Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание

Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности

Содержание

|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |

Работа состоит из  1 файл

Реферат 8.docx

— 109.16 Кб (Скачать документ)

       - А углов?

       - Ну, вот  это и есть треугольник.

      После  знакомства  детей   с   видами   треугольника   (остроугольный,

прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:

Обведите вершину прямого  угла треугольника красным карандашом,  тупого  угла

– синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.

 

 

 

Закрась остроугольные треугольники.

 

 

 

Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько  прямоугольных

треугольников изображено на чертеже.

 

      Тема:  Знакомство   с   четырехугольником.   Виды   четырехугольников.

           Построение четырехугольников.

      Этот урок  направлен на развитие всех  видов мышления,  пространственное

воображение.

      Приведу  примеры заданий на развитие  наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления.

                                 Фрагмент 2.

       I. Повторение.

      а) повторение  об углах.

      Возьмите  лист бумаги. Произвольно согните   его.  разверните.  получили

прямую линию. Теперь согните  лист по-другому. Посмотрите  на  углы,  которые

получили без линейки  и карандаша. Назовите их.

      Согните  из проволоки:

 

 

 

      После знакомства  с четырехугольником и  его   видами,  были  предложены

следующие задания:

      1)

 

 

 

      Сколько  квадратов?

      2) Сосчитайте  прямоугольники.

 

 

 

Найдите 9 квадратов.

 

 

 

                                 Фрагмент 3.

       Для  выполнения практической работы  было предложено такое задание:

      Скопируйте  данный  четырехугольник,  вырежи  его,  проведи  диагонали.

Разрежьте четырехугольник  на два  треугольника  по  той  диагонали,  которая

длиннее и выложи из полученных  треугольников  такие  фигуры,  как  показаны

ниже.

 

      Тема: Повторение  знаний о  квадрате.  Знакомство  с  игрой  "Танграм",

           конструирование из его частей.

      Этот урок  направлен на  активацию  познавательной  деятельности  через

решение  логических   задач,   развитие   наглядно-образного   и   наглядно-

действенного  мышления,  внимания,  воображения,  стимулирование   активного

творческого труда.

 

                                 Фрагмент 4.

      II. Устный  счет.

      - Урок начнем  с небольшой экскурсии в "геометрический  лес".

      Дети, мы  с вами попали в необычный  лес. Чтобы в  нем  не  заблудиться,

надо назвать  геометрические  фигуры,  которые  "спрятались"  в  этом  лесу.

Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.

 

 

 

      Задание  на повторение понятия прямоугольника.

      - Найдите  соответствующие пары, чтобы при  их сложении  получалось  три

прямоугольника.

 

 

 

      На  этом  уроке  использовалась  игра   "Танграм"   –   математический

конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов  мышления,

творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).

      Для составления  плоскостных  фигур  по  образу  необходимо  не  только

знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных  признаков,

но и умение представить, вообразить, что получится в  результате  соединения

нескольких фигур, зрительно  расчленить образец, представленный контуром  или

силуэтом, на составляющие его  части.

      Обучение  детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.

      1 этап. Ознакомление  детей с игрой: сообщение названия, рассматривание

отдельных частей, уточнение  их названия,  соотношение  частей  по  размерам,

усвоение способов соединения их между собой.

      2  этап.  Составление  сюжетных  фигур   по  элементарному  изображению

предмета.

      Составление  предметных фигур по элементарному   изображению  состоит  в

механическом  подборе,  копировании  способа   расположения   частей   игры.

Необходимо внимательно  рассмотреть  образец,  назвать  составные  части,  их

расположение и соединение.

      3  этап.  Составление  сюжетных  фигур   по  частичному   элементарному

изображению.

      Детям предлагаются  образцы,  на  которых  указано   место  расположения

одной  –  двух  составных   частей,   остальные   они   должны   расположить

самостоятельно.

      4 этап. Составление  сюжетных  фигур  по  контурному,  или силуэтному,

образцу.

      На этом  уроке было знакомство с игрой  "Танграм"

 

                                 Фрагмент 5.

      - Это древняя  китайская игра. В целом это  квадрат,  разделенный  на  7

частей. (показ схемы)

 

 

 

      - Из этих  частей вы должны сконструировать  изображение  свечи.  (показ

схемы)

 

 

 

      Тема: Круг,  окружность,  их  элементы;  циркуль,  его  использование,

           построение  окружности  с   помощью  циркуля.  "Волшебный   круг",

           составление различных фигур  из "волшебного круга".

      Этот  урок  послужил  развитию   умения   анализировать,   сравнивать,

логического мышления, наглядно-действенного и  наглядно-образного  мышления,

воображения.

      Примеры  заданий на развитие наглядно-действенного  и наглядно-образного

мышления.

 

                                 Фрагмент 6.

      (после разъяснения и показа  учителя,  как начертить окружность  с

помощью циркуля, дети выполняют  такую же работу).

      -  Ребята,  у  вас  на  столах  лежит   картон.  Начертите  на  картоне

окружность радиусом 4 см.

      Затем, на  листах красного цвета учащиеся  чертят  окружность,  вырезают

круги, с помощью карандаша  и линейки делят круги на 4 равные части.

 

 

 

      Одну часть  отделяют от круга (заготовка  для шляпки гриба).

      Изготавливают  ножку для гриба, склеивают  все части.

 

          Составление предметных картинок  из геометрических фигур.

       - В "Стране  круглых фигур" жители  придумали   свои  игры,  в  которых

используются круги, разделенные  на  различные  фигуры.  Одна  из  таких  игр

называется "Волшебный  круг". С помощь. этой игры  можно  выложить  различных

человечков из геометрических  фигур,  составляющих  круг.  А  человечки  эти

необходимы для того, чтобы  собирать грибы,  изготовленные  вами  сегодня  на

уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры.  Возьмите

ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.

      Затем учащиеся  выкладывают человечков.

 

      3.3. Обработка  и анализ материалов эксперимента.

 

      После проведения  интегрированных  уроков  по  математике  и  трудовому

обучению мы провели констатирующее исследование.

      Участвовала   та   же   группа   учащихся,   использовались    задания

предварительного  эксперимента  с  целью  выявления,  на  сколько  процентов

повысился уровень развития  мышления  младшего  школьника  после  проведения

интегрированных уроков математики и  трудового  обучения.  После  проведения

всего эксперимента вычерчивается  диаграмма, из которой  можно   увидеть,  на

сколько  процентов  повысился  уровень  развития   наглядно-действенного   и

наглядно-образного мышления  детей  младшего  школьного  возраста.  Делается

соответствующий вывод.

 

      Методика 1. "Кубик Рубика"

      После проведенния этой методики были получены следующие результаты:

 

|№   |Ф. И. учащегося|Задание                           |Общий |Уровень      |

|п\п |               |                                  |резуль|развития     |

|    |               |                                  |тат   |наглядно-дей |

|    |               |                                  |(балл)|ст-венного   |

|    |               |                                  |      |мыш- ления   |

|    |               |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |      |             |

|1   |Кушнерев       |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8     |высокий      |

|    |Александр      |  |  |  |  |  |  |  |  |  |      |             |

|2   |Данилина Дарья  |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3   |высокий      |

|3   |Кирпичев       |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5   |средний      |

|    |Алексей        |  |  |  |  |  |  |  |  |  |      |             |

|4   |Мирошников     |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8   |высокий      |

|    |Валерий        |  |  |  |  |  |  |  |  |  |      |             |

|5   |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5   |средний      |

|6   |Сулейманов     |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10    |очень высокий|

|    |Ренат          |  |  |  |  |  |  |  |  |  |      |             |

|7   |Тихонов Денис  |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3   |высокий      |

|8   |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5   |средний      |

|9   |Тенизбаев      |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10    |очень высокий|

|    |Никита         |  |  |  |  |  |  |  |  |  |      |             |

|10  |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5   |средний      |

 

      Из таблицы  видно, что 2 ребенка имеют очень  высокий  уровень  развития

наглядно-действенного мышления, 4 ребенка  –  высокий  уровень  развития,  4

ребенка – средний уровень  развития.

 

      Методика 2. "Матрица Равена"

      Результаты  этой методики такие (см. Приложение  №1):

      2 человека  имеют очень  высокий  уровень   развития  наглядно-образного

мышления, 4 человека –  высокий  уровень  развития,  3  человека  –  средний

уровень развития и 1 человек  – низкий уровень.

 

      Методика 3. "Лабиринт"

      После проведения методики  были  получены  следующие  результаты  (см.

Приложение 2):

      1 ребенок  – очень высокий уровень развития;

      5 детей  – высокий уровень развития;

      3 ребенка  – средний уровень развития;

      1 ребенок  – низкий уровень развития;

      Составляя  результаты диагностической работы  с результатами методик, мы

получили,  что  60%  испытуемых  имеют  высокий  и  очень  высокий   уровень

развития, 30% - средний уровень  и 10% - низкий уровень.

      Динамика  развития наглядно-действенного  и наглядно-образного  мышления

учащихся представлена на диаграмме:

 

 

 

      Итак, мы  видим, что результаты стали  намного  выше,  уровень   развития

наглядно-действенного  и  наглядно-образного  мышления  младшего   школьника

значительно  повысился,  это   говорит   о   том,   что   проведенные   нами

интегрированные уроки математики и трудового обучения  существенно  улучшили

процесс  развития  этих  видов   мышления   второклассников,   что   явилось

основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.

 

 

 

                                 Заключение.

       Развитие  наглядно-действенного  и  наглядно-образного   мышления  при

Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников