Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |
- А углов?
- Ну, вот это и есть треугольник.
После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный,
прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:
Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла
– синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.
Закрась остроугольные треугольники.
Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных
треугольников изображено на чертеже.
Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников.
Построение четырехугольников.
Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное
воображение.
Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления.
I. Повторение.
а) повторение об углах.
Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили
прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые
получили без линейки и карандаша. Назовите их.
Согните из проволоки:
После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены
следующие задания:
1)
Сколько квадратов?
2) Сосчитайте прямоугольники.
Найдите 9 квадратов.
Для
выполнения практической
Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали.
Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая
длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны
ниже.
Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм",
конструирование из его частей.
Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через
решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно-
действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного
творческого труда.
II. Устный счет.
- Урок начнем
с небольшой экскурсии в "
Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться,
надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу.
Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.
Задание
на повторение понятия
- Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три
прямоугольника.
На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический
конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления,
творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).
Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только
знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков,
но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения
нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или
силуэтом, на составляющие его части.
Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.
1 этап. Ознакомление
детей с игрой: сообщение
отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам,
усвоение способов соединения их между собой.
2 этап. Составление сюжетных фигур по элементарному изображению
предмета.
Составление
предметных фигур по
механическом подборе, копировании способа расположения частей игры.
Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их
расположение и соединение.
3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементарному
изображению.
Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения
одной – двух составных частей, остальные они должны расположить
самостоятельно.
4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,
образцу.
На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм"
- Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7
частей. (показ схемы)
- Из этих
частей вы должны
схемы)
Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование,
построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг",
составление различных фигур из "волшебного круга".
Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать,
логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,
воображения.
Примеры
заданий на развитие наглядно-
мышления.
(после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с
помощью циркуля, дети выполняют такую же работу).
- Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне
окружность радиусом 4 см.
Затем, на
листах красного цвета
круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части.
Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба).
Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части.
Составление предметных
- В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых
используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр
называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных
человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти
необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на
уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите
ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.
Затем учащиеся выкладывают человечков.
3.3. Обработка
и анализ материалов
После проведения интегрированных уроков по математике и трудовому
обучению мы провели констатирующее исследование.
Участвовала та же группа учащихся, использовались задания
предварительного эксперимента с целью выявления, на сколько процентов
повысился уровень развития мышления младшего школьника после проведения
интегрированных уроков математики и трудового обучения. После проведения
всего эксперимента вычерчивается диаграмма, из которой можно увидеть, на
сколько процентов повысился уровень развития наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Делается
соответствующий вывод.
Методика 1. "Кубик Рубика"
После проведенния этой методики были получены следующие результаты:
|№ |Ф. И. учащегося|Задание
|п\п |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |
|1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |
| |Александр | | | | | | | | | | | |
|2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |
|3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |
| |Алексей | | | | | | | | | | | |
|4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8 |высокий |
| |Валерий | | | | | | | | | | | |
|5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |
|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|
| |Ренат | | | | | | | | | | | |
|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |
|8 |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |
|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|
| |Никита | | | | | | | | | | | |
|10 |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |
Из таблицы видно, что 2 ребенка имеют очень высокий уровень развития
наглядно-действенного мышления, 4 ребенка – высокий уровень развития, 4
ребенка – средний уровень развития.
Методика 2. "Матрица Равена"
Результаты этой методики такие (см. Приложение №1):
2 человека
имеют очень высокий уровень
мышления, 4 человека – высокий уровень развития, 3 человека – средний
уровень развития и 1 человек – низкий уровень.
Методика 3. "Лабиринт"
После проведения методики были получены следующие результаты (см.
Приложение 2):
1 ребенок
– очень высокий уровень
5 детей – высокий уровень развития;
3 ребенка – средний уровень развития;
1 ребенок – низкий уровень развития;
Составляя
результаты диагностической
получили, что 60% испытуемых имеют высокий и очень высокий уровень
развития, 30% - средний уровень и 10% - низкий уровень.
Динамика
развития наглядно-
учащихся представлена на диаграмме:
Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младшего школьника
значительно повысился, это говорит о том, что проведенные нами
интегрированные уроки математики и трудового обучения существенно улучшили
процесс развития этих видов мышления второклассников, что явилось
основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при
Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников