, что
построение геометрических фигур с заданными свойствами при помощи циркуля
и линейки осуществляется по определенным правилам. Прежде всего надо
знать, какие построения можно выполнить с помощью линейки, не имеющей
делений и с помощью циркуля. Эти построения называются основными. Кроме
того, надо уметь решать элементарные задачи на построение, т.е. уметь
строить: отрезок, равный данному: прямую, перпендикулярную данной прямой, и
проходящую через данную точку; прямую, параллельную данной, и проходящую
через данную точку, касательную к окружности.
Уже в начальной школе дети начинают знакомиться с элементарными
геометрическими понятиями, геометрический материал занимает значительное
место в традиционных и альтернативных программах. Это связано со следующими
причинами:
1. Он позволяет
активно использовать наглядно-
образный уровень мышления, которые являются наиболее близкими детям
младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети выходят на
словесно-образный и словесно-логический уровни.
Геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без
наглядности. Известный русский методист-математик Беллюстин В. К. еще в
начале XX века отмечал, что "никакое отвлеченное сознание невозможно, если
ему не предшествует обогащение сознания нужными представлениями".
Формирование отвлеченного мышления у школьников с первых школьных шагов
требует предварительного пополнения их сознания конкретными
представлениями. При этом удачное и умелое применение наглядности побуждает
детей к познавательной самостоятельности и повышает их интерес к предмету,
является важнейшим условием успеха. В тесной связи с наглядностью обучения
находится и его практичность. Именно из жизни черпается конкретный
материал для формирования наглядных геометрических представлений. В этом
случае обучение становится наглядным, согласованным с жизнью ребенка,
отличается практичностью (Н/Ш:2000, №4, с. 104).
2. Увеличение объема геометрического материала позволяет более
эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса
геометрии, который вызывает у школьников общей и средней школы большие
трудности.
Изучение
элементов геометрии в
задачи:
- развитие
плоскостного и
- уточнение о обогащение геометрических представлений учеников,
приобретенных в дошкольном возрасте, а также помимо обучения в
школе;
- обогащение геометрических представлений школьников, формирование
некоторых
основных геометрических
- подготовка к изучению систематического курса геометрии в среднем
звене школы.
"В современных исследованиях педагогов и методистов все большее
признание получает идея и трех уровнях знаний, через которые так или иначе
проходит умственное развитие школьника. Эрдниев Б. П. и Эрдниев П. М.
излагают их так:
1-й уровень – знание-
2-й уровень – логический
3-й уровень – творческий
Геометрический материал в младших классах изучается на первом уровне,
т. е. на уровне знания-знакомства (например, названия предметов: шар, куб,
прямая линия, угол). На этом уровне никакие правила и определения не
заучиваются. если отличает зрительно или на ощупь куб от шара, овал от
круга – это тоже знание,
которое обогащает мир
1996, №3, с.44).
В настоящее
время учителя составляют сами,
достаточном количестве разнообразной литературы математические задачи,
направленные на развитие мышления, в том числе и таких видов мышления, как
наглядно-действенное и наглядно – образное, включают их во внеклассную
работу.
Это, например, конструирование из палочек геометрических фигур,
распознавание фигур, полученных перегибанием листа бумаги, разбиение целых
фигур на части и составление целых фигур из частей.
Приведу примеры математических заданий на развитие наглядно-
действенного и наглядно-
1. Составь из палочек:
2. Продолжи
3. Найди части,
на которые разбит
отметь их крестиком.
4. Соедини стрелками
изображения и названия
Прямиугольник.
Треугольник.
Точка.
Луч.
Отрезок.
Квадрат.
Круг.
Окружность.
Кривая линия.
5. Поставь номер фигуры перед ее названием.
Угол.
Прямоугольник.
Круг.
Квадрат.
Треугольник.
6. Сконструировать из геометрических фигур:
Курс математики – изначально интегрированный. Это способствовало
созданию интегрированного курса "Математика и конструирование.
Так как
одна из задач уроков
младшего школьного возраста всех видов мышления, в том числе наглядно-
действенного и наглядно-образного, то это создало преемственность с
действующим курсом математики в начальных классах, который обеспечивает
математическую грамотность учащихся.
самый распространенный на уроках труда вид работы – аппликации из
геометрических фигур. При изготовлении аппликации у детей совершенствуются
навыки разметки, решаются задачи сенсорного развития учащихся, развивается
мышление, так как, расчленяя сложные фигуры на простые и, наоборот,
составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углубляют
свои знания о геометрических фигурах, учатся различать их по форме,
величине, цвету, пространственному расположению. Такие занятия открывают
возможность для развития творческого конструкторского мышления.
Специфика целей и содержания интегрированного курса "Математика и
конструирование" определяет своеобразие методов его изучения, форм и
приемов проведения занятий, где на первый план выходит самостоятельная
конструкторско-практическая деятельность детей, реализуемая в форме
практических работ и заданий, расположенных в порядке нарастания уровня
трудности и постепенного обогащения их новыми элементами и новыми видами
деятельности. Поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения
практических работ включает в себя как выполнение заданий по образцу, так и
задания творческого характера.
Следует заметить, что в зависимости от вида урока (урок изучения
нового математического материала или урок закрепления и повторения) центр
тяжести при его организации в первом случае сосредоточен на изучении
математического материала, а во втором – на конструкторско-практической
деятельности детей, в ходе которой идет активное использование и
закрепление приобретенных ранее математических знаний и умений в новых
условиях.
В связи с тем, что изучение геометрического материала по этой
программе идет главным образом методом практических действий м объектами и
фигурами, большое внимание следует обратить на:
- организацию и выполнение практических работ по моделированию
геометрических фигур;
- обсуждение возможных способов выполнения того или иного
конструкторско-практического
выявлены свойства как самих моделируемых фигур, так и отношений
между ними;
- формирование умений преобразовывать объект по заданным условиям,
функциональным свойствам и
изученные геометрические
- формирование
элементарных навыков
В настоящее время существует много параллельных и альтернативных
программ по курсу математики в начальных классах. Рассмотрим и сравним их.
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию
наглядно-действенного и
младших школьников на
математики и трудового
3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления младших школьников в процессе проведения
интегрированных уроков
(1-4).
Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности.
выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это
настоящее искусство – найти в ученике то, что скрыто от других. С помощью
диагностических методик учитель может с большей уверенностью подойти к
коррекционной работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов,
выполняя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения
(Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство // Начальная школа.-1999,-№1).
Овладение
технологией педагогической
диагностики позволяет
грамотно реализовать
принцип возрастного и
Этот принцип был выдвинут еще в 40-е годы психологом Рубинштейном С. Л.
Ученый считал, что "изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы
воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно-полноценной
педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии
детей". (Давлетишина А. А. Изучение индивидуальных особенностей младшего
школьника //Начальная школа.-1993,-№5)
Работа
над дипломным проектом
важный вопрос: "Как развивается наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление на интегрированных уроках математики и трудового обучения?"
Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников